Анализ произведения в эстетике символизма
Пытка рецензии
на рассказ " Пуговицы"
http://www.proza.ru/2010/03/06/1506
И странно то, что главный участник в этом деле есть мошенник
цирюльник на Вознесенской улице... и еще третьего дня стащил
он в одной лавочке бортище ПУГОВИЦ.
Н.В.Гоголь "Нос"
Предупреждение третье, но не последнее:
трактовка рассказа настолько парадоксальна, что слабонервных прошу не
продолжать чтение.
Вступление
О чем повествует рассказ Ани Аничкиной "Пуговицы"? О добре и зле, милосердии и сострадании,бескорыстии и любви к жизни. Поскольку человечеству твердят об этом несколько тысячелетий и читатель может свободно выбрать произведение любого жанра от Нагорной проповеди до стихотворения Маяковского" Что такое хорошо и что такое плохо?", то надо признать, что перед автором стояла сложная задача - не скатиться в омут стереотипных представлений, шаблонных приемов, банальных назиданий. Справилась ли с этой задачей Аня? Мне кажется, что нет. И это тем более обидно, что разговор о добре и зле, их присутствии в мире особенно важен сейчас, когда хитрое, цепкое и вездесущее зло использует любую возможность, чтобы подчинить себе человека, поработить его душу.
Наш "железный век" с его глянцевыми ценностями творит облик нового синтетического мира, в котором нет места старости, болезням, горю, страданию и сомнениям. Его идолы - вечная молодость, красота, успешность и уверенность в себе. Доброту удачно заменяют комфорт, бытовые удобства и спокойное существование,а милосердие гарантируется правами человека. Зло умело рядится в белые одежды и прячет свой хищный оскал за гламурной голливудской улыбкой.
Но автор предпочитает обращаться к привычным типажам . И вот на страницах рассказа один за другим появляются добрая бабушка, жестокая сварливая тетка, пьяницы, алкоголики, мамочка, до седин опекающая своего сыночка; умственно неполноценная, но добрая девочка и так далее.
Все эти персонажи , уже давно набившие оскомину, привычно укладываются в соответствующие матрицы памяти, не требуя от читателя никакой работы ума и сердца.
Все они призваны лишь иллюстрировать незамысловатую идею рассказа, поэтому типажи никак не могут перерасти в полноценные художественные образы, как иллюстрации( в рассказе они черно-белые)не могут перейти из двумерного в объемный мир, ибо иллюстрация не может преодолеть своей плоскостной природы.
Автор идет не от жизни к идее, а от идеи к изображению жизни, и в этом заключается основная ошибка. Из этого проистекают и все остальные: картонность персонажей, жанровая
невнятица, сюжетная бестолковость, двусмысленность символики, несоответствие деталей рассказа жизненной правде.
Художественность рассказа приносится в жертву удивительно новой идее - добро побеждает зло, впрочем, грамматическая неопределенность данной фразы делает однозначный вывод весьма спорным. Что касается художественности, то жертвовать художественностью безнаказанно - нельзя.
Главная героиня
Лейтмотив почти всех рецензий - Лялька - проводник добра, посланец Бога, она совершает чудеса и исцеляет больных, она святая.
Думается, что только исключительная религиозная безграмотность позволяет нам утверждать подобные вещи. Не всякий идиот - князь Мышкин, и не всякая сельская дурочка - Блаженная.
Блаженные и Христа ради юродивые - это люди, которые добровольно обрекли себя на нищенское существование ( среди них были выходцы из зажиточных и даже богатых семей) и несли тяжелый подвиг КАЖУЩЕГОСЯ слабоумия и ненормальности, будучи наделены Богом не только умом, но и даром духовной мудрости и прозорливости. Дар,вопреки семантике слова, никогда не даровался просто так, он заслуживался постоянной духовной работой, самоотречением и самопожертвованием. Ляльке нечем жертвовать и не от чего отрекаться: у нее нет никаких привязанностей или интересов. О духовной работе и говорить не приходится.
От кого же она получила дар и с какой целью?
Если не от Господа, то остается только одно предположение - от лукавого, искушающего людей в стремлении сделать их исполнителями своей воли и ЗАПОЛУЧИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДУШ В СВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ.
Лялька - идеальный исполнитель, она не понимает, что творит , не запоминает людей ,за которыми ухаживает, - их судьба Ляльке безразлична, они для нее лишь пуговицы, собранные в чертовой шкатулке.
Само имя Лялька, означающее ребенка, несет в себе тайну человека не от мира сего, евангельские реминисценции в свою очередь придают образу героини в глазах читателя сакральные черты.Но, согласно православной традиции, ребенок является безгрешным лищь до семи лет, позже он в состоянии осознать, что такое грех, и должен перед причастием исповедоваться.Следовательно, Ляльку нельзя считать абсолютно безгрешной только на том основании, что в её образе звучит детская топика.Это план явный.
Тайный же план связан с фамилией героини -Ковальская. Коваль -это кузнец.В мировой мифологии кузнец предстает обитателем подземного мира и связан с преисподней и нечистой силой. Кузница обычно помещалась в маргинальном месте - на окраине деревни либо за ее пределами, а сам кузнец, вызывающий страх и почтение,обладал магической силой и умением исцелять. Вот одно из подтверждений связи Ляльки с нечистой силой, причем связи родовой, ибо фамилия уводит нас в глубину родословной.
" Лялька любила говорить по телефону. Глядя в зеркало , она говорила :"Лялька Ковальская слушает". Зеркало - магический предмет, с помощью которого устанавливают связь с потусторонним миром, а автор подчеркивает, что Лялька любила ,разговаривая по телефону, смотреть в зеркало.
О пуговицах ( взято из энциклопедии)
Пуговица - обычная деталь одежды. В прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных защищать человека от разлитого в мире зла.
Первоначально пуговицы скрепляли одежду только у воротника, наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане, ведь самыми беззащитными и уязвимыми по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела. В связи с этим пуговицы украшали заговоренными узорами, а внутрь помещали дробину или камешки, чтобы отпугивать от владельцев одежды злых духов. Поэтому и возникло название -пуговица, это совпадение связано с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей, а оторванная пуговица считалась знаком возможной беды.
Следовательно, Лялька, отрывая пуговицы, оставляла людей беззащитными перед злыми духами - оказывается, любовь Ляльки к собиранию пуговиц вовсе не была такой уж безобидной и прямо связана с высказанным мной предположением о связи Ляльки с потусторонними силами.
1 эпизод. Старушка.
Марья Васильевна - беззубое, бесплотное существо, постоянно находящееся в полусне-полуобмороке и пребывающее практически между небом и землей. Сравните с портретом этой же старушки , но уже исцеленной: она сидит за столом в шерстяном платье с пышным жабо( в том самом платье, которое, улучив момент, услужливо выплыло навстречу Ляльке, чтобы та смогла взять свой трофей, недаром же Лялька задрожала от вожделения, увидев пуговицы, в такие моменты она становилась сама не своя, становилась одержимой) и тычет наманикюренным пальцем в какую-то фотографию.
Элегантная, с модной прической, с дорогой золотой брошью вместо пропавшей пуговицы...Разительность перемены заставляет вспомнить о ведьме из "Вия", которая стремительно меняла обличья и становилась то жуткой старухой, то ослепительной красавицей. Перемена подчеркнута и на уровне языковой парадигмы :сначала перед нами слабая старушка, по мере выздоровления она превращается в старуху и остается таковой до конца эпизода.
Сотворила ли Лялька добро, исцелив старушку? Смею предположить, что нет. Лялька добывает души для дьявола, и старушка спокойно обменивает свою бессмертную душу на некоторый срок присутствия в этом мире. Знала ли она о сделке? Скорее всего, да. "Старуха подошла к шкафу и с улыбкой произнесла:"Сосредоточьтесь, милочка!" Узнаете фразу тетки? Лялька должна была сосредоточиться и оторвать нужную пуговицу, которая явилась бы своеобразным залогом сделки.
Обратите внимание на целый ряд деталей, которые как будто специально подбирает автор : пахитоски(курение традиционно связывалось с дьяволом), упоминание о Мише Булгакове( без комментариев -и так все понятно), Арцыбашев, автор романа "Санин" , который считался исключительно безнравственным и даже запрещался по причине смакования картин преступлений и сексуальной распущенности, причем прикрывался этот роман рассказом "Бежин луг", в котором опять-таки речь идет о нечистой силе, пуговица- душа, прячущаяся от Ляльки( она понимает больше хозяйки и стремится избежать уготованной ей участи) - буквально каждая мелочь вопиет о причастности к этому выздоровлению дьявольских сил.
Шерстяное платье с золотой брошью и жабо символизируют полную зависимость его хозяйки от потусторонних сил ( интересна игра слов жабо -жаба: жаба- посредница ведьмы в колдовстве, жабо сыграло роль жабы-сообщницы, выдав пуговицу).
Предупреждение второе:
У моей рецензии нет четкого построения. Мысли скачут свободно, если какая- нибудь из них не вовремя заявляется в гости, я все равно душевно привечаю драгоценную шалунью,
поэтому не ищите в этой работе логической безупречности и строгой последовательности изложения.
Лялька и шкатулка.
Первая фраза "Ляльке в наследство от бабушки досталась шкатулка, доверху наполненная пуговицами" никак не связана с последующим предложением. Она как бы отрывается от текста, парит над ним вместе со шкатулкой, вернее, с ее мистической субстанцией, ибо сама шкатулка находится в нижнем мире - у Ляльки под кроватью, что в свою очередь опять проявляет инфернальную сущность этого ларца.
Итак, шкатулка - это символ. Если мы обратимся к большой литературе, то обнаружим, что шкатулка во всех ее разновидностях(ларец, сундучок, укладка, ящичек) появляется довольно часто на страницах классических произведений. Народные сказки, Крылов, Одоевский, Грибоедов, Пушкин, Гоголь ( шкатулка Чичикова - это, на мой взгляд, кульминация образа), Достоевский, Маяковский, Мандельштам, Булгаков...Иностранные писатели тоже отметились - от античных авторов до Павича.
Каково значение этого символа в различных текстах? Шкатулка - это жизнь, смерть, характер и жизненный путь героя, рок, судьба, город, книга, гроб, сокровищница, царство и, наконец, целая Вселенная.
Каково значение символа в данном рассказе? Скорее всего,если рассуждать логически,
это человеческая жизнь, а пуговицы - встреченные на жизненном пути люди.
Они, действительно, описаны мастерски, очень ярко и , честно говоря, выглядят гораздо более живыми, чем тенденциозные персонажи рассказа.
Лялька охотится на них с одержимостью маньяка и каждый раз , заполучив очередную пуговицу, чувствует весьма приятные ощущения, почти наслаждение:
У Ляльки ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА. Воровато оглядываясь, Лялька попыталась открутить одну из пуговиц...
Опустив руку в карман, она еще раз с УДОВОЛЬСТВИЕМ ощутила ПРИЯТНЫЙ холод металлического кругляшка и ЗАСМЕЯЛАСЬ...
У Ляльки ПРИЯТНО закололо в кончиках пальцев, по спине разлилось тепло, немного ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА".
Узнав об ужасной смерти матери, Лялька не испытывает никаких чувств, она в первую очередь лихорадочно бросается к шкатулке, чтобы убедиться, что ни одна пуговица не пропала:" Лялька, распластавшись на полу, выковыривала из-под кушетки бабушкину шкатулку. Прижав её к груди, Лялька забилась в угол за шкафом и молча наблюдала..."
Лялька относится к пуговицам, как к "боевым трофеям"; "словно полководец", расставляет и передвигает их, совершая ей одной ведомый ритуал, при этом она не помнит ни лиц, ни имен стариков - полководцы и мойры не интересуются лицами и именами. Приговоры не оглашаются, судебное дело судьбы вершится тихо и беспристрастно.
Когда Сергей вываливает пуговицы из ящичка на пол, Лялька переживает настоящее потрясение, после которого долго не может оправиться. Кстати, Сергей и не собирался поначалу делать ничего плохого Ляльке: он приехал с коробкой конфет и долго уговаривал Ляльку отдать пуговицу добровольно. Почему же Лялька так упорно сопротивлялась?
Какая сила стояла за ней, мешая вернуть не принадлежащую ей пуговицу Сергею?
А пуговицы после этого бунтуют , стремясь обрести свободу:" Но ночью, когда её мучила бессонница, слышала, как в шкафу под слоем старого тряпья бьются с глухим стуком о стенки шкатулки пуговицы." Чтобы не слышать эти стоны, Лялька закрывает уши подушкой.
Эпизод второй. Сказка о металлической пуговице.
Ляльку приглашают ухаживать за пожилой женщиной - Франей Моисеевной, которая перенесла тяжелую операцию. Ей ампутировали ногу, и передвигаться Франя Моисеевна может теперь только в инвалидном кресле. Собственно говоря, в этом эпизоде Лялька выступает не столько в роли сиделки, сколько компаньонки. Чудес в медицинской области она не совершает, просто дает Фране Моисеевне возможность не чувствовать себя одинокой и тем возвращает ее в круговорот жизни.
С появлением Франи Моисеевны в рассказе зазвучали театрально -сказочные мотивы.
Основу эпизода составляет монолог старухи, в котором высокопарные фразы( Я страдаю, отчего же Бог не видит, как я страдаю) сопровождаются патетическими и выразительными взглядами в потолок, долженствующий обозначать мир горний, а ответ Ляльки абсолютно предсказуем и по этой причине вовсе не обязателен.
В сказочном плане Франя Моисеевна напоминает старушку, которая умела колдовать, из сказки "Снежная королева".
Старушка очень хотела, чтобы миленькая Герда осталась жить у нее. Франя Моисеевна тоже мечтает о маленькой девочке: сначала эту роль играет Лялька, потом эстафета переходит к чирикающей Зине, а затем мы узнаем и о её ребенке.
Старушка расчесывает волосы Герды золотым гребнем, и девочка забывает о прошлом.
Франя Моисеевна читает Ляльке классиков , и та впадает в дремоту, легкое забытье.
Герда пробыла у колдуньи все лето, так же как и Лялька у Франи Моисеевны.
О других сказочных реминисценциях упоминать не буду.
Но вот что интересно в этом эпизоде: почему Лялька берет пуговицу не у Франи Моисеевны, а у беременной Зины, которую она видит в первый раз?
Потому что две души - это лучше, чем одна.
Эпизод третий. Дело ветерана ВОВ и балеруна из кадребалета.
Здесь мы временно переходим к эстетике реализма. Для разнообразия
и большей методологической неточности.
В этом эпизоде нам предлагают посочувствовать ветерану Великой Отечественной войны, который участвовал в боях за Ленинград и Будапешт, женился на женщине с ребенком, поднимал на ноги пасынка, а теперь столкнулся с людской черствостью, жестокостью и неблагодарностью. Ему в тексте противопоставлен пасынок Сергей - спекулянт, безбожник, желающий упечь приемного отца в дом для престарелых. Правда, автор говорит о том, что речь идет о вполне комфортабельном доме для ветеранов ВОВ, но мы, возмущенные до глубины души равнодушием и предательством Сергея, этого уже не слышим. Не обращаем внимания и на другие мелочи, которые , в общем-то, должны были бы заставить нас задуматься и засомневаться, а правильно ли наше восприятие героев, не находимся ли мы в плену привычных стереотипов?
Да, Иван Трофимович женился на женщине с ребенком, но сделал это он не из каких - то благородных побуждений, а по вполне определенной причине, по той самой , по которой немолодые уже мужчины, потрепанные жизнью, женятся на молоденьких девушках: красива она была очень, как фарфоровая статуэтка. Нельзя сказать, чтобы к жене Трофимыч относился с уважением и понимал ее."Лизка нагуляла пузо", - так грубо отзывается он о своей спутнице жизни.Пасынка, вопреки желанию ребенка, мечтает отправить в военное училище( не с тайной ли целью избавиться от его присутствия в доме), презрительно относится к работе Сергея(его бы ко мне в турбинный цех), не понимая, как тяжела профессия танцовщика, каких физических и моральных затрат она требует. Пасынка называет гаденышем и ,конечно же , не может обойтись без сакраментальной фразы :"Я его,гаденыша, как своего растил."
Пить, судя по тексту, Иван Трофимович начал задолго до описываемых событий( это, видимо, и было причиной того, что Сергей решил сдать отца в дом для престарелых).
В ответ Трофимыч стал еще и мочиться мимо унитаза и творить всякие прочие гадости. Месть, признайте, изощренная, несколько , правда, литературная: разруха в головах,- а главное, она как нельзя лучше может поспособствовать взаимопониманию окончательно потерявших общий язык родственников.
Не буду лишний раз долго объяснять, как важна речевая характеристика персонажей.
Дед - выходец из деревни , наверное, поэтому речь его пестрит словами,характерными для человека деревенского, не очень-то образованного ( для пущего колориту, надо думать): милка, выйми, шутю, пошуруди, сыми. Слово "антиквариат ",как слишком мудреное, он произносит по слогам, но справляется успешно, без ошибок; и настолько удачно переиначивает слово "кордебалет",что трудно понять , происходит это от незнания или дед так иронизирует.
Автор в погоне за внешним эффектом совершенно забывает: а дедок-то далеко не фольклорный персонаж, он дослужился до майора, давно живет в городе, да и в своем турбинном цеху скорее всего не на последних ролях. Поэтому утирание рукавом байковой рубашки кажется излишне нарочитым.
Сергей перед отъездом строго-настрого наказывает Ляльке следить, чтобы дед не пил(?).
Непонятно, как умственно отсталая девушка может это сделать: пьяницы исключительно изобретательны, когда надо принять на грудь.
Но Лялька легко справляется с поставленной задачей , в два счета излечивает ветерана от тяжелого заболевания. Это ли не чудо? Чистейшей воды чудо!
Почему Лялька не вылечила подобным образом родную мать, пившую горькую, остается загадкой.
Теперь опять о мистическом.
Трофимыч недаром сравнивает Ляльку с жившей в его деревне ВЕДЬМОЙ, которая могла и коня на скаку остановить, и корову сглазить, если надо.
Самое интересное в мистическом плане в этом эпизоде связано непосредственно с пуговицей.
Рецензенты нашли, на мой взгляд, очень красивое толкование этого символа:ценности истинные -душа человека, нравственное богатство- противопоставляются ценностям ложным - материальным. Но символ на то и символ, что дает возможность многочисленных трактовок.
Можно предложить, например, такую. Какие камешки были в пуговице? Скорее всего, это алмазы или бриллианты. Напомню, что бриллиант - это граненый и шлифованный алмаз. Именно в алмазы и бриллианты удобнее всего было вкладывать деньги в советские времена, так как недвижимость вся принадлежала государству, деньги - капитал ненадежный, а бриллиант всегда в цене, да и хранить его удобно - предмет маленький , много места не займет.
Каковы символическое значение алмаза и его мистическая сущность? Алмаз выполнял роль оберега(вспомним камешки, которые наши предки помещали в пуговицу). Считалось, что алмаз предохраняет от колдовства и злых духов. Далее еще интереснее. Если кто-то хочет околдовать владельца алмазов, то все горе и неудачи перенесутся на него самого. Трофимыч невольно, так как пуговица принадлежала ему, оказался под защитой алмазов, а Лялька, покусившись на пуговицу, сиречь душу Трофимыча, навлекла на себя беду: она больна, подавлена, уничтожена до такой степени, что соседка Маня боится, как бы Лялька на тот свет не отправилась. Удар был так силен, что Лялька прекращает ухаживать за больными и собирать пуговицы. Трофимыч - единственный подопечный Ляльки, чья судьба становится ей известной: несмотря на случайный срыв , он все же не избегает своей участи : души самоубийц принадлежат дьяволу.
Финал
Лялька соглашается ухаживать за теткой, которая некогда выгнала её из дома.
Милосердие выше справедливости?
Или всё-таки торжествует справедливость и тетка получит по заслугам?
Благими намерениями...
Предупреждение первое, оно же последнее
То, что я пишу, - это не столько рецензия, написанная в строго заданных параметрах, сколько свободное размышление о том, какую роль играет слово в художественном произведении. Я глубоко убеждена в том, что не бытие, а именно слово определяет сознание.
Мы наивно думаем, что слово - наше орудие, на самом же деле это мы все - орудие слова, которое беспощадно обнажает наши ошибки.
Послесловие
Данная рецензия условна в той же степени, в какой условно любое художественное произведение в общем и рецензируемый рассказ в частности.
Я приношу глубокую благодарность Зое Чепрасовой и Беспощадному Критику, которые поддерживали меня морально и давали ценные советы.