Творчество и религия

Александр Грайцер
Часто слышишь, что творчество происходит из религии. Это верно, как впрочем, верно и обратное, что религия происходит из творчества. Так, к Богу я пришел через творчество. И через религию вернулся к творчеству вновь. На новом уровне и новом витке.
 
Единство и различие творчества и религии видно, когда рассматриваешь процесс воплощения или реализации замысла.
 
При воплощении замысла, мысль внедряется в плоть, облекается плотью, мысль реализуется в деле. Она облекается в слова, словно в платья, чтобы получился литературный текст. Либо в звуки, чтобы стать чарующей мелодией. Либо в чувства, чтобы стать поэзией. Она застывает в камне, глине, фарфоре, чтобы стать скульптурой, строением, изделием. Или воплощается в движение, чтобы стать танцем или фильмом. Мысль, имеющая духовное происхождение облекается физической оболочкой. Слово становиться плотью. Небеса объединяются с землей.
 
В основе создания художественного произведения лежат те же принципы, что и в сотворении мира.
 
В  основе любой религии  – воплощение в жизнь религиозного закона, который дан в Священных книгах, то есть, воплощение, реализация этого закона в жизни. Сам закон можно воспринимать, как замысел, а его воплощение или соблюдение его верующими людьми, как реализацию замысла. Верующий, таким образом, - это человек, исполняющий замысел, данный ему. Исполнитель этого замысла.
 
Однако творчество не даром называют высшей формой религии. В чем же ее превосходство над последней? Прежде всего,  в том, что замысел в творчестве не дается творцу в готовом виде. Это замысел рождается в самом творце. Творец задумывает замысел и реализует его – сочиняет рассказ или симфонию, пишет книгу или картину. Сам решает, как ему жить, и как ему петь и дышать. Поэтому уровень ответственности у него намного выше, чем у обычного адепта любой религии. Творцу не нужен посредник!
 
Тогда как принцип посредничества лежит в основе всех существующих религий. Между Богом и человеком обязательно существует промежуточное звено в виде клира священников, Священных текстов и даже административного аппарата, обсуживающего нужды  клира и прихожан. А сама религия давно уже стала организацией с неизбежным для каждой организации элементом бюрократии и формализма.
 
Здесь, на стадии посредничества и происходит искажение замысла, как в детской игре – испорченный телефон. На входе было сказано Слово, а на выходе, при реализации, оно обретает свой противоположный смысл. Лицемерие, фарисейство, ереси и заблуждения – неизбежно сопровождают любую религию. Неизбежно, потому что невозможно обойтись без потерь при отчуждении замысла от его исполнителя.
 
И эти потери неизбежно сокращаются или даже сводятся на нет, когда замысел возникает внутри творца, который сам же и реализует замысел.
 
В будущем религия упразднит институт посредничества. Об этом говорят Священные тексты. Между Богом и человеком не будет никаких посредников, и каждый сам будет научаем и вразумляем Богом. Тогда религия и станет воистину творческим делом, а не только лишь исполнением ритуалов, обрядов, догм и доктрин, навязанных ему извне.