ЕГЭ. Справедливость или бюрократия?

Марина Кравцова 2
Проверено на собственном опыте.

Что самое страшное для современного среднестатистического школьника? «Конечно же ЕГЭ!» - ответят сегодня пожалуй все, кто  хоть немного знаком с системой современного образвания.  «В сравнении с ЕГЭ, даже поступление в институт фигня», - сказал знакомый мне студент-первокурсник, - если высокий бал получишь, в вуз всяко пройдешь». Мой интерес к этой теме был обусловлен тем, что в прошлом году я была мамой выпускника, и проблема со сдачей единого государственного экзамена, а потом и поступления в вуз, неотвратимо маячила в нашем ближайшем будущем. Но в то время мы с сыном понятия не имели какова масштабность предстоящего мероприятия. Порядок проведения экзаменов в 2009 году нам объявили еще в феврале. Для непосвященных оговорюсь, что нам предстояло выбрать не менее двух дополнительных экзаменов, кроме основных – математики и русского языка. Поскольку нашей целью был технический вуз с профилем – информатика, мы выбрали информатику и физику.  Все без исключения родители были в то время озабочены поиском репетиторов. Я, было, тоже заикнулась об этом сыну. Но мой ребенок, почему-то уверенный в своих силах, сказал, что это будет для него позором, поскольку математику и информатику он знает хорошо, а физику вполне сносно, чтобы сдать ЕГЭ. Зная, как учится сын в школе, я не стала настаивать, и, забегая вперед, скажу, что зря.
Первый экзамен – информатику сын сдал вполне прилично на 82 балла, и остался не доволен, поскольку считал, что  информатику он знает гораздо лучше. Оказывается, ему банально не хватило времени, чтобы выполнить последнее задание. За следующий предмет – русский язык он получил 71 балл. Тоже не плохо, если исходить из четверки в аттестате по этому предмету. Провал нас ждал на математике - 66 баллов! Свой результат мы узнали в воскресенье вечером. Представляю, в каком шоке был сын, если для меня это было настоящим стрессом.
На следующий день решили подать на аппеляцию. В городском отделе образования нас немного успокоила приветливая на вид женщина, сказав, что результат сына выше среднего. Как бы в подтверждение ее слов с нами в очереди на подачу заявления стояла девочка, положение которой было еще хуже. Будучи участницей всех школьных олимпиад по географии, имея высший балл по этому предмету, и все пробные ЕГЭ с результатом выше 90 баллов, она получила на ЕГЭ – 34, с нижним порогом в 32. К слову скажу, что живем мы в маленьком городке Башкортостана, и на аппеляцию нам пришлось ехать в столицу республики Уфу.
 В здании БИРО (Башкирский институт развития образования) недовольных результатами математики  в тот день было немало. Основная масса – это  уфимцы, значительно меньше выходцев из района. К слову, в этот день я узнала, что вся республика делится на Уфу и район. Вспоминаю лицо возмущенной женщины, пытающей доказать члену аппеляционной комиссии, что она де приехала не с района, а из города Салавата. «Это и есть район!» - отрезала та. Нам ничего не оставалось, как сесть и ждать своей очереди. Разговорившись с родителями выпускников, я узнала общую картину. Действительно, получивших больше 60-ти баллов, среди недовольных было меньшинство. Со мною рядом сидела пенсионерка, по всей видимости, бывший работник вуза, преподаватель математики. Она рассказала, что когда-то сама проверяла ЕГЭ и готовила к этому экзамену внука, который получил всего 62 балла.
Подошла наша очередь. Мы втиснулись в огромную аудиторию, с плотно стоявшими столами. С нами работал молодой преподаватель математики, доцент БГУ. Он обстоятельно показал нам ошибки, допущенный в работе и предоставил критерии оценок. К своему удивлению я узнала, что в категории С задание не засчитывается совсем, если выполнена его основная часть. Например, если найдена переменная, но не указана ее область определения, то все равно ставится ноль баллов, как если бы ученик не решал задание вообще. А как же быть с утверждением, что выпускной экзамен, независимо от формы должен быть рассчитан на среднего ученика? Не перемудрили ли наше законотворчество с дифференцированным подходом? Ну да ладно. Естественно, ничего не добившись, мы получили добрый совет преподавателя БГУ. Мол, в Башкирии с нашими-то баллами мы, конечно, пройдем в вузы, и то не во все. А вот в Питерский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) - вожделенную мечту сына, соваться не стоит. Это уж очень модный институт.  И дальше пошла явная реклама БГУ. Настроение было преотвратное. Выйдя из аудитории, сын заявил, что все равно он будет поступать в Питер, чего бы ему это не стоило. 
Последний экзамен – физика была сдана на 62 балла. Но это нас не расстроило больше чем было, ибо что-то подобное мы ожидали, исходя из результатов предыдущих экзаменов. В итоге у нас все равно был вполне приличный результат – 219 баллов из трех предметов, включая информатику и 199, включая физику.  Практически сразу после выпускного мы разослали документы в пять Питерских вузов, и в наш УГАТУ, а в середине месяца сын поехал поступать. Я дома смотрела рейтинги абитуриентов  по интернету. В УГАТУ мы были 2062-е в общем рейтинге заявлений на ФИРТ. В Питерском политехе картина тоже не утешала – 869-е в резервных списках, примерно такое же положение было в остальных вузах, кроме ИТМО. Даже в резервных списках желанного университета сын не значился. Среди, так называемых, «рекомендованных к зачислению» во всех вузах стояли практически одни и те же фамилии с запредельными баллами – 260, 280, 300… В некоторых вузах делались оговорки, что призовое место региональных олимпиад равно ста баллам ЕГЭ по данному предмету. «Это каким нужно быть гением, чтобы получить призовые места по трем региональным олимпиадам сразу!», - пыталась обсудить я узнанные факты с подругой. На что мне было замечено: «Наивная! Просто в нашей стране все можно купить  – и результаты олимпиад, и ЕГЭ в отдельных регионах»  В подтверждение этим словам в списках рекомендованных к зачислению Санкт-Петербургского аэрокосмического университета  нашла убийственный результат напротив четырех фамилий. До сих пор в голове не укладывается, как можно заработать 400 баллов из 300 возможных?
Такая неопределенность и нервотрепка продолжалась аж до 3-го сентября. С экранов телевизоров  уверяли, что поступление продлится до 30 августа, что в вузах будут 2-я и 3-я волны, и что большинство должно поступить.  Нормально, да! Ждите, мол, абитуриенты и родители, пейте валидол и валерьянку, мандражируйте около компьютеров, отчаянно выискивая  свою фамилию в списках, вы все равно поступите. Вопрос, куда?  Отчаявшийся сын позвонил мне в 3-го августа в последний день приема документов первой волны с вопросом, не сдать ли  ему документы в «политех» на любую специальность, куда пройдет. Я посоветовал ему сначала съездить в  ИТМО и разведать обстановку. Через несколько часов мой ребенок доложил мне, что сдал документы на специальность «проектирование компьютерных  систем», поскольку в ИТМО оказалась она единственной, куда он проходил с физикой. И то если кто-то до конца приема сдаст документы с баллами выше чем у него, то он, естественно вылетит на коммерцию. Правда при этом его заверили, что такое вряд ли возможно, поскольку рекомендованные к зачислению документы сдают довольно вяло – примерно один человек в час. На следующий день нашей радости не было предела -  он значился в списках зачисленных в вуз. Уже когда сын ехал домой, я обнаружила, что фактически по баллам он проходит во вторую волну во  все вузы, куда мы подавали документы. Не было второй и третьей волны в ИТМО. Там «пустые» места заполнялись студентами с наиболее высокими баллами. Для нас эпопея поступления закончилась благополучно. Сын попал в университет, о котором мечтал на бюджетное отделение. Чего еще желать?
А сколько умных, одаренных детей со очень высокими баллами, кстати, честно заработанными,  поступили не куда хотели, а куда придется? И только лишь потому, что не дождались этой второй или третьей волны! Они просто были измучены нервотрепкой, или отсутствие денег не позволило ждать  в незнакомом городе лишние три недели. А сколько таких, кто по случайности вообще оказался за бортом вузов?  это при том, что во многих из них был недобор? Да просто потому, что подавали документы в один единственный вуз, на ту специальность, на которую очень хотели поступить! Да, нам повезло. Но у меня учиться дочь, и потому остается очень много вопросов.
Почему наши дети из года в год продолжают быть предметом экспериментов плохо разбирающихся в системе образования политиков? Как может определить степень интеллектуальных способностей и одаренности ребенка система тестов?  В последнее время ЕГЭ стал бичом не только родителей и выпускников, но и учителей – хочешь не хочешь, а дай высокий результат, а также вузов – хочешь не хочешь, а набери нужное количество студентов. А набирают кота в мешке, потому что в нынешних условиях даже элемент собеседования не предусматривается.  И все-таки с экранов телевизора ведется пропаганда, что это очень удобный, весьма справедливый вид приема выпускных и вступительных экзаменов. Вопрос для кого удобный и справедливый? Создается ощущение, что кто-то изощренно всеми способами дает понять, в первую очередь молодому, еще не знающему жизни человеку, что он – полное ничтожество среди засилья властолюбивых бюрократов и законотворцев. И сломать его судьбу ничего не стоит…
Марина СМЫШЛЯЕВА Башкортостан.