Дом полит каторжан

Сергей Чех
     В один из пасмурных осенних дней, при выезде из таксомоторного парка в середине дня,
 я взял телефонный заказ. Почему в середине дня? - график  был такой - окончание выезда через 12 часов.


    Больше работать при Советской власти не разрешали.
Линейное (рабочее) время строго соблюдалось, чтобы не было переработки за рулем.
При выезде из таксопарка на путевом листе ставился штамп, причём автоматом,
типа компостера, только без дырочек.

   Водители, допустившие переработку строго наказывались. Поэтому и было так много отказов, на обслуживание пассажиров, в конце смены - не дай бог, опоздаешь в таксопарк. (Штамп часы можно было перевести, но за это надо было заплатить много денег, которые, за проявленную любезность, перекочёвывали в карман "отэкашнику", отдел технической безопасности).

  Телефонный заказ оказался, пожалуй, в самый знаменитый на весь Ленинград, дом. В народе его прозвали домом "политкаторжан" - находится он рядом с крейсером «Аврора».
 
  Всегда в нём проживали самые почётные и знаменитые товарищи. В этом доме очень часто НКВД освобождало уютные квартиры, расстреливая целые семьи, его обитателей.

  Не важно, какой пост при Советской власти занимал хозяин квартиры. Если нужно
было заселить своего человека, подыскивали подходящую жилплощадь.
А "врагом народа", с последующим уничтожением всей семьи, хозяина квартиры,
объявляли, по сфабрикованному доносу.

  В те годы (сталинских репрессий), чтобы самим выжить, почти все люди,писали доносы . После приглашения в органы,  никто не мог отказаться от рекомендованных указаний, что и как написать, и на кого.

 Или пишешь  то, что требовали власти, или будешь уничтожен, со всей своей семьёй.  Со мной ехал, один пассажир, который попал в лагеря в 10 лет от роду - дитё, как сын  «врага народа»,  а человек, написавший донос, до сих пор проживает (проживал, сейчас его просто по возрасту уже нет в живых) в квартире, освободившейся после расстрела всей семьи,  моего пассажира.  Бывшего узника лагерей, после освобождения - поселили в 12-комнатной коммуналке. Комнатка в 12 кв.м. - вот и всё, что положено сыну « врага народа».

  Изломленный человек так и не смог подняться - не дали. Ни семьи, ни детей -
ничего, а был он уже в возрасте. Остановившись на набережной, напротив окон
его бывшей квартиры (находившейся в доме "политкаторжан"), он плакал, бессильными мужскими слезами, там и поведал мне свою историю. Кстати - антикварная мебель, богатая библиотека - всё досталось задаром новым хозяевам.  Даже ни одной книжки не вернули, бывшему узнику. ( Он один раз навестил, своё бывшее жильё.)

 "Яблоко от яблоньки" - недалеко падает - это выражение каждый день слышали молодые
люди чем-то кому-то не понравившиеся.
 
   После приезда по указанному адресу - минут десять простоял у парадного подъезда,  в ожидании пассажира.  Мне пришлось немного понервничать. Наконец вышла сухонькая старушка, по-хозяйски открыла переднюю дверь, удобно расположилась на мягком сиденье, назвала адрес: - это было своем рядом, там же на Петроградской, за углом соседней улицы.

  Доехали очень быстро, всего 40 копеек на счётчике пробило. Булочная -кондитерская, такая - же как у неё в доме, но старушка, видимо, умирала от скуки и для поднятия своего тонуса, ездила на та такси, когда заканчивался хлеб - в эту самую булочную. Заодно и со мной поболтала - всё таки новый слушатель, а ей это было, очень важно. Со своими старыми знакомыми, у неё всё давным-давно было переговорено, да и надоела она уже всем. А если есть слушатель - значит, ты кому-то нужна.  Как потом оказалось - жить она хотела долго, не зря.
 
  Ещё ей доставляло большое удовольствие, дразнить своих знаменитых  соседей. На такси, свои маленькие вояжи,  она делала регулярно и на виду у всех.
Обратно возвращалась в дом, по-хитрому - пешком метров 800 шла, старалась, чтобы никто
из её знакомых, не заметил. Зато почти каждый день, её видели - садящуюся в такси,
которое   дожидалось, у парадной.

  Кто бы мог подумать, что старушка поехала за угол другого дома - в булочную. Все, знаменитые жители, этого дома,   были уверены, что деловая соседка уехала на целый день, справлять важные дела.  Среди  своих,  очень важных соседей, она часто нос задирала, т.к. все видели её бурную, кипучую жизнь.
 
  Статус бабушки был очень даже высок. Как минимум она поехала в обком партии, где  служила до выхода на пенсию, и постоянно говорила своим соседям, что без неё там иногда не справляются, приходится ездить на работу, выручать молодых неумех.

  Получив за проезд, свои два рубля, (ровно по счётчику), я не заметил, что старушка вышла из машины только с авоськой, в которой были два батона по тринадцать копеек.
 
  Прошло немного более чем два часа, после расставания с моей первой пассажиркой - бабушкой, которая на такси, ездила за хлебом. Несколько пассажиров, были доставлены по  разным адресам, все они садились на свободное заднее сидение (спереди побаивались ездить, народные предрассудки, в основном усаживались сзади, там считалось место безопаснее. Бабушка не боялась проехать на переднем сидении, знала, что ехать ей не далеко, сильно не разгонишься.)

  Очередной пассажир, сел в машину на переднее сидение и сразу под ногами обнаружил, забытую бабушкой сумочку. 
  Мне пришлось пересадить его, в другой таксомотор, так как времени после нашего расставания с бабушкой прошло уже много, а я обнаружил в сумке связку ключей.
Как же так? Бабуля вокруг дома носится и не может попасть к себе домой? Всё! Уже лечу,
Потерпи ещё немного.

  Минут через сорок, как смог, доехал к парадной , где села ко мне старушка (всё таки не маленький у нас город).

  Странно? Меня никто не ждал. Что делать? Мысли, на поиски бабули, пришли сами собой.
Решил посигналить, забыв, где я нахожусь.  Дом этот был под круглосуточной охраной.
Не прошло и пяти минут моего , "отчаяния" ( зря, что ли приехал? Бросил работу, пожалел
бедную потеряшку), как ко мне подходит, милиционер. - Чё шумите? - Быстро вышел из машины  -
 -Ну, вышел - Шумнуть - пришлось. - Бабушку разыскиваю -
Пересказав, цель моего приезда, бдительной охране - был отпущен, без серьёзных последствий - для меня. Пятнадцать суток, запросто отсидеть пришлось бы,  за потревоженных жильцов, элитного домика. Мент, пообещал передать, где,  сможет забрать свою сумочку, забывчивая бабушка.

  После смены, в таксопарке, пришлось немного задержаться. «Стол находок» находился прямо в диспетчерской. Принимая от меня забытую, «злополучную сумку«, диспетчер, очень внимательно выслушала мой (немного приукрашенный рассказ).  По описи, всё что
находилось в сумке, перечислили, в порядке извлечения.
  Опись; 1. Связка ключей.
               2. Кошелёк (в нём находилось: три рубля, семьдесят пять копеек.)
               3. Химический карандаш.
               4. Газета «Правда», в которой было завёрнуты мелкие стёклышки (размером с крупный песок), количеством, примерно с горсть, мужской ладони.
Сумка,  при мне была опечатана. На ленте, я расписался, и поставили гербовую печать.
Открыть сумку, не повреждая ленты - было не возможно.
 
  Через сутки, в день моего очередного выезда на линию из таксопарка, меня ожидал сюрприз. Наша заботливая диспетчер ша, Ольга, просто так работать не умела, или не хотела, а посему организовала, как могла, маленький, но приятный сюрприз, в первую очередь, для меня.

-  Сергей - Не торопись  с выездом на линию. -
-  Скоро должна приехать, твоя рассеянная старушка. -
-  Может, напишет тебе благодарность, всё таки,  сколько времени потратил, разыскивая её.

 ( Кто не знает, поясняю,  «волка ноги кормят» - это о таксистах, чем больше перевёз пассажиров, тем больше заработал). В тот день государственный план, я не привёз, несколько часов рабочего времени, пришлось потерять.  Моя попытка, найти и вернуть бабушке сумку с ключами от квартиры, не увенчалась успехом.

   Человек предполагает, а бог располагает. Всё получилось совсем не так, как ожидалось…
   Я уже оформил путевой лист на выезд, когда увидел идущую в сторону диспетчерской, мою
Старушку - потеряшку. Видок у неё прямо скажу - был сильно возбуждённый. Пролетев мимо, даже не заметив меня,  с гримасой муки на лице, сразу направилась к диспетчерскому окошку.

 - Где мои бриллианты?-
Раздался старческий скрежет. Голосом такое - назвать нельзя. Видно сильно переволновалась старушка.
 
   Я вспомнил о прозрачном песке, завёрнутом в старую газету «Правда», наверное, это, и называла бриллиантами бабуля. На двадцать пять процентов, от найденного клада, я как то не рассчитывал. Почему то в мозгу у меня,  нарисовались тогда неприятности - тюрьма - это самый лучший вариант, хотя бы за то, что я держал в руках - такое сокровище. Остров в Средиземном море и пару яхт придачу, можно было прикупить на такое количество бриллиантов.

  Мне пришлось уехать на линию (не дожидаясь благодарности). Долго после этого случая,
я ходил с оглядкой, не ожидая ничего хорошего.

  Советская «сестрёнка» - Графа Монтекристо - не доверяла  алчным соседям и
дверным замкам, своего дома. Все ценности носила с собой. Благо места они занимали мало.

   Диспетчер и я, об этом случае особо не распространялись. Всякое могло случиться с нами.


--31. 03. 2010.
---