Катынь. Выстрел в лоб

Янс
Молитва ксендза над лежащей фигурой Христа, накрытого офицерской шинелью, это Вайда.  Рука, присыпанная землей с четками на пальцах, это Вайда. Разбитая надгробная плита, совершившая путешествие из костела на кладбище, это тоже Вайда.
Товарные вагоны с польскими военнопленными. Заседание «тройки», члены которой в течение минуты оформляют расстрельный приговор.  Петля на шее, выстрел в затылок. Трупы по конвейеру из рук тюремщиков в кузов грузовика. Братская могила. Следующий.  Более 20 тысяч расстрелянных. Это уже факты,  исторический  приговор, пересмотру не подлежащий.
Вчера на канале «Культура» был показан фильм Анджея Вайды «Катынь». Это событие не только культурного, но и политического порядка.  С учетом того, что картина вышла на экраны три года назад, становится понятным, что без высочайшего повеления такой фильм на государственном канале появиться не мог. Это означает, что высшее российское руководство признает вину сталинского режима в массовом расстреле польских военнопленных. Другого объяснения для трехлетнего молчания я не вижу.
При всей художественной ценности (хотя я не спешил бы называть фильм выдающимся), главное его значение в другом.  «Катынь» - это выстрел в лоб всем нам.  Фильм жестко и жестоко подтвердил то, о чем в последнее время писалось и говорилось – сталинский и гитлеровский режимы – близнецы-братья (по крайней мере, до 22 июня 1941 года).  Гитлеровский где-то даже «гуманнее» – по большей части истреблялись чужие народы, а не свой. Расстрел польских пленных, скорее исключение, чем правило, для сталинских правителей.
В картине Вайды зло (советские палачи) безымянно. У абсолютного зла не может быть имени.