Интерн

Анатолий Копин
               

    Приключилась со мной оказия.  Заболел у меня живот.  А раньше ведь в  народе, как говорили, ну  поболит и перестанет.  Наверное, чего ни - будь, съел.  Тем не менее, живот не переставал болеть.
  «Сходи в больницу», -  сказала мама.  Больница находилась в соседнем селе,  в пяти километрах.  Там ничего определенного не сказали.    А было  мне  в то время лет  восемнадцать, точно не помню. Это примерно 1972 -73г.
«Ну, съезди  в Москву к Люсе (это моя сестра), может  там  врачи  лучше, может скорую Люся вызовет, и возьмут на обследование»: - сказала мама.
    Сказано сделано.   На следующий день, на рейсовом автобусе я отправился  до   райцентра, в котором  находился железнодорожный вокзал.  И взяв  билет на ближайшую электричку до Москвы, что в 180км. от нас  отправился в путешествие.
    Надо сказать, что до Москвы электричка, со всеми остановками, идет примерно около четырех часов. И за это время, глядя в окно, успеваешь налюбоваться постоянно меняющимся пейзажем.  И думается, глядя в окно,  о чем - то своем,  легко и непринужденно.
    Мысли текут плавно под стук колес, перетекая одна в другую. И думал я, что вот скоро я буду в Москве, куплю  вкусного мороженого, (эскимо на палочке), которое я очень любил, и будет мне от этого счастье.
    По приезде в Москву и налопавшись  этого самого мороженного,   в неприличном количестве,  почему - то у меня живот перестал болеть.
    До прихода с работы сестры, я гулял по  Москве. Это было  интересно. Народу  там обычно много, за которым я любил наблюдать (подсматривать).
    Кто - то идет, как важная птица, гордо подняв подбородок.  Кто - то несет печать заботы.  Кто - то веселый, а кто - то грустный.
      И все это деревенскому пареньку, где весь народ на пересчет, и где все друг друга знают, как облупленных,  было  в диковинку. 
    Еще я любил заглядывать по пути  в  хозяйственные магазины, в которых продавалась    всякая всячина, чего не увидишь в провинциальных городках.
     Ну, а уж если попадался  магазин «Охотник», то все, я пропадал в нем надолго. Стою и  любуюсь ружьями, охотничьими ножами.
    А капсюли и жевело, рассыпанные по коробочкам,  так те вообще  производили на меня  магическое действие, сравнимое разве, что с гипнозом.
   Они поблескивали своими блестящими медными боками, и прямо - таки завораживали. 
    Погостив  у сестры денек - другой,  у меня   опять заболел живот, и  вкусное  мороженное теперь не помогало.
   В Московскую больницу ехать я,  почему то    не захотел, побоялся. И скорую помощь  мы вызывать не стали. А на следующий день я  отправился   домой.
К тому времени симптомы мои  стали яснее, и по прибытию  в свою сельскую больницу мне все - таки был поставлен диагноз. 
«Наверное, аппендицит» - сказал врач.   
   «Но еще понаблюдаем»,- температуру собьем и РОЕ (сейчас СОЕ) высокий.  Операцию делать пока не будем.
Примерно через неделю, когда я «созрел» для операции приехал в больницу из города, молодой  хирург, которого все звали «Интерн».  Практикант по-нашему, по -  простому.
  «Интернам»,  как я понимаю,  разрешалось на нас сельских жителях,  потренироваться, «набить руку».
   И вот  с утра, пришла ко мне в палату, медсестра, невысокая  пожилая, добрая  и оттого полная женщина. 
  Она  сделала мне укол в руку, от которого мне, почему то стало весело,  смело и  безрассудно.
     Как впоследствии   я узнал,  это был морфин. И выйдя в коридор, вслед за медсестрой,  я сказал: - «Ну, где этот практикант,  пусть он  сделает мне  поскорее операцию».
«Ишь ты, смелый какой  стал,  прямо герой!» - сказала медсестра и  хитро улыбнулась.
   А через несколько минут появился  «Интерн», и повел меня в операционную, держа при этом какую - то толстую книгу в руках, и все еще читая ее, по пути.
      В операционной меня ждал очередной сюрприз. Девочка Таня, с которой я учился в одном классе,  и которая после восьмилетки  поступила в медицинское училище, ждала меня с бритвенным прибором.
  «Это еще зачем?» - спросил я.
 «Побрить «там»  надо» - ответила она.
Я в ответ: - «Давай, я сам».
А она: - «Не положено».
И приподняв  «его», двумя пальчиками, в вертикальное положение,  обрила вокруг, «по сухому».
  При этом мы оба почему - то хихикали.
«А что это «он» такой маленький стал?» - обратилась она к «Интерну» полушепотом.
«Так ведь холодно здесь в операционной, вот он и спрятался» - ответил он улыбаясь.
      Приступили к операции. «Интерн» достал, откуда - то огромного размера шприц.  Как в кино «Кавказская пленница».  Когда «Шурик»  делал  уколы  «от ящура»  Никулину,  Вицину  и Моргунову. 
     Шприц, был  наполнен огромным количеством какой - то жидкости, и обколол мне низ живота.
     Это был, обезболивающий препарат. Операции по удалению аппендицита,  тогда делали под местным наркозом. И как я, по истечении некоторого времени,  сопоставив факты,  потом узнал,  это был новокаин, и что именно он (новокаин) мне  противопоказан. От него у меня  блокируется дыхательный нерв.
«Будешь смотреть, на операцию,  не убирать зеркало над тобою?» - спросил он меня.
«Конечно, буду» - ответил я. Находясь еще под воздействием морфина.
   И взяв в руки скальпель, он одним движением, как, наверное, учили в институте, «рассек» мне ткани справа, внизу живота.
  Далее началось длительное, и  тяжкое для меня, искание в моем животе этого самого аппендицита. Сопровождалось это всяческими комментариями, о которых я по этическим соображениям умолчу.
   Татьяна,  исполнявшая  роль ассистентки, стояла рядом, и на его комментарии,  тихонечко хихикала, и щечки ее  покраснели.
  А мне было не до-смеха. Я при этом, почему то, очень часто дышал.  Как собачка когда ей жарко в летний зной.
Таня спросила: - «Что это он так часто дышит? Остановить?»
«Не надо» - ответил он.
А я подумал, интересно, как это она хотела остановить мое частое дыхание?
Рот что ли заткнуть.
 «Сколько времени прошло?» - спросил он у Тани.
 «Тридцать минут» - ответила она.
«Скоро перестанет действовать обезболивающее, давай таз, будем вываливать кишки в таз, так я ничего не найду» -  сказал он.
 А я про себя подумал, что если мои кишки вывалят в таз, то мой Дух вылетит прочь.
Таким было мое состояние и ощущение. Затем они  вполголоса,  о чем - то пошептались, а  вслух он сказал: - «А,  нет, не надо,  вот, он,  нашел.  К мочевому пузырю прирос. Давай ножницы и зажим» - сказал он ей.
Чикнули ножницами два раза. Хотя по моему разумению должны были один раз чикнуть. Аппендицит, как известно это отросточек. Ну да теперь  не важно.
  «Вот смотри, вот твой аппендицит», - сказал «Интерн».  И  показал мне при этом кусочек тонкой белой кишки, зажатой пинцетами  с двух сторон.
Когда зашили кишку,  то  он залез ко мне  внутрь рукой и расправил там во мне мои кишки.
«Что бы заворота кишок  не было» - прокомментировал он свое действие, глядя на меня.
«Давай глицерин» - сказал он Татьяне.
Та  достает из  под  операционного стола оцинкованное  ведро (я не утрирую, так и было),  и вливает мне в живот, из этого ведра, глицерин.
«Хватит» - сказал он.
Затем они зашили мне живот и отвезли в палату. 
А когда «заморозка»  стала «отходить» тогда и  начались  мои  настоящие мучения.
Но по своей природе я человек терпеливый. И об этом  мне  сказал потом    сам «Интерн». «Молодец» -  говорит.   «Такого,  как ты,  терпеливого я,  еще не встречал».
      В первую ночь, от боли, мне уснуть не удалось. Видя мое страдание,  та самая медсестра, которая делала мне укол морфина, перед операцией,  пришла ко мне на второй день и сделала его еще раз. После чего я опять повеселел и заснул.
  На  третий день я уже посылал за ней и просил сделать мне тот же самый  укол. 
   Ага,  хитрый какой, ты уже после двух уколов  за мной бегаешь, как собачка, а что будет,  если я тебе в третий раз сделаю.
Нет, больше ни каких уколов, терпи так.
     Я тогда не знал, что такое морфин и что он относится к наркотикам и что к нему бывает такое быстрое привыкание. Это сейчас, уже  каждый школьник начальных классов в курсе, а тогда это была экзотика.
     На третий  день привезли из нашего села другого мальчишку, так же с аппендицитом. Он был моложе меня. И эму операцию делал тоже «Интерн». Но у него операция прошла быстро и без приключений.
     Вдвоем нам стало веселее в палате, и хотя смеяться было не положено, потому что больно, мы все равно смеялись по всякому пустяку, держась при этом за животы.
И  какова же мораль  после всего сказанного?
Ну во - первых, я думаю, необходимо все-таки  доверять молодым специалистам, тогда их становление будет ответственнее и они скорее сделаются профессионалами.
   Что сейчас совершенно не соблюдается, и молодых людей после окончания институтов нигде не берут на работу, говоря им  при этом,   что у  них  нет опыта. Так откуда же он возьмется, этот опыт, если нигде их не берут.
Во - вторых. Новокаин, а так же кокаин, дикаин,  анестезин, прокаин, относятся к производным  парааминобензойной кислоты,  и у некоторых людей, а это примерно пять процентов, эти препараты вызывают реакцию, которая   блокирует дыхательный нерв, происходит паралич дыхательного центра.
    Этот нерв   связан  нервным импульсом с сердцебиением.  На один «вдох – выдох»,  приходится три – четыре удара сердца. Поэтому и с сердцем тоже становиться плохо, когда блокируется дыхание.
   И при чем с каждым разом эффект аккумулируется. Так, например, при последнем удалении у меня зуба, после укола новокаина, мне стало так плохо, что врачи, видя мое состояние,  быстро ввели мне в руку  адреналин, что бы «подбодрить» сердце.
     Вот только тогда я и узнал, что у меня реакция на новокаин. Зубной врач сказал: - «Запомни,  тебе противопоказан новокаин». То - то я смотрю при каждом удалении зуба, мне становилось плохо.
   После этого случая я перешел на другой обезболивающий препарат  лидокаин. Этот  проходит нормально. Он относится к производной ацетанилида, и его применяют, когда непереносимость новокаина.
   И если вам при посещении зубного врача становиться плохо, а при этом применялся обезболивающий препарат новокаин, или другой из этого же ряда,  то и у вас негативная реакция. Это важно и  необходимо знать.
В третьих, операции  необходимо, все - таки,  делать под общим наркозом, хотя бы по тому, что - бы не было потом, вот таких комментариев.
И в - четвертых, все хорошо, что хорошо кончается.
28.03.2010г. А.И.Копин