Два вещих сна

Александр Пересыпкин
Моя дальняя родственница рассказала мне эту историю много лет тому назад. Мелкие подробности уже стёрлись из памяти, но основные эпизоды я запомнил на всю жизнь, настолько впечатлил меня этот рассказ.

– Я тогда была ещё маленькой девочкой, – начала свой рассказ Тамара. – Мы жили в деревне. Я сильно заболела двухсторонним воспалением лёгких, температура у меня была очень высокая. И вот однажды ночью…

Моя родственница на минуту умолкла, собираясь с душевными силами. Видно было, что вспоминать ей о той истории трудно, но в то же время ей хотелось выговориться, попытаться хоть как-то сбросить тяжёлый камень с души.

***

– Наверно, это был сон, – продолжила Тамара. – Ужасное сновидение. Или это было на самом деле? Не знаю. Ещё днём мою кровать родители поставили ближе к русской печи. И вот ночью из этой печки вылезает древняя старуха. Совсем дряхлая, лет сто или двести ей. А в руке у неё крест металлический, почему-то ажурный, весь в дырочках.
Страшная старуха приблизилась ко мне. Я лежала ни жива ни мертва от страха.

– Я пришла, чтобы забрать тебя, – сказала старуха замогильным голосом.

– Куда забрать? – прошептала я в ужасе.

– Я умерла восемьдесят лет тому назад, когда мне было восемьдесят лет. И с тех пор выполняю данное мне поручение, забираю души тех, кому пришла пора умереть. Сейчас я должна забрать тебя.

– Бабушка, я не хочу умирать! – Я вскочила с кровати и начала умолять старуху. Казалось, её дряхлая кожа вот-вот начнёт сползать и падать с её морщинистого лица. – Я не хочу умирать! Бабушка! Не хочу умирать!

Старуха призадумалась. Непонятно как, но перед ней вдруг появился стол с книгой.

– Это книга жизни, – пояснила старуха. Раскрыла она книгу и углубилась в чтение.

Так же неизвестно откуда на столе появилась свечка и стакан с водой. Старуха махнула около них своим чёрно-серым платком. Пламя свечи колыхнулось, но не погасло, а из стакана выплеснулось немного воды.

Я подумала, что это неправдоподобно. Как из стакана могла выплеснуться вода, если поток воздуха оказался таким слабым, что даже свеча не погасла?

В таком образном виде, понятном даже маленькой девочке, Тамаре было показано, что вероятность исполнения её просьбы оставить её в живых столь же мала, как вероятность выплескивания воды из стакана. Это было маловероятное ответвление от основного русла её судьбы.

Всё же горячие мольбы Тамары были услышаны тем, кто творит судьбы людей.

– Твоя просьба будет исполнена, – сообщила, наконец, старуха. – Но это повлияет на судьбу твоей матери. Она умрёт через двадцать лет.

Сказав это, старуха направилась к печке и исчезла в ней тем же путём.

 ***

– А мать моя тогда была ещё молодой и совершенно здоровой, – со слезами на глазах продолжала Тамара. – Не помню, сколько дней ещё я провалялась тогда с высокой температурой. Помню только, что жутко боялась той печки. Мои родители видели, в какой ужас впадала я при виде печи, какие мучения я испытывала, и в конце концов были вынуждены сломать эту проклятую печь.
– Шли годы, но никакие болезни к маме не приставали. Я выросла, вышла замуж и переехала жить в Москву.

– Ровно через двадцать лет после того случая с печкой, когда я уже жила в Москве, получила из родной деревни телеграмму с известием о том, что мама умирает. Я срочно приехала в деревню и вместе с другими женщинами начала готовиться к похоронам. Отчего мама умирает, никто не знал, врачи не могли поставить диагноз.

– И вот моя мать умерла. Ночью мне приснился второй вещий сон. Я видела похороны во всех подробностях. На виске у мамы в волосах было что-то красноватое. Наконец, похороны закончились и я увидела второй эпизод этого сна. Мама сидит на лугу, вокруг неё красивые цветы, и говорит мне, что теперь у неё всё хорошо, не надо о ней беспокоиться, а надо сделать только одно – отдать долг попу, который участвовал в похоронах. На этом сон закончился.

– Позже я узнала, что маме после смерти сделали вскрытие, чтобы установить причину смерти. Нашли в её голове опухоль. Омыли её потом не очень тщательно, поэтому на виске в волосах осталось немного крови, которую я видела во сне. Также мне сказали, что в похоронных хлопотах забыли заплатить попу. Пришлось отдать попу долг, как просила её мать.

Я потом долго размышлял на тему вещих снов, много раз слышал подобные истории, когда один человек умирал вместо другого. Например, широко известна история о том, как Серафим Саровский попросил знакомую ему монахиню Елену Мантурову умереть вместо её больного брата Михаила, труд которого был очень нужен монастырю. Михаил поправился, а Елена вскоре скончалась. Уже лёжа в гробу, она несколько раз улыбнулась.

На том свете кому-то нужны наши души.