Вьетнам многоликий

Дарья Мишукова
Познать новое, необычное, увлекательное, прикоснуться к культуре другого народа и обогатить  тем самым свой внутренний мир ... Наверное, именно за этим мы и отправляемся в путешествие в далекие сказочные страны, о которых мы читали когда-то в детских книжках ... или красочных путеводителях. Итак, сегодня мы выбрали Вьетнам.

Прямой беспосадочный рейс Владивосток – Ханой, выполняемый компанией «Владивосток-авиа» доставит вас прямо в столицу Вьетнама. Ханой, как много в этом звуке для сердца вьетнамского слилось …В 2010 году все вьетнамцы будут торжественно отмечать тысячелетие Ханоя. А начиналось все в далеком 1010 году, когда вьетнамский император Ли Тхай То – основатель династии Ли, задумал перенести столицу в стратегически более выгодный район и издал указ о переносе столицы. Рассказывают легеду, что когда императорская лодка причалила к берегу, императору было видение – сказочный золотой дракон. Император счел это добрым знаком и назвал новую столицу – Тханглонг, что означает «Взлетающий дракон». На протяжении тысячелетней истории вьетнамская столица называлась по-разному: Донгкинь, Донгдо (Восточная столица, Восточный город), а в 1831 году была переименована в Ханой, что означает «город внутри реки или город, окруженный рекой». Для вьетнамцев земля, на которой стоит Ханой, священна, это – сердце их Родины.
 
Если Ханой - сердце страны, то сердце Ханоя – озеро Хоан Кием, что в переводе на русский язык означает Озеро возвращенного меча, также ханойцы называют озеро «хо гыом» - озеро меча. Озеро находиться в историческом центре города, и как все дороги ведут в Рим, так и любая дорога вьетнамской столицы рано или поздно приведет вас к озеру.
Так почему озеро Хоан Кием называют Озером возвращенного меча?  В начале 15 века император династии Ле на протяжении нескольких лет сражался с войсками китайской династии Мин, однако решающую победу вьетнамцы одержали только после того, как император получил в дар волшебный меч. Когда война закончилась, император вернулся в столицу. В один из погожих дней император в сопровождении свиты отправился на прогулку по озеру, вдруг воды озера заволновались, и на поверхности показалась огромная черепаха. Черепаха приблизилась к императорской ладье, меч задрожал в ножнах, император понял, что настало время вернуть волшебный меч доброму духу Золотой черепахи, иноземцы были изгнаны, задача выполнена. Меч отделился от пояса императора, описал в воздухе полукруг и опустился у самой поверхности воды. Черепаха забрала меч и скрылась в глубине озера. В память об этом событии озеро стали называть Озером возвращенного меча.
Озеро имеет форму почти правильного овала, деревья, растущие на берегу отражаются в его зеленоватых водах, а ранним утром, окутанное легкой дымкой тумана, озеро будто открывает путь в сказочную страну. Башня черепахи, возвышающаяся на середине озера и Храм Нгок Сон с причудливыми крышами-драконами и изогнутым красным мостиком, которые отражаются в зеркальной глади вод озера, возможно и являются воротами в эту сказку.

Храм Нгок Сон часто называют храмом Нефритового императора, хотя правильнее будет назвать Храмом нефритовой горы. Свой современный облик храм приобрел в 19 веке. Ранее на этом месте несколько веков стояла пагода Нгок Сон. Ворота храма украшает изображение дракона и тигра. Тигр считается символом мирской власти, а Дракон - символ власти, дарованной Небом. Сам храм находится на маленьком острове, к входу в храм ведет уже упомянутый изогнутый красный деревянный мостик, который вечером зажигается разноцветными огоньками-фонариками, привнося ощущение праздника. В одном из зданий миниатюрного храмового комплекса можно увидеть ту самую черепаху, которая явилась к императору Ле Тхай То за волшебным мечем в далеком пятнадцатом веке.

Каждый день в восемь вечера во дворе храма начинается представление народной оперы «тео». Вьетнамская народная опера «тео» появилась в 11 веке и на протяжении многих веков оставалась излюбленным видом сценического искусства в Северном Вьетнаме. Вьетнамская народная опера «тео» представляет собой незабываемое сочетание актерского мастерства, пения, игры на традиционных музыкальных инструментах. Сюжеты вьетнамской народной оперы просты и понятны каждому: истории любви, семейные истории. Есть несколько излюбленных сюжетов, которые не сходят с подмостков уже несколько веков, как например, история о незадачливой красавице, посетившей пагоду. Капризная барышня приехала в пагоду помолиться и влюбилась в молодого послушника, к каким только ухищрениям она не прибегала, чтобы привлечь внимание приглянувшегося ей юноши, но все было напрасно. Послушником оказалась прекрасная вдова, которая, желая сохранить верность памяти покойного супруга, переоделась в мужское платье и скрылась в пагоде от домогательств женихов. И такое случается.

Еще один из символов Ханоя – Пагода на одной колонне. Эта пагода, также как и Храм литературы и Храм Нгок Сон считается одним из символов Ханоя. С пагодой на одной колонне связана следующая легенда. Император Ле Тхай Тонг был уже не молод, но сына-наследника у него не было. По обычаям того времени император уединился в пагоде и молил Небо о ниспослании сына, и вот во сне ему явилась богиня Гуаннинь, богиня стояла на цветке лотоса и протягивала императору ребенка. Ободренный этим видением император вернулся во дворец, спустя положенной время императрица подарила ему сына, а император, дабы отблагодарить богиню, повелел построить пагоду в форме лотоса.
Пагода на одной колонне возвышается над лотосовым прудом, и напоминает большой цветок. К входу в пагоду ведет узкая деревянная лесенка с крутыми ступеньками, поднявшись по которой оказываешься в маленьком помещении, в котором одновременно могут находиться не более двух-трех человек миниатюрного телосложения. Пагода пропитана дымом ароматных палочек, которые оставляют у алтаря молящиеся о ниспослании сына.
Пагода неоднократно перестраивалась, но, согласно надписи на памятной доске, но наших дней сохранилась в первоначальном виде колонна, на которой стоит пагода. Каково же удивление, когда, обойдя пагоду, мы видим, что она стоит на новеньком железобетонном столбе… какая-то ошибка? Нет, древняя колонна находится внутри, а современные строительные материалы обеспечивают прочность конструкции.

В нескольких шагах от Пагоды на одной колоне находится мавзолей Хошимина, как пагода вырастает из лотосового пруда, так и мавзолей возвышается над площадью Бадинь, которую вьетнамцы называют Историческая площадь Бадинь. Именно здесь в сентябре 1945 года Хо Ши Мин зачитал Декларацию независимости, провозгласившую образование первого независимого государства в Юго-Восточной Азии – Демократической Республики Вьетнам. Большинство россиян связывают имя Хо Ши Мина исключительно с его политической деятельностью основателя коммунистической партии Вьетнама, в то время как для многих европейских и  американских исследователей первый вьетнамский президент является одним из самых ярких и выдающихся деятелей ХХ века. Первый президент ДРВ остался в памяти и сердцах миллионов людей не только как идейный вождь революции и лидер национально-освободительного движения, но и как выдающийся гуманист, философ, дипломат, общественный и политический деятель, писатель, поэт. Вьетнамцы с любовью и почтением называют своего президента «дядюшкой Хо», что служит еще одним доказательством той любви, которую снискал Хо Ши Мин в сердцах народа.
 
Хо Ши Мин родился 19 мая 1890 года в провинции Нгеан в Центральном Вьетнаме. Эта земля подарила Вьетнаму немало героев, поэтов, ученых. Будущий вождь вьетнамского народа с детства впитал в себя истории о выдающихся полководцах и патриотах. Сердце его преисполнялась гнева и горечи от сознания того, насколько героическое прошлое страны резко контрастирует с печальной действительностью жизни «туземцев» французской колонии. Горячая любовь к родной земле и стремление к свободе побудило Хо Ши Мина заняться активной политической деятельностью. Спасаясь от преследований полиции Индокитая, он покинул родину, устроившись матросом на французском пассажирском судне, не подозревая, что судьба определила ему обратный путь длиною в тридцать лет. Прибыв во Францию, будущий вьетнамский президент работал в фотоателье, где также расписывали в китайском стиле веера и вазы. Иногда традиционные иероглифы «богатство», «счастье» он заменял надписью «Долой империалистов!», эти предметы потом украшали домашние коллекции невинных любителей китайского стиля и восточной экзотики. В Париже будущий первый президент Вьетнама писал статьи для газет, подписываясь именем Нгуен Ай Куок – Нгуен-патриот, которое вскоре стало символом надежды для тысяч вьетнамских патриотов, и растущая популярность которого вызывала головную боль у французской администрации колонии Кохинхины, так французы называли южные провинции Вьетнама, разделенного на три части – Тонкин, Аннам и Кохинхина.
Дорога во Вьетнам для растянулась во времени и расстоянии, были годы работы во Франции и учебы в СССР, тюремное заключение в Китае, только тридцать лет спустя Хо Ши Мин, уже с проседью в волосах  вновь ступил на вьетнамскую землю,  которую покинул молодым человеком. Хо Ши Мин и его соратники выбрали труднодоступные пограничные районы на севере Вьетнама в качестве опорного пункта, откуда велась активная политическая и революционная деятельность. Немалую помощь оказали и вожди малочисленных народностей, проживающих в этом районе. Патриотическое движение достигло своей вершины в 1945 году, который остался в памяти жителей всего мира как год Великой победы над фашизмом, а для вьетнамцев еще и как год образования независимого вьетнамского государства – Демократической Республики Вьетнам.
Первый вьетнамский президент скончался в 1969 году. Преемники и соратники продолжили его дело, и после освобождения Сайгона 30 апреля 1975 года сбылась заветная мечта первого вьетнамского президента, была восстановлена территориальная целостность страны, искусственно разделенной в течение 21 года на две части: Северный и Южный Вьетнам. Воссоединились вновь семьи, оказавшиеся по воле войны и политики по разную сторону границы.

Строительство мавзолея президента Хо Ши Мина закончилось в 1975 году. В разработке технической части проекта и строительстве принимали участие советские специалисты. Мавзолей Хо Ши Мина служит украшением площади Бадинь и стоит именно на том месте, где когда-то прозвучали бессмертные слова: «Нет ничего дороже свободы и независимости».
В нескольких шагах от мавзолея находится дом-музей Хо Ши Мина – небольшой домик на сваях на берегу красивого пруда, в котором первый президент Вьетнама любил разводить рыбу, эта традиция сохраняется и в наши дни.

В честь первого вьетнамского президента назван самый большой город Вьетнама – город Хошимин. Этот город на юге, который до 1976 года назывался Сайгон, в три раза моложе вьетнамской столицы, ему около 300 лет. Город Хошимин считается «экономической столицей» Вьетнама, с площадью более двух тысяч квадратных километров и населением около шести, а по другим данным около восьми миллионов человек. «Час пик» в городе начинается в семь утра, когда население садится на мотоциклы – основной вид транспорта во Вьетнаме, - и отправляется на работу. После девяти интенсивность движения на дорогах заметно снижается. В послеобеденное время  «час пик»  приходится на отрезок времени с четырех до пяти тридцати. Из аэропорта до центра города можно спокойно доехать за 15 минут, но можно простоять в пробке более 2 часов.
Достопримечательности города Хошимина: рынок Бентхань, католический собор, здание Народного комитета (мэрии), Дворец Независимости, Исторический музей и Музей военных преступлений, китайский квартал и т.д.
 
В уезде Кучи, который недавно включили на правах административной единицы в городскую территорию, можно посетить знаменитые тоннели Кучи. Это 200 километров трехуровневых подземных лабиринтов, в которых укрывались вьетнамские партизаны во время войны с американцами. Для американских солдат в течение долгого времени оставалось загадкой, каким образом «вьетконговцы» внезапно оказывались посреди хорошо укрепленного военного лагеря. Тоннели Кучи были не просто подземным укрытием, лабиринты служили надежной недоступной подземной военной базой, здесь располагался штаб, военный госпиталь,  столовая, склад боеприпасов и т.д. Отсюда вьетнамцы делали дерзкие вылазки, атаковали врага и исчезали с быстротой молнии под землей. Рослые американские солдаты не могли проникнуть в лабиринты, а тех, кому удалось спуститься, встречали многочисленные ловушки, так что возвращались оттуда единицы.
Сейчас лабиринты Кучи открыты для туристов. Прежде чем разрешить спуск в подземелье, гид наметанным взглядом придирчиво оценивает рост и вес каждого и людям полным и ширококостным рекомендует отказаться от подземной прогулки, хотя туристический маршрут – тропу протяженностью 40 и 150 метров расширили, но на некоторых отрезках не всем удается втиснуться в узкий тоннель, высота которого позволяет  передвигаться только на корточках.
В пяти минутах ходьбы от входа в тоннели расположен храмовый комплекс памяти павших на войне. На стенах главного храма высечены имена более 44 тысяч вьетнамских солдат, положивших здесь жизни во имя освобождения страны. Большинство из них были выходцами из Южного Вьетнама.

Провинции Южного Вьетнама – плодородные земли дельты реки Меконг, одной из самых больших рек Юго-Восточной Азии. Дельта Меконга образует обширную равнину площадью около сорока тысяч квадратных километров, которая является рисовой житницей Вьенама. По-вьетнамски нижнее течение реки Меконг называют «Кыулонг» - река девяти драконов, река в дельте и в самом деле распадается на девять рукавов. Река – главная транспортная артерия. Основное средство передвижения во Вьетнаме, как мы уже знаем, – мотоцикл, а в провинциях дельты Меконга – лодка. Дома по берегам реки в основном построены из природных материалов: тростника, бамбука, соломы. Люди на берегу приветливо машут пассажирам, сидящим в лодке, ребятишки надрываются, демонстрируя свое блестящее знание английского языка: “Hello, hello!!!” – кричат они. Тут же прилежная хозяйка на мостках моет посуду – прямо в реке, а ее соседка стирает белье. А хозяин следующего дома решил сам помыться, вот он стоит по пояс в воде и старательно намыливает голову, да так что по реке плывет белая пена. Чуть подальше резвятся в воде ребятишки, вьетнамцы обычно купаются в шортах, а более скромные используют в качестве купального костюма футболку и брюки.
Невольно начинаешь философствовать, что время остановило свой ход – ведь эти люди живут точно так же, как жили их отцы, деды и прадеды. Но не обманывайтесь видом бамбуковых домиков, почти в каждом из них установлена новейшая стереосистема и караоке – вьетнамцы очень любят петь. А следующий поворот реки разбивает вдребезги нашу теорию об остановившемся времени – над соломенными крышами красуется огромный неоновый рекламный щит.
Даже рынки в дельте Меконга тоже устраиваются прямо на реке – знаменитые плавучие рынки. Продавцы на лодках, загруженных до отказа овощами и фруктами, расхваливают достоинства своего товара, а покупатели – тоже на лодках – прицениваются, торгуются, делают покупки.
В провинциях дельты река не только центральная улица и «рыночная площадь», например, в западной провинции дельты есть целая плавучая деревня. И действительно, эти выкрашенные бело-серой краской домики построены прямо на воде. Основной источник дохода жителей деревни – разведение рыбы, прямо под домом.
Хозяин приглашает гостей в дом, общий интерьер  в большой комнате мало чем отличается от других вьетнамских домов. Но вот, хозяин с гордостью открывает дверцы в полу, и мы видим, что под ногами у нас не твердая земля, а беспокойная вода. Горсть корма, брошенная в воду – и поднимается фонтан брызг, к поверхности поднимается так много рыбы, что кажестя, будто вода кипит. Гид с важным видом сообщает, что под домом живут около трех миллионов рыб, которых потом продают по два доллара за штуку в Европу и США. Простая арифметика обнаруживает, что у нас под ногами – шесть миллионов долларов!!!

В нескольких километрах далее  вверх по реке находится административный центр провинции Анзянг, город Чаудок, в котором  немало пагод и храмов. Но один из наиболее примечательных – храм у подножия горы Сам, выстроенный в честь принцессы, славившейся своими добродетелями, и очень почитаемой в народе. Главное здание храмового комплекса величественно возвышается над всеми домами, а изогнутая крыша, выложенная зеленой черепицей, отбрасывает длинные тени на белые стены храма, сверкающие в лучах заходящего солнца.
После посещения храма поднимаются на гору Сам. Высота горы около 300 метров, кроме того, есть грунтовая дорога, по которой услужливый водитель мотоцикла довезет желающих почти до самой вершины. Поднимаясь на гору по высеченным каменным ступенькам любуются панорамой, открывающейся на каждой смотровой площадке, «изнуренные тяжелым подъемом» могут отдохнуть в крошечных кафе – покачаться в гамаке, подкрепиться кокосовым молоком, и продолжить путь к вершине, с которой на закате открывается красивый вид, заходящее солнце делает рисовые чеки у подножия зеркальными, и квадратики зеркал тянутся на многие километры. А гид, сопровождая речь широким жестом, сообщает: «Это Вьетнам, а там дальше – граница с Кампучией».
В провинции Анзянг можно увидеть довольно необычную картину. Домики с крышами из пальмовых листьев, характерные для деревень дельты, но сразу бросается в глаза, что мужчины в этой деревне носят саронг – длинную юбку поверх брюк, а женщины непременно покрывают голову платком или специальным шарфом с вышивкой. Жители деревни – чамы – исповедуют ислам, их в провинции около 10 человек. Посреди деревни величественно возвышается мечеть. Во дворе мечети сушится только что собранный рис. Здесь же находится школа, мальчики и девочки учатся отдельно, изучают Коран как правоверные мусульмане и украшают классную комнату красными флажками. До XIV века на территории современного Центрального Вьетнама находилось королевство Чампа (Тямпа) – типичное государство Юго-Восточной Азии. Чамы исповедовали индуизм и строили величественные храмы в характерном индуистском архитектурном стиле. Когда королевство Тямпа пришло в упадок, довольно большая группа племен мигрировала на юг и осела в западных провинциях современного Южного Вьетнама, со временем вследствие тесных контактов с государствами Явы и Малаккского полуострова они стали исповедовать ислам… именно их потомки и живут в провинции Анзянг.

О Вьетнаме, культуре и достопримечательностях этой страны можно говорить бесконечно. Залив Халонг на севере, признанный ЮНЕСКО объектом мирового природного наследия, горы Тамдао и Бави, деревни малочисленных народностей и ремесленные деревни. В Центральном Вьетнаме – пещера Фонгня, которая считается одной из самых глубоких и красивых пещер в мире, императорский дворец и гробницы в Хюэ, курортный города Нячанг и Фантхиет, Далат – город 300 особняков, окруженных хвойными лесами, единственный город во Вьетнаме, где растет клубника, остров Фукуок на западном побережье Вьетнама и много других мест, которые стоит посетить. Во Вьетнаме нужно искать именно Вьетнам, а не сравнивать дайвинг на местных курортах с дайвингом в Таиланде. Вьетнам покоряет и очаровывает незаметно, открывая свою красоту и уникальность тем, кто приходит сюда с чистым сердцем и открытой улыбкой.

Опубликовано:
Мишукова Д.Д. Вьетнам многоликий
// Бортовой журнал «Владивосток Авиа» №3(22), 2004, - с. 56-60