Памяти Марии Аверьяновны Бутенко

Геннадий Галифанов
«Ты едешь для святого дела, - сказала мне мать, - так пусть же сопутствует тебе дорога».

Два часа пятнадцать минут полета на АН-24 и я в Баку. Еще 30 минут езды на такси и я взбегаю по крутым ступенькам к дому, в котором жила моя Бабушка. Теперь ее нет. Ее не стало 21 мая 1977г.  Я любил ее. Ее нельзя было не любить. Она прожила большую и трудную жизнь. Была доброй, славной, отзывчивой женщиной. И она любила меня. До сих пор звучит в ушах ее ласковое: «Милый родненький Генусь».

Теперь я стою возле ее гроба. Через 1 час и 40 минут Бабушку придется проводить в последний путь. Черты ее лица несколько заострены. Лицо светлое, чистое, белое и даже с каким-то сиянием. Я всматриваюсь, мысленно говорю, я приехал Бабушка, чтобы проститься с тобой, чувствуешь -ли ты это, чувствуешь. Я Гена, твой внук, подле твоего гроба. Ты должна была верить, что я приеду. Ведь ты так любила меня. Значит, должна была верить. Это я стою, прощай. Прости, что не часто баловал тебя своим вниманием. Все равно, ты всегда жила в моей душе. Я успел к тебе, значит - есть высшая справедливость. Ты все равно должна ощутить, что Гена здесь, рядом и он проводит тебя в последний путь.

Едва заметное движение щек, бледных щек моей Бабушки, казалось, ответило мне. Невероятно мучительное усилие мертвого тела приветствовало меня. Это ощутил лишь я. Потому, что только я это и мог ощутить. Для меня оно было предназначено, ни для кого другого. Я стоял и благодарил Бабушку. Даже мертвая она, силой любви своей, восстав из гроба, подарило мне на прощание последнее движение души.      

Мы по очереди около могилы целовали ее в лоб, тетя Лида, Я, Отец, Стасик. Гроб опустили в могилу мрачные могильщики, быстро и, по-деловому. Было неприятно смотреть на них, для которых эта процедура была лишь процедурой выколачивания денег из людского горя.

Руки выхватывали горсти земли, кидали в могилу. И вот уже пришли в движение лопаты, и свежий могильный холм вырос над твоим телом Бабушка. Венки и цветы украсили его. И я вспомнил, прочтенную когда-то,  на чьем-то надгробном памятнике надпись: «Ты еще в гостях, а я уже дома». Имя этому дому - Вечность. Все мы рано или поздно возвращаемся в вечность, в небытие, в забвение. Включаемся в круговорот природы и снова входим в жизнь в виде атомов и молекул чьих-то новых горячих и страстных тел. Шумим в ветках берез, напоминаем о себе в трелях соловья, прорастаем в колосьях хлеба.

Из этого дома уходим мы в гости, в наш звездный земной мир. В этом мире мы познаем всю мудрость движения природы, ощущаем краски бытия, боремся, любим, ненавидим, и, наконец, устав, возвращаемся домой, в вечность.


Назидания для размышления:

При возвращении в Дом: Хорошо в гостях, а Дома лучше

При уходе из Дома: Незваный гость хуже татарина (врага)

При нахождении в гостях: Чувствуй себя как Дома, но не забывай, что в гостях.