О вдохновении

Александр Грайцер
Творчество без вдохновения невозможно. В отличие от  рутиной работы, во время которой, как в старом армейском анекдоте, копают канаву от забора и до обеда. Творчество без вдохновения – это просто труд. Человек навьючивает себя, как вола, монотонными операциями, и тупо и автоматически выполняет их за кусок хлеба.
 
Собственно, творчество начинается там, где начинается вдохновение. Поэтому у многих творческих людей  есть свои способы, как достигать вдохновения. Часто они просто много работают в надежде, что рано или поздно вдохновение появиться, и тогда, может быть, получиться что-либо интересное. У писателя Юрия Олеши было даже такое правило «Ни дня без строчки». Так он и назвал свои дневники.
 
Есть другой способ, на мой взгляд, более эффективный. Нужно научиться любить то, что ты делаешь. Или, наоборот, делать то, что  любишь. Вот тогда человек от самого процесса получает наслаждение. Это и есть творчество.
 
Помню, когда я служил в армии, командир приказал разбросать огромную гору снега. Работы было часа на три, минимум. Но я так вдохновился, что и других вдохновил. Мне так понравилось разбрасывать снег, что мы управились за час.  И я еще пожалел, что все закончилось так быстро. Я с удивлением открыл для себя, что работа может быть такой приятной и волнующей.
 
Нет, я вовсе не был большим любителем физического труда. Сказать обратное было бы значительно справедливее. Ну, вот в данном случае, как говорится, захотелось. Почему? Не помню. Точнее, не знаю. Пути вдохновения – непредсказуемы.
 
А  если вы что-то действительно любите делать, то ждать вдохновения не нужно. Оно уже здесь. Вдохновение фактически та же любовь. Масло, которое подпитывает светильник. И огонь, который светит во тьме.
 
Если парень любит девушку, его к ней притягивает. Ему приятно быть с ней. Вряд ли кто-то будет стремиться на свидание, если девушка не нравится. Точно так же, если человек любит  писать рассказы, играть на гитаре или в футбол, он будет спешить на встречу с любимым занятием, как на свидание с возлюбленной.
 
Вот только как полюбить что-либо? И можно ли  полюбить все и вся?
 
 Я думаю,  если человек что-либо или кого-либо не любит, то от непривычки или от непонимания. Чтобы что-то полюбить нужно открыть в этом  приятные и полезные стороны. Но чаще, к сожалению, бывает совсем наоборот. Родители отбивают у своих детей любовь к искусству, из-под палки заставляя их ходить на уроки музыки. Неумелые педагоги отбивают у учеников любовь к самому процессу обучения. А ведь познание может быть интереснейшим и увлекательнейшим делом!
 
Нечестивые политики сеют вражду и ненависть между народами, развязывая войны. А ведь все народы могут жить в мире и взаимопомощи друг другу!
 
Будучи школьником, я не понимал классической музыки. Этот язык общения был мне просто не знаком. Моя тетя ежедневно ставила пластинки на свой старый проигрыватель и с такой любовью и нежностью слушала их, что и я невольно заинтересовался и стал прислушиваться. Что она там нашла? А если нашла, значит, там есть что-то интересное! Но что именно?
 
Я прислушивался, напрягая свое ухо, к шипящей записи, и спустя некоторое время открыл, как могут быть приятны плавные скрипичные мелодии или серебряные переливы фортепиано. Какое наслаждение они могут доставлять и какой покой навевать! Я пристрастился к этой музыке и если долго ее не слушал, то мне  ее уже начинало не хватать!
 
Весь мир, в котором мы живем, подобен прекрасной розе, которой можно любоваться и восхищаться! Но стебель розы покрыт шипами. И если вы неумело и неосторожно возьмете цветок, то он исколет вам руки, принеся боль и страдания. Уколы шипов могут быть так болезненны, что красота цветка может восприниматься, как чудовищное уродство. Мир так может показаться гнуснейшей клоакой. Но одновременно мир – это удивительное и прекрасное творение!
 
Наши страдания и ненависть, раздражение  и злоба – от неумения любить. От того, что мы не знаем, как это делать, и не умеем жить. Мы живем без любви, а потом нарекаем, почему  мы несчастны и почему все так плохо.
 
Истинное вдохновение приводит к любви. Речь не об азарте игрока, ставящего на кон все свое состояние. Не об алчности богатства и не о похоти вожделения. Красота это розы тебе не принадлежит, поэтому не стоит, чтобы она до умопомрачения кружила тебе голову. Тогда ты обязательно исколешься  об  ее острые шипы.
 
Речь и не о бегстве от мира в иллюзию наркотиков или алкоголя. Потому как красота этой розы реальна и вполне осязаема. Весь мир создан как выражение любви Его творца.
 
Текст, который написал человек, любящий писать, делающий это с вдохновением, принципиально отличается от текста, написанного без любви. Даже если последний и грамотнее, и умнее, и выглядит солиднее. Лишь вдохновение способно зажечь, родить новое вдохновение. Лишь вдохновение способно привести к любви.
 
Когда человек любит, он пребывает в Царстве Божьем. А если не любит, то находится в аду. Так можно ли научиться любви?