Перлы к 1 апреля 2010

Алексей Аимин
         Первое апреля – это мой день. Мне нравятся люди с чувством юмора, которые любое заурядное событие могут повернуть так, что поневоле рассмеешься или улыбнешься. В народе таких людей называют остроумными.
         Но рассмешить могут не только острословы. Порой это делают люди, которые даже и не думают этого делать. Причем бывает так, что и острословам за ними не угнаться. Раньше даже рубрика такая была: „Нарочно не придумаешь“.
         А еще нас всегда веселят дети, особенно когда они с очаровательной наивностью судят о житейских делах или придумывают новые слова. Знаю, многие родители записывают их высказывания. Но это обычно происходит в раннем возрасте, – в дошкольном. Ну а потом  переступив порог школы, дети это делают  сами. В каждой школе есть „крылатые фразы“ юных сочинителей, которые учителя не могут забыть никогда. Часто эти фразы становятся народным достоянием. Например, вот эти, еще из 70-х:
        - „Анна Каренина ехала в карете с открытым задом“;
        - „Из-за холма с гиканьем выскочило татаро-монгольское иго“.
        Но я бы не стал строго судить этих „авторов“, ведь в те времена еще не было Интернета, где можно бы было уточнить, чем отличаются кареты с закрытым задом от телег с открытым. Хотя сегодня и в Интернете  вряд ли расскажут, как выглядело татаро-монгольское иго.
        Отчасти в ошибках и ляпах учеников виновата перегрузка материала. Действительно, расплодили, понимаешь, классиков. В головах не умещается не только суть произведений, но даже названия шедевров и имена авторов. Вот как они спрашивают необходимые книги в магазинах и библиотеках:
        – Братьев Карамзиных можно? („Братья Карамазовы“)
        – Дайте, пожалуйста, книгу „Золотой принц“ („Князь Серебряный“)
        – Что-то про майорскую дочь… („Капитанская дочка“)
        – Мне, пожалуйста, „Прощание с матерью“ („Прощание с Матёрой“)
        – Историю или географию Аксакова (как выяснилось, биография Аксакова)
        Есть трудности и с самим языком, великим и могучим, уж больно много похожих и созвучных слов. Если не знать их действительного значения, можно легко перепутать:
        - „А на груди у него была белая мошонка...“
        - „По двору гуляли куры, утки и прочая домашняя утварь...“
        А чего, манишка – мошонка, утварь – тварь, почти все буквы совпадают. К тому же надо учитывать, что наш язык постоянно развивается, значение слов меняется сначала туда, потом - сюда, вот и случаются такие казусы:
        - „Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк“. Правда, с цирком здесь все-таки перебор.
        Надо сказать, что и сами учителя бывают у нас слишком придирчивы. Например, чего придираться к такому предложению:
        - „По полю ехал трактор, медленно попахивая“? Ведь если смотреть на трактор вблизи, он впрямь пашет быстро, а вот если посмотреть издалека, он действительно медленно попахивает. Или вот такое заявление, вызвавшее их усмешку: „Из произведений Некрасова крестьяне узнавали, как им плохо живётся...“ – так ведь так оно и было, крестьяне до Н. Некрасова думали, что все так и должно быть, а вот он им глаза-то и раскрыл. Вот тогда-то они и узнали кому на Руси жить хорошо.
        Придирки учителей иногда вообще смахивают на изощренное издевательство. Они видят в изложенном совершенно не то, что писали дети с абсолютно чистыми помыслами.
        - „Плюшкин наложил посреди комнаты кучу и долго ею любовался...“
        - „Татьяна любила природу и часто ходила на двор“.
        - „Шелковистые белокурые локоны выбивались из-под её кружевного фартука“.
        - „Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел“.
        Так что не надо…  А вот министерству образования надо обратить внимание на учителей и их нравственную сторону. А еще учителям надо давно усвоить - под одну гребенку всех школяров стричь нельзя. Ведь уже с начальных классов проявляются индивидуальные наклонности будущих физиков и лириков. Например, последние просто не могут писать коряво или некрасиво:
        - „В лесу стоял необычайный аромат, и я тоже остановился постоять“.
        - „Кругом было тихо, как будто все вымерли... Какая красота!“
        А ведь последняя фраза не только лирична, но и философски очерчена. Вообще удивительно, как учителя неправильно понимают будущих философов. Просто придирки какие-то к довольно серьезным умозаключениям по творчеству Гоголя:
        - „Hос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием“.
        - „Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между ног у него была жуткая действительность“.
        Я уверен, что стихи и философские трактаты у этих ребят еще впереди. Давайте перейдем к тем, кто их будет кормить, т.е. к физикам-прагматикам. Эти всегда четко расставляют акценты:
        - „Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену“.
        - „Дождь бывает грибной, проливной, мелкий и крупнокалиберный“.
        Между прочим, очень конкретно и объемно по содержанию. Без сомнения это будущие техники, инженеры, ученые. .А вот этот, например, точно бизнесменом или банкиром будет: „Печорин был пустым человеком. И писать о нем пустая трата времени“. - Вот, с молоком матери всосал: время – деньги!
        Многие оригинальные строки из сочинений можно объяснить задержавшейся детской непосредственностью их авторов. У некоторых она остается вплоть до старших классов:
        - „Бабушка с нетерпением ждала Красную Шапочку, потому что ей было глубоко одиноко в животе у волка...“
        - „Сидит Аленушка на камешке, а в заду у нее темный лес чернеется...“
        - „С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду“.
        Эта уже позже такая непосредственность вдруг резко переходит в смелые умозаключения, с панибратским оттенком:
        - „Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети“.
        - „Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже“.
        - „Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны“.
        Нет, я ничуть не оправдываю наше молодое поколение и не собираюсь сваливать все на нерадивых, испорченных жизнью учителей или на издержки нашей школьной программы. Хотя пробелы в знаниях в некоторых не главных науках просто изумляют:
        - „Ленин правил в России. Он был первым царем Советского Союза“.
        - „В клетке сидели два разнополых самца“.
        Кроме всего прочего дурное влияние оказывает улица: в сочинении одной из старшеклассниц рассказ Толстого „После бала“ значился „После бара“. Да и телевизор с рекламой чудодейственных препаратов для страстной любви вносит свои коррективы: „Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь“. Даже современная музыка давит: „Лед под крестоносцами треснул, и они стали проваливаться с криками: „Хэви метал!“
        Вот перечитал все вышеизложенное и встревожился. А вдруг кто-то подумает, что я на нашу систему образования бочку качу. Да не дай Бог! Т же самое, можно найти в школах  самых цивилизованных стран. Что уж говорить, если даже студенты университетов США выдают вот такие ляпы:
        - „Киевское госудаpство было ослаблено гpажданской войной, потому что у князя Владимиpа сыновей было больше, чем надо, в pезультате нескольких жен и многих наложниц“.
        - „Петp Пеpвый заполнил свой кабинет случайными людьми и постpоил новую столицу около евpопейской гpаницы“.
        - „Царская Россия была отсталой страной. Среди крестьян свирепствовал коммунизм...“
        Могу с радостью сообщить, что коммунизм уже отсвирепствовал, а потомки Владимира нашли свои корни и записались в дворяне. По сему поздравляю всех с 1 апреля и желаю  чаще смеяться и улыбаться. Говорят, что минуты смеха в зачет отведенного жизненного срока не учитываются. Добавлю еще одно ценное наблюдение из за океана: - „Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали...“
а вот здесь надо такое забугорное мнение опровергать. Как у нас там говорят: „Делу время – потехе час!“ Посмеялись? А теперь все живенько за работу!