История слова

Анатолий Федотов
                История слова

    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
     Евангелие от Иоанна.
    Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова.
     Евангелие от Луки.

  До настоящего времени  у историков  нет общего мнения о происхождении  имени группы народов - «славяне». В книге «Славяне-сыны Перуна» (Москва, ЦЕНТРОПОЛИГРАФ,2006 г. автор Мария Гимбутас) приведены версии происхождения этого названия. Первая версия основывается на предположении, что название славяне произошло от латинского слова «sclavus», означающем раб. Вторая версия предполагает, что слово «слава» (известный, знаменитый) является основой слова «славяне».    Приверженцы третьей версии считают название «славяне» производным от «слова». То есть славяне - это люди владеющие словом, умеющие говорить в отличие от «немцев» (немых), говорящих непонятно.   Ни одну из приведенных версий нельзя считать доказанной.      
 Мне думается, что все-таки, можно весомо обосновать возникновение этого важного слова – «славяне». Основываясь на имеющихся летописях, историки полагают, что это имя возникло в 5-м веке нашей эры. Как это могло произойти? Очевидно, что народы, которые еще не назывались славянами наверняка уже существовали, но имели свои имена. Имя «славяне» могло возникнуть двумя путями. В первом случае можно предположить, что родственные  народы, имеющие разные имена, сознавая свою общность, решили объединиться, чтобы  совместно решать свои проблемы и для этого на каком-то съезде могли принять общее для всех родственных народов название – славяне. Но эта версия ничем не подтверждается. Более того, славянские народы часто воюют между собой (Болгария с Сербией, Россия с Польшей и т.д.), что говорит о серьезных длительных разногласиях.  Поэтому такую версию приходится признать невероятной. По-видимому, имя «славяне» было изначально дано родственным народам извне. Эта версия возникновения общего имени народов (славяне) может быть связана с расширением роли и влияния христианства. В этом процессе был  центр распространения новой религии  на территории Римской империи. Из этого центра родственные народы, принимающие христианство могли получить объединяющее имя.     Вторая версия заслуживает более серьезного рассмотрения.
 Пятый век - это время, когда на развалинах римской империи вырастало новое государственное образование – Византийская империя.  Одновременно происходит интенсивная  замена языческой религии на христианскую. 
 Очень подробно и убедительно процесс смены религий описан в книге Ф.И. Успенского «История Византийской империи» (1912 г.). Чтобы понять процессы, связанные с принятием народами христианства  рассмотрим, как это происходило в Римской империи и затем в Византийской империи. 
Впервые влияние христианства римские политики ощущают во 2-м веке нашей эры. Но этот раздражающий фактор они пока не принимают всерьез. Вот, что написано в Истории Византийской империи.  Из этого текста мы неожиданно узнаем, что римская, языческая культура при сравнении с ранним христианством  выглядела гораздо более развитой.
Был «Рим с его древней культурой и с высокообразованным обществом, и что рядом с ним представляли христианские общины. На одной стороне была высокая культура, победы, мировластительство, на другой же – невежество, простота, скудость и отсутствие всякой культурности. Совершенно основательно говорили христианам: как вы можете с вашим убожеством мечтать о перестройке мира, когда на нашей стороне и опыт, и численное превосходство, и богатства, когда на нашей стороне высокая культура. Цельс выразил эту противоположность между христианами и римским миром в следующем образе: «Вы, как тараканы в щели, судите о внешнем мире по своему кругозору. Нам, конечно, лучше судить с нашего широкого и открытого места о том, что есть и что должно быть, а не вам из вашей щели». Христианство подвергалось упреку даже и после того, как оно уже было объявлено господствующим в империи, в том, что оно, уничтожив древнюю культуру и освятив невежество и мрак, взамен само ничего не могло дать. Отцы и учители Церкви первых веков с особенной настойчивостью поэтому проводили мысль, что христиане должны черпать знание и образование в языческой школе и литературе (Бл. Августин). Основное положение книги Буасье «Падение язычества» заключается в оправдании мысли, что христианство не пренебрегало культурой и восприняло в себя все знание, добытое в древнем мире».
        Ранние христиане подвергаются жестоким гонениям. Следующий пример доказывает это. Во времена царствования Нерона (прошло всего 64 года от рождения Христа) в Риме произошел большой пожар. Народная молва обвиняла в организации пожара самого Нерона.
  Вот как описывает  Тацит реакцию Нерона : «Итак, чтобы положить конец молве, Нерон подыскал виновных и предал их суровейшим мукам; это были те, которых народ за срамные дела их по ненависти называл христианами. Наименование их произошло от Христа, который в правление Тиверия казнен был прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на время пагубное суеверие снова обнаружилось не только в Иудее, колыбели этого зла, но даже и в Риме, куда со всех сторон стекается и чествуется все срамное. Некоторые на пытке указали сообщников, и затем, по их показанию, уличено было огромное множество не столько в преступлении по поджогам, сколько в ненависти к роду человеческому. Их губили с поруганием• покрывали шкурами зверей и отдавали на растерзание псам, распинали на крестах, сожигали и, если недоставало для того дня, заставляли их гореть ночью». Следует заметить, что для расследования виновных в поджоге не было назначено отдельной комиссии, дознание производилось полицейскими средствами, между тем по вопросам веры обыкновенно дело переходило в сенат и решалось назначенной от него комиссией. По позднейшему свидетельству Ювенала, пытки и приговоры уличаемых назначал Тигеллин. Для нас важно здесь то, что религиозного мотива в этом гонении на христиан не было, иначе сенат взял бы на себя все ведение этого дела. Как замешаны в процессе христиане – легко понять. В то время христиан еще не отделяли от иудеев, на христианство смотрели как на иудейскую секту. Как христиане, так и иудеи жили в Риме в одной части города, занимались одними и теми же ремеслами и как всем язычникам, так и римской полиции известны были за исповедников иудейской веры с небольшими отклонениями. Брожение умов в Иудее тогда было сильное, оно сообщалось и римским евреям: взаимная ненависть разделяла христиан и евреев. Припомним, что пожар начался в той части города, где находились лавки восточных купцов; где же было искать полиции поджигателей, как не в ненавистном восточном квартале? Не оттуда ли выходили предсказания, что Иегова уничтожит язычников огнем, посланным с неба? Так, «привлечены к ответственности немногие, которые в пытках указали на массу сообщников». Преследование на этот раз ограничилось, впрочем, Римом и Иудеей.»
Несмотря на преследования, продолжается рост влияния христиан. Христианское учение приобретает все большее число сторонников. Вот что пишет по этому поводу  в своей книге Ф.И. Успенский.
           «Хотя христианство в конце III в. не было еще терпимой верой, но распространение его шло весьма быстро; при Диоклетиане мы видим христиан уже во дворце. Живопись катакомб свидетельствует, что христианство обладало уже в это время высоким подъемом творчества и полагало основы христианскому искусству. Жена и дочь императора оказывали им благорасположение, между дворцовыми чинами и прислугой было немало христиан. Строились повсюду церкви, даже в Никоми дии, в виду дворца, высился христианский храм; за то и благословлял Бог все предприятия Диоклетиана и его соимператоров, говорят церковные писатели. Между тем язычество подготовляло последний удар христианству: неоплатоники выступили с полным запасом изучения древних писателей, они свели философское учение на теософию и мистицизм и, усвоив метод христианского вероучения, пытались обнаружить связь его с древнейшими мифическими воззрениями. Цезарь Галерий и Диоклетиан не чужды были этого нового направления. Но едва ли не главнейшая причина враждебного отношения Диоклетиана к христианству в 303 г. была чисто политического свойства. В преобразованной им империи всем сословиям и состояниям указана была своя государственная служба, от всех подданных ожидалось крайнее напряжение и выполнение тех или других общественных задач.»
      Наконец император Константин признает христианство равным по правам язычеству и издает в 313 г. Миланский эдикт. Успенский Ф.И. об этом пишет:
. «Эдикт этот приводят почти сходно Лактанций и Евсевий. Содержание его следующее: «Мы, императоры Константин и Лициний, заботясь о благе и пользе подданных, установили относительно богопочитания, чтобы и христианам, и всем дана была полная свобода жить в той вере, в какой кто хочет, чтобы небесное божество было благорасположено к нам и ко всем, которые находятся под властию нашей… Определяем, чтобы христианам возвращены были конфискованные в казну или частным лицам отданные имущества, также чтобы были вновь отданы места Их собраний. Частные лица должны быть удовлетворены за это из государственных средств».
«После победы над Лицинием Константин признал христианство единой истинной верой, а язычество заблуждением, хотя и последнее объявлено терпимым. «Для сохранения мира я постановил, чтобы и те, которые еще остаются в заблуждении язычества, пользовались таким же спокойствием, как и правоверные. Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами». Константин обращается лишь с увещанием к язычникам, чтобы они приняли христианство, и запрещает поклонение некоторым богам и частные жертвоприношения.»
 
С этого времени можно считать, что  христианство одержало окончательную победу над язычеством. Несмотря на неудачную попытку следующего императора Юлиана (Юлиан - отступник)  реставрировать язычество христианство продолжает завоевывать новые позиции. Но последователи христианского учения не были единодушными в его толковании.   Христианское движение разделяется на две партии православную и партию арианства, которая впоследствии была названа католической. О сущности разногласий Успенский Ф.И. пишет:
          «Представителем православного мнения и главным соперником Ария был ученый диакон александрийской церкви, знаменитый впоследствии отец Церкви Афанасий В догматическом смысле главный предмет разногласия сосредоточился на учении о Слове (;;;;;) или Сыне: происходит ли Он из существа Божия и имеет ли одну и ту же природу с Богом (;;;;;;;;;), как учила православная партия, или же Слово или Сын происходит из несущего и, как имеющий начало своего бытия: ;;, ;;; ;;; ;;, – не единосущен Отцу, как утверждал Арий и его приверженцы. Это последнее положение нашло себе техническое выражение в термине ;;;;;;;;;; – подобосущ ный, иначе создание и творение – ;;;;;;, ;;;;;;». В нескольких словах позволим себе здесь выразить сущность православного и арианского учения не с богословской или философской точки зрения, с каковой оно трактуется в церковной истории, а с точки зрения общечеловеческого понимания и Мировой культуры. Если Христос, сошедший на землю и вочеловечившйся, есть Бог, то для человечества в этом дано большое утешение: Бог, сделавшись человеком, обожествил человечество и тем указал человеку бесконечную цель самоусовершения и стремления к совершеннейшему. Между тем, арианство, отправляющееся из признания во Христе существа сотворенного, небожественного по происхождению, не имеет в своем учении тех возвышающих элементов, о которых сказано выше.»
Из этого текста видно, что православное понимание христианского учения более возвышено и эмоционально, а католическое более приземлено и практично. Разное понимание «Учения» («Слова») повлияло на форму богослужения. Православные храмы более украшены католические храмы более аскетичны.
После того как христианство утвердилось на территории бывшей Римской империи оно с помощью проповедников начало  завоевывать окрестные территории. Причем православное направление осваивает восточные территории, заселенные народами которые были названы славянами, арианское (католическое) направление западные территории (германцы, кельты и др.). Первыми православное направление христианства приняли греки. Здесь мы подошли к разрешению вопроса, почему многие восточные народы бывшей Римской империи (предположительно – это фракийцы, фригийцы, лидийцы, этруски, даки) именно в этот период стали называться славянами. Дело в том, что православное направление христианского учения основано на учении о Слове – следовательно, приверженцы этого направления вполне могли называться славянами. Повидимому так оно и было. Это видно из многих исторических примеров, когда славяне как нация появляются как бы ниоткуда, но как приверженцы христианства их появление вполне понятно. Исторические примеры можно взять из книги «Болгария – исторический путеводитель (Москва, «вече» 2007г. Малютин Н.Н., Запорожцев М.А.).  Например, на стр.24 читаем: «Год 688 н.э.  – поход Юстиниана 2-го на болгар и славян во Фракию. Переселение части славян (приблизительно 30000 человек) в малую Азию – Вифию.» До этого времени славяне нигде не упоминались и вдруг только одна часть составляет 30 000 человек. А вот если это фракийцы принявшие православие, то это вполне понятно. Пример второй (стр.24)    «803-805-е годы. Рост роли славян. Славянский язык был широко распространен и в ставке Крума.» Тоже понятно – происходит рост роли фракийцев принявшие православие (славян) по отношению к фракийцам - язычникам. Третий пример (стр.28) «985-й год –Болгарское собрание признает славянский (фактически-фракийский) язык языком церкви.» Это произошло потому, что первоначально языком православной церкви был греческий язык. В приведенных случаях мы видим почти полную аналогию с процессом завоевания влияния христианами в Римской империи и Византии.
       Таким образом, как было показано, славянами изначально назывались приверженцы православной религии(слова),  а затем это название стало являться признаком национальностей, говорящих на похожих языках. Это название народов, вероятно, родилось в Византии, поскольку именно византийские проповедники несли Слово Божие народам, а у всех «славянских» народов «Слово» звучит одинаково и имеет одинаковый смысл. От имени народов «славяне» произошли многие имена с окончанием «слав» - Ярослав, Святослав и др. Похожая судьба у слова христианин. Это слово, незначительно изменившись (крестьянин), стало обозначать земледельца. Надеюсь, что приведенная версия выглядит достаточно обоснованной и заслуживает обсуждения специалистами-историками.