О ремесле и творчестве

Александр Грайцер
Ремесло – это знание технологии и владение ей. То, благодаря чему журналист знает, как написать статью, писатель – как написать рассказ или роман, художник – как нарисовать картину.
 
Ремесло – это умение, без которого трудно что-либо сделать. Что-то может, конечно, получиться и без умения. Но это уже не благодаря ремеслу, а вопреки. Знание технологии и опыт ее применения дают в сумме умение, которое позволяет творцу творить. 
 
Ремесло – это профессия, то есть средство, позволяющее сделать дело, достичь цели. Облегчающее достижение цели. Таково место и значение ремесла для художника.
 
Чтобы овладеть ремеслом люди долго учатся в специальных учебных заведениях. Но некоторые творцы не учатся нигде. Они овладевают умением не в теории, а прямо на практике. Они разбивают много горшков, прежде чем сделают что-то стоящее. Создатель нашего мира уничтожил свое творение в водах всемирного потопа, когда увидел великое развращение человека – Своего творения. Что-то, видно, и у Него получилось, не так, как хотелось.
 
Таким образом, от участи разбивать горшки не застрахован никто. Даже те, кто досконально владеет секретами ремесла.
 
Еще известно, что изделие ремесленника, даже сделанное весьма искусно, еще не обязательно является произведением искусства, или творческим актом, достижением. Владения ремеслом еще недостаточно для того, чтобы быть творцом.
 
Творчество отлично от ремесла примерно так, как живой человек отличается от мертвого, как оригинал отличается от копии или как небо отличается от земли. Вовсе   не ремесло определяет творчество, а нечто иное. Я бы назвал это нечто – печатью духа.
 
Когда в душе творца рождается нечто от духа , это неизбежно отражается и на его творчестве. И, наоборот, когда художник внутренне не обновляется, не развивается, его творчество обесточивается. Он неизбежно повторяется и перестает быть интересным даже себе самому. Он пробуксовывает на месте и становится духовно мертвым. Творец зависим от Духа, от Бога, и никуда от этого закона ему не деться.
 
Вот почему, когда в жизни творца нет самоотдачи, духовного обновления, он перестает творить. Он превращается из творца в ремесленника. Об этом рассказывает фильм Глеба Панфилова «Тема». Можно досконально знать технологию творчества, написать множество рассказов, книг, фильмов и симфоний, но не подняться до уровня искусства, до уровня творчества. Можно быть живым классиком, и при этом живым трупом.
 
Творчество – это, прежде всего, обретение жизни, передача жизни, созидание жизни. Одухотворение ее.  Это – величайшее средство поиска истины, вечно новый путь познания. Тем оно и ценно.