лпх Г. Седов 1958г. Арктический рейс

Лев Закрутин
1958 год. Ледокольный пароход "Георгий Седов" - ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ АРКТИКИ,

  Вот уже год прошел как я после окончания РМУ начал работать в Мурманском Арктическом пароходстве,но по северным морям походить пока не удалось-все посылали на отстойные суда.На берегу веселей-а в морях интересней,для того и в плавсоставе числимся.

  В те годы многие моряки, попав в береговую обстановку находили забвение в пьянке и достойного  занятия себе не находили.Что же говорить об отстойных и ремонтирующихся месяцами судах.Некоторые суда использовались как общежития для моряков резерва и на них иногда гудело от веселья-посетителями были не только моряки ,но и "бичи" ,и проститутки.Приходишь иногда с берега переночевать  на свою законную койку ,не тут то было - место уже занято кем то.Меня  коробило от такой обстановки и я рвался в моря,но резерв был большой,а пароходов - мало.

  Но вот, наконец,  направление на действующий пароход! Инспектор Суханов с ухмылкой пожелал мне удачи :рейс предстоит в дальнюю Арктику - давай молодой дерзай. Ходить предстояло не на какой нибудь шаланде, а на ордена Ленина ледокольном пароходе "Георгий Седов" - вот какой чести я удостоился!  Этот пароход давным - давно знала вся страна и я представить себе не мог ,что он все ещё колет арктические льды.

 Добираться надо было через Архангельск в Северодвинский военный судоремонтный завод,где пароход готовили к очередной арктической навигации. Добрался нормально,предстал перед стармехом - старым морским волком Глаголевым. Тот скептически оглядев меня,неожиданно спросил -"ты как насчет выпивки ?"От неожиданности я стал что-то бормотать типа ,что я мол никак.
-"Плохо,но поправимо,готовь заведование к рейсу,"- подбодрил меня начальник.Пароход был очень древний и техника тоже не обновлялась давно,но все работало.Удивило,что не экономили на материалах при постройке:осушительная система была из свинцовых труб,многие другие системы из медных труб-запаять свищ  было не трудно. Еще надо было подремонтировать палубные паровые лебедки. Но вот ремонтные работы подошли к концу.Пора было отчаливать из СРЗ и вставать на погрузку снабжения для героических полярников Новосибирских островов к причалам Бакарицы в Архангельске.

   Начали погрузку угля в трюм - топлива для полярных станций и продуктов.Команда готовилась тоже.Архангельск не  Одесса и было не до благородных вин, некоторые опытные кочегары затаривались цветочным одеколоном,эта мерзость пенилась в стакане,но была доступна и дешева.К слову говоря,  работали эти кочегары за еду - заработки мизерны, лишь бы семью как-то поддержать.
  На борт погрузили плоскодонные плашкоуты и маломощный катерок для их буксировки.Был конец жаркого лета, на берегу все цвело.На пляжах народ купался и загорал,прогуливались прекрасные соломбалки по набережной Двины,а мы даем прощальный гудок и вперед - туда где нас заждались среди непроходимых льдов и пурги замученные цингой и холодом зимовщики метеостанций Новосибирских островов.

   Рейс предстоял трудный - автономное плаванье без помощи ледокола в тяжелых льдах. В течение  ледового плаванья выручала авиаразведка, указывая направление на разводья во льдах.Старинная судовая паровая машина была открытого типа с кулисами и мощностью 2500 лс ,но чтобы выдать эту мощность нужно держать пар на марке и хороший отборный уголь для топок двух котлов.Вот угля-то хорошего и негде было взять на Арктической трассе.

   Подошли к Диксону , запросили воды - для котлов её надо,получили отказ: магистраль разморожена,пополняйтесь где хотите!
   Капитан у нас опытный не растерялся.Стали искать и нашли талую воду на льдине.Заправились водой,путь предстоял еще далекий, надо бы и уголька добавить в бункера.Встали к причалу в Диксоне, команде аврал.Предстояла работенка: на грузовиках подвозили уголь,мы затаривали его в мешки и ссыпали в люки на палубе -1000 мешков пришлось осилить, просто не было никакой техники нам в помощь.Одна надежда у команды - отдохнем в море.Однако,не тут-то было : в одном из котлов ,а они были дымогарной конструкции с тремя топками, появился свищь и пар стал проникать  в огневое пространство-недопустимая беда.Хочешь-не хочешь ,а надо лезть в раскаленную топку и ставить заглушки на дефектные дымогарные  трубки.Отобрали самых молодых и крепких (среди них был и я)надевали на добровольца фуфайку-ватник, ватные брюки,зимнюю шапку ушанку и валенки и он лез с заглушкой в раскаленную до  150 градусов топку.Ему надо было за несколько минут быстро установить и закрепить по технологии заглушки-это было сделано за несколько попыток поочереди добровольцами.

  Даже постоянная тряска и грохот льда не мешали уставшим людям забыться.А вот машинной команде еще меньше отдыха: не успеешь отдохнуть после вахты объявляется подвахта - надо вирать шлак из кочегарки за борт с помощью ручной лебедки и бадьи.Шлака было много, уголь плохой - много пустой породы,в кочегарке горы дымящегося ,раскаленного шлака - кочегары задыхались от  жары и дыма.В ответственные моменты тяжелых льдов на решетках над кочегаркой кто-либо из комсостава подбадривал кочегаров - "пароход не движется -  пару,пару давай !"Капитан тоже самое орал вахтенному механику в переговорную трубу.

  Однако возможности человека и техники были ограничены: пару хватало на 15-20 минут форсированной работы паровой машины и все - опять чистить топки и раскочегаривать новые порции уголька.На таком режиме перегревались подшипники старушки  машины - смазка их была фитильная,вахтеннный механик и машинист не успевали добавлять достаточно смазочного масла маслёнками на все подшипники.Вот  уже и параллели задымились от усиленного трения ползуна, стармех Глаголев кричит машинисту Иванову-"лей,лей масло ,не жалей , а то расплавится подшипник".Машинист с верхних решеток и плеснул масло прямо из ведра на ползун,но большая часть его брызнула прямо на голову стармеху. Трёхэтажными матами были одобрены действия машиниста.

    На следующей вахте всё сначала и опять рывок вперед по разводьям. Иногда поднимался ветер и ледяные поля давили на борт и лезли на  палубу, но корпус судна выдерживал.От отчаяния  пробовали взрывать льды по курсу шашками взрывчатки, но это не помогало. Ждали улучшения погоды.

   В конце концов стали приближаться к месту разгрузки - одному из островов Новосибирского архипелага.Зима в Арктике наступает быстро,ещё сентябрь, а уже молодой ледок появился в разводьях.На горизонте показались антенны - добрались все же до цели,хотя и с опазданием. Зимовщики ракетным салютом встречали спасителей.

   Кончился "отдых" у команды, за работу: выгрузили плашкоуты и катер за борт,опять затаривание мешков углем и погрузка их на плашкоуты.Успеть бы хоть сколько-нибудь доставить топлива и смену островитянам, который год уже ждут.Затарахтел катерок потащил плашкоут с трудом между льдин и метров за 100 до берега встал: дальше мелководье и надо мешочки угля самим таскать на остров, побрели расталкивая ледок чуть не по пояс в ледяной воде - при такой работе замерзнуть не успеешь.Слава, богу удалось сменщикам добраться до своих и уголька пару плашкоутов выгрузили.Пополнили запасы продуктов зимовщикам.

   Теперь мы стали задумываться,что  и сами можем не вернуться на судно и влиться в славные ряды полярников,если не поспешим на судно.Мороз уже всерьез стал сковывать льды.Возвратились с трудом :топорами проделывая путь плашкоуту в молодом льду. На борту нас отхаживали от простуды вливая живительные порции спирта/не бесплатно-высчитали из заработка/.

   Дальнейшая цель была добраться до порта Тикси для зимовки там, о большем не мечтали: получали сообщения ,что ледовая обстановка опять крайне тяжелая и даже ледоколам во главе с "Ермаком" придется зимовать в районе Тикси.Опять повезло -  льды пропустили наш геройский пароход и мы встали на якоря на внутреннем рейде Тикси в отличие от ледоколов вставших на зимовку в 2-х милях от Тикси - им же хуже - нередко моряки обмораживались на тропе проложенной по заливу при походах до порта Тикси.

 Из пароходства приказано было подготовить пароход к замерзанию - осушить все системы,механизмы и котлы от воды.На все работы затратили большие усилия. Уголь в бункерах уже закончился и топки своих котлов были погашены.  Для освещения проложили электрическую линию с берега.
Обкололи от льда руль.Оставили часть экипажа на зимовку - сторожить судно и обкалывать руль.Остальные стали ждать летной погоды,чтобы улететь в долгожданный Мурманск.Последние дни спасались от замерзания на остывающих паровых котлах - в каютах лютовал сорокаградусный мороз.

Но вот полярный оранжевый самолетик ЛИ-2 понес нас на Запад.Летели и делали посадки в любую метель,по пути нас принимали на ночевки в теплых  гостинницах.Прошло более 2-х суток и вот мы и в Архангельске.Добрался я наконец и до родного  Мурманска. Больше о пароходе и его дальнейших рейсах я не слыхал.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ :  http://proza.ru/2009/06/05/954