Страсти по Матфею

Надя Коваль
Кажется любопытным, что несмотря на тысячелетнюю историю христианской церковной музыки и существование огромного множества литургических произведений, наиболее известными в наше время являются «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха и «Мессия» Георга Фридриха Генделя. Написанные с промежутком в 15 лет (между 1727 годом у «Страстей» и 1742 – у «Мессии»), эти оратории, по установившейся на Западе традиции, исполняются в период фундаментальных для церкви событий – на Пасху и Рождество. Другим интересным фактом является то, что даже у тех, кому ближе православное акапельное пение, оба эти шедевра, с их богатейшим инструментальным сопровождением, вызывают самые глубокие чувства и эмоции.
Некоторое время тому назад пришел в книжный магазин «Grand Splendid» молодой человек лет двадцати пяти, который сразу же поднялся на второй этаж. Обычно молодежь редко идет туда, где находятся грамзаписи классической музыки. Чаще всего она плотной вереницей спускается по эскалатору вниз, где полки ломятся от записей рок и поп-музыки.. Он вошёл, поприветствовал меня, медленно поправил широкую лямку спортивной сумки и сказал:
– Мне бы хотелось приобрести «Страсти по Матфею» Баха или «Мессию» Генделя.
При этом он смотрел таким потухшим и невыразительным взглядом, что я никак не могла понять, какого цвета у него глаза.
– Но как же вы не знаете точно, какую запись хотите купить?! Ведь это очень разные произведения. Они отличаются по настроению и содержанию в той же мере, как день рождения от похорон! Извините, конечно, за столь ординарное сравнение. Вам как-то самому следует разобраться и определиться в этом вопросе.
Выслушав меня, молодой человек снял сумку с плеча и расстегнул верхнюю пуговицу габардиновой куртки. Слегка повернув голову в сторону, он тихо проговорил:
– Вы знаете, мне очень плохо сейчас. Моё сердце переполняет печаль, от которой некуда скрыться. Такое ощущение, будто я давно хожу между серых кладбищенских плит и скульптур, а под ногами безнадёжно чавкает тёмно-коричневое месиво жухлой листвы.
От его слов мое сердце сжалось, как от собственной неутихающей душевной боли.
– Я, кажется, решил. Дайте мне Баха, пожалуйста.
– Прошу вас, не грустите. Вот, посмотрите, есть классическая версия Карла Рихтера, с большим хором и большим оркестром. Есть Джон Элиот Гардинер со своим замечательным Монтеверди-хором, где сопрано не верещат, а поют красивыми голосами. А ещё Пол Маккриш. Он сделал очень интересный эксперимент – у него вместо традиционного хора поют только восемь певцов-солистов. Но я вам всё-таки посоветую запись Франса Брюггена. Это самое лучшее, на мой взгляд, исполнение!
Молодой человек искренне поблагодарил меня, попрощался и неспешно покинул этаж.
Спустя неделю один из сотрудников магазина передал мне небольшой пакет. В пакете лежала упаковка с компакт-дисками «Страстей по Матфею» Баха в исполнении Франса Брюггена и коротенькая записка от Рейнхарда Кайзера: «В жизни подчас очень трудно найти человека, с которым можно поделиться своими сокровенными чувствами и переживаниями. Буду очень признателен, если вы примите от меня этот подарок».
А ещё чуть позже я узнала, что Рейнхард Кайзер – молодой австрийский писатель, чья книга «Paper Kisses: A True Love Story» стала бестселлером 2006 года.