Ошибки. Старая пила

Геннадий Захаров
               


       - Батя! Я собирался дяде Диме–гармонисту кувшинчик пива отнести. Он ведь вчера весь вечер у Сереги играл, к нам не захо¬дил. Ты не против?
      - А почему я должен быть против?! Сходи. Заодно послушаешь, как Варька ему с утра мозги пилит. После каждой гулянки ему, как минимум, пару дней житья нету. Сама-то она никуда не ходит, а Митька погулять любит.
      - Тем более, – ухмыльнулся Иван, – что он, идя домой от Алексея Михайловича, наверняка, заглянул к Дуньке. Мимо её дома он никогда не пройдет, особенно если под хмельком. Варька это знает, вот и пилит его потом целыми днями.
    – Не трепли, Ванька, языком. Не баба. Ну, если и зашел он к Дуньке, так что ж тут такого? Поди, уж лет пятнадцать, как у нее мужика не стало. Раньше, к примеру, говорили, что если мужичок заходит к одинокой жаждущей женщине, то такой поступок нельзя не одобрить. Более того: за каждый такой поступок с мужичка сорок грехов снимается. А это тебе не шухры-мухры! Уловил?!
      - Ну, батя, ты даёшь! – удивился Иван, – ра¬ньше мы от тебя такого не слышали. Видать, и у тебя где-то сударушка обзаведена.
      - А вот это уж мое дело... Правильно, Николай, бери кувшин, угости Митьку нашим пивом, а мы с Иваном пока здесь чем-нибудь займемся.
Буквально через несколько минут с кувшином в руке, Николай подходил на окраине деревни к вы¬сокому забору дома Димы-гармониста. И ворота и дверь на крыльцо были не заперты. Не найдя на крыльце голика, он наскоро обстучал снег с валенок об порог, вошел в дом. В прихожей, около окна сидел хозяин, насаживая новую ручку на трехгранный напильник.
      – Здравствуй, дядя Дима!
      - А-а-а! Николай! Проходи, присаживайся. С какими делами?
      - Я тебе пива принес. Попробовать. Ведь ты вчера к нам не заходил. Вот батя и послал меня. Бери кувшин, попробуй.
      - Танюшка! Принеси-ка с кухни две кружки. У нас гости.
Из кухни выскочила раскрасневшаяся Татьянка, подала отцу кружки, скороговоркой проле¬петала:
    – Здравствуй, Николай! А я вот пироги пеку. Скоро испекутся, не уходи пока, попробуешь горяченьких. Около печки так жарко! Наполнив кружки, Дмитрий взял одну из них, повернулся к Николаю:
      - Бери Николай! Выпьем за ваше благополучное возвращение. Вчера я у Алексея играл, поэтому голова сегодня трещит, как пустая бочка из-под кваса.
      - Да я уже пил сегодня пиво. Сейчас не хочется. Ну, если только пару глотков...
      - Дай мне попробовать, – схватила кружку Татьянка, – около печки так жарко, во рту пересох¬ло.
Дмитрий, не торопясь, опустошил кружку, налил вторую и, крутя в руке напильник с новой руч¬кой, пояснил Николаю, что недавно купил новую пилу, а она  оказалась слабо закаленной, не пилит. Спросил дочку:
    – Танюша, ты не видела, куда у нас подевалась старая пила?
На кухне что-то загремело. "Ухваты почему-то упали, наверное, кот неудачно с печки спрыг¬нул" – подумал Николай. Но, он ошибся. Через секунду, с ухватом в руке, выскочила в прихо¬жую Варвара.
    – Это что еще за новости?! Раньше ты меня пилой называл. Молчала! А сейчас: «старая пила!». Какая я тебе старая? Я, почитай, на пять лет моложее тебя... Видите ли: "старая пила"! Молодых ему подавай! Вот я тебя ухватом!
      Николай непонимающе моргал глазами, переводя взгляд то на разъяренную Варвару, то на её мужа. Татьянка, хихикнув в кулачек, с кружкой в руке, быстро юркнула в соседнюю комнату. Варвара, как дворовая собачонка, всё кричала, кричала, кричала, стукая ухватом по полу.
      Дмитрий, немного помолчав, взглянул на жену, хотел ей что-то пояснить, но, не выдержав её истерики, схватился за живот и залился неуем¬ным смехом. Варвара, ничего не понимая, вдруг замолкла, уставилась на гостя.
      - Здравствуй, тетя Варвара… – вырвалось у Николая.
      - Ах, вы, пьянчуги! А это что еще за племянни¬чек объявился? Я тебе покажу тетю! Снег, почему с валенок не обмел?!
      - Так на крыльце голика нету!
      – Ах! Тебе голика нету? Голик ему подавай!
    Дмитрий, продолжая хохотать, привстал, несколько придя в    себя, пытался остановить жену:
      - Что ты Варя? Зачем на парня набросилась? Он-то причем, если у тебя мозгов не хватает?
      - Мозгов у меня нет? Тебе, значит, с мозгами подавай! Я сейчас тебе подам с мозгами! А ну рассказы¬вай: где ночью был?
      - Как где? Известное дело: у Лешки играл. Он и тебя звал, так ты не пошла.
      - Есть мне время по гулянкам ходить!
      - Так ведь гулянка-то вечером, да ночью была. Самое время.
      - Нет! Ты выкладывай: где ты был после гулян¬ки? Я из-за тебя всю ноченьку не спала.
     Дмитрий опустил голову и еле слышно, с нотками глубокого сожаления в голосе, проговорил:
      – Эх, Варя, Варя! А ты думаешь, что я спал!!!
     От этих слов Варвара опешила, но затем сквозь зубы процедила:
     – Конечно! С такой бабой разве уснешь!
    Николай хихикнул, не ожидая такого поворота событий.
     – А ты что надсмехаешься? – переключилась на Николая хозяйка, – пришел, снега нанес целую избу, а вдобавок еще и хихикает! Я тебе покажу, как хихикать!
Схватив в углу веник, она подбежала к Николаю, наотмашь стала колотить веником по валенкам. Свалившиеся на пол мелкие комочки снега она со злостью махнула в сторону порога со словами:
      - Выметайся из моего дома! Чтобы духу твоего здесь больше не было!
      - Цыц, старая! Причем тут парень? – снова вмешался хозяин.
      - Ах! Так ты снова меня старухой называешь! – закричала Варвара, и из её уст полетел поток такой отменной брани, что Николай не выдержал, встал и незаметно для схватившихся в перепал¬ке хозяев вышел на улицу.
      - Тяжело дяде Диме с такой мымрой, – размышлял про себя Николай, – да и Татьянке, видать, не сладко приходится. Эта старая пила теперь и на нее набросится...
    Под тяжелыми впечатлениями от увиденного Николай и не заметил, как оказался около своего дома.
      - Что-то ты долго ходил? К Палашке с Архи¬пом не заглянул? – поинтересовался отец, си¬девший на крыльце с цигаркой в зубах.
      - К нашим не заглядывал. Я был у дяди Димы. Посидели, поговорили о службе, о житье-бытье. А куда спешить? Сегодня воскресенье!
      - Знаю я эти разговоры о житье-бытье! Варька здорово ругается?
      - Есть чуток.
      - Наверное, и тебе досталось? Не обращай на нее внимания. У этой склочницы, видать, с головой что-то не в порядке, добеги лучше до наших. Пусть приходят. Почитай, все собрались. Бабы на стол накрывают.
Николай неохотно развернулся обратно, но, увидев выходивших из-за поворота сестру Палашку с Архипом прокричал:
      - Эй, вы! Что так долго спите? Мы с батей уже успели все дела переделать...
      - Видел, видел, как ты мимо нашего дома куда-то с кувшином шел, – подметил Архип, – а к нам-то, почему не зашел? Поначалу я поду¬мал, что ты мне пива на похмелку несешь. Даже в окно тебе стукнул, да ты, видать, о чем-то другом думал и не обратил никакого внимания.
      - Это я к дяде Диме ходил. Он ведь у нас вчера не был, да и сегодня ему некогда...
      - Я тебе не завидую, – вздохнул Архип, – на¬верняка от Варьки и тебе перепало. Неудачно для тебя сегодня день начался.
      - Это еще не всё! Спроси-ка ты у Николая, как он с Воронком сегодня подружился… –  вставил отец.
Архип с Палашкой вопросительно уставились на Николая, а тот, немного смутившись, пояснил:
      - Мы с батей пытались разобраться, в чем отли¬чие в понятиях "враг и ворог". Сами не разоб¬рались, спросили у Воронка, тот нам обоим ра¬зъяснил.
      - А, в самом деле, что такое враг – известно. А что такое ворог?
Захар Захарович подошел к зятю, поздоровался за руку и, похлопав его по плечу, предложил:
      - Пройдем до конюшни, я Воронка выведу, он и тебе разъяснит. Николай от его разъяснения мет¬ра на четыре в сугроб отлетел и полчаса размыш¬лял, почему все кости целыми остались.
      - Понял! Понял! – перебил Архип, – лучше пой¬демте за стол... И в самом деле, у Николая сегодня сплошная невезуха с утра: сначала Воронок, затем Варька-Митиха. А это всё от того, что ты, Николай, вчера за столом мало посидел. На улицу, видите ли, ему хотелось. Вот от этого сегодня и невезуха! Так, Захар Захарович?
    – Кроме того: утром вместо пива сам холодную воду хлестал, да еще и меня угощать пытался. Ошибки, Николай, надо исправлять! Пойдемте за стол. Вон и хозяйка нам в окно знаки подает, чтобы заходили, а не трепали языками на морозе.
     - Что, мужики, на стол поставить для вас: кружки для пива, или чайные чашки? Самовар уже второй раз вскипел… – уточнила Дарья Матвеевна.
     – Ну, мать, – усмехнулся Захар Захарович, – ты как первый день на свете живешь! Еще задолго до нас установлен порядок: на второй день праздника бабам – чай, а мужикам – пиво... Рюмки тоже поставь. Вчерашнюю ошибку Николая будем исправлять.




              (продолжение следует)