Языки творчества

Александр Грайцер
Много языков у творчества. Поскольку творить можно на любом языке. На языке словесном, так называемом вербальном. Творить можно и  без слов. Математики, например, творят на языке цифр. Музыканты – на языке звуков, а танцоры на языке тела, пластики. Художники – на языке красок и линий, а фотографы, операторы просто берут готовые формы жизни, как мы их видим, и с помощью неожиданного ракурса или монтажа создают свое искусство – фотографию или кинофильм.
 
Если вы собрались творить, то для начала определите для себя,  какой язык ближе и понятнее вам, на каком вы думаете, и какой язык вы понимаете. Мне, например, ближе всего язык вербальный, то есть, язык слова. С детства я читал книги, множество книг, и у меня более всего развился именно этот язык. Вполне, вероятно, что тут играют свою немаловажную роль даже гены.
 
Мой отец занимался журналистикой и литературой, был членом Союза журналистов СССР. А дед, вообще, был очень талантливым журналистом, редактором газеты. Мой прадед, как рассказывал мне отец, был кантором в синагоге, то есть музыкальным работником, певцом. И как бы то ни было, я более всего в своей жизни занимаюсь именно литературой и музыкой. Хотя и в других видах творчества также пробую себя.
 
А каким языком более всего пользуетесь вы? Разберитесь в этом. Для меня было настоящим шоком открытие того факта, что люди говорят на разных языках. Не в смысле иностранных -  русском, японском и т.д. А именно на разных понятийных языках. Они понимают мир различным способом. И мир говорит к ним тем языком, который они понимают.
 
Так до определенного времени я был в иллюзии насчет того, что с каждым человеком можно договориться с помощью слов. И когда я увидел, что близкий мне человек, моя собственная жена, не в состоянии меня понять, и вовсе не потому, что я плохо объясняю, а потому что язык слов для нее – чужой, этот язык просто не пользуется доверием у нее, -  я что называется, чуть  не «выпал в осадок». Я даже не сразу это понял, искал причины ее  непонимания  в себе или в других факторах. А дело оказалось именно в том, что  мы с ней говорим на разных понятийных языках.
 
Для меня слово – это мощный язык. Я знаю и верю, что за словом стоит реальность, что слово описывает или выражает реальность. Более того, оно в состоянии творить эту реальность. Я убежден в этом так же, как я убежден в существовании неба и земли.
Однако моя жена говорит на другом языке. Я бы назвал его языком поступков, действий. А к языку слова  она  относиться с большим недоверием. Да и вообще слова для нее, как это ни странно, мало что значат.
 
Например, когда я не прав по отношению к ней, я просто прошу прощения, извиняюсь. И для меня этого вполне достаточно. Для меня, но не для нее! В то же время, когда она не права передо мной, она не извиняется. И не просит прощения. Она выражает свое сожаление иным способом. С помощью жестов и поступков. С помощью дел. И это необходимо учитывать, если мы хотим достичь взаимопонимания. Более того, кто-то из нас должен овладеть языком другого. Мои проповеди и нравоучения никак не действуют на нее.
 
Когда я начал заниматься театром, я столкнулся с той же проблемой. Театр – искусство синтетическое, он включает в себя одновременно различные искусства – литературу,  и  пластику, и музыку, и костюмы.… Иными словами, театр одновременно говорит со зрителем на нескольких языках. И когда я начал делать спектакль, актеры в нем только и делали, что говорили. И это было скучно и неинтересно, не жизненно. Как сказал бы великий Станиславский по этому поводу – «Не верю!».
 
Пришлось в ходе работы перестраиваться и осваивать другие языки – язык движений, язык танца, язык молчания…
 
Знаете ли вы, к примеру, о том, что актер, настоящий актер, даже если он просто находится на сцене и ничего не говорит, более того, даже если он не двигается, он все равно что-то говорит публике. На каком языке? На языке смысла – праматери всех остальных языков. Своим молчанием и неподвижностью он что-то выражает. Недаром талантливость актера определяется его умением «держать паузу». То есть, количеством  времени, которым актер способен держать интерес публики, ничего не говоря.
 
Некоторые люди в совершенстве владеют языком, назовем его так, зрения. Им достаточно только увидеть ситуацию, явление, другого человека и они сразу все поймут. Что здесь произошло или происходит, какой человек перед ними, что следует от него ожидать. По каким-то, известным только им деталям, они точно понимают ситуацию. Другие в совершенстве владеют языком, назовем его так, слуха. Хорошему механику достаточно только послушать, как работает  мотор в автомобиле, чтобы определить все неполадки. Третьи сосредоточены на слове, которое говорит человек, или которое написано в книге. И если им не рассказать, не объяснить, они ничего не поймут и не увидят….
 
Смысл или дух выражает себя по-разному и у каждого человек есть свой язык творчества. Язык, который он знает и понимает.