Похлебка

Геннадий Галифанов
Похлебка (в древнеславянском изложении)

           Лексеич карябал пуп, всхлипывал. Негоже пахла ендова похлебка, негоже. Кабуть Онуфрий спытав таку пытку думал Лексеич, мабуть в одночасье заколдобился. Ить мухота навар сей балмутит, аки диавол душу мирянина. Однакось, дабы не огневить боярина, мерзопакостная похлебка была бедным Лексеичем выкушана.
           Наутро колики аки бесы животишко загандурили. Колотун окаянный нутро нещадно кулундыхивал. Посему зелейщик Мыкыта призван был к Лексеичу боярином. Мыкыта в ухо Лексеичу заговоры творил, крестом животворящим чело расписывал, мял и дюже сильно брюхатину патлами колошматил. Увидевши же немочь непреходящу золу печную и сажу в пуп Лексеичу втискивать начал да приговаривать – «хрынь–брынь, зола–мала, сажа–бела,  хворь–пьяна, вылазь–сама».  А как ендовы шептанья, биенья телесны, зола и сажа немочь Лексеича не спровадили, хитро зелье готовить начал. Зело зловоннее оной похлебки сие зелье припахивало. Смрад нещадный избу окутал и страх божий перед зельем оным Лексеича обуял.  Да так шибко обуял, што едва зелье к ноздре преподнесено было, так на зелейщика одежу нутро Лексеича разом с оной похлебкой и вывернулось. Дюже зелейщик Мыкыта осерчал за ендо действо и Лексеича бранил почем попадя. Одежу новую взамен замызганной требовал и карами небесными грозил. Блаженно Лексеич щерился и не гневался на зелейщика. Хворь паскудная сошла с него с похлебкой ендовой и благодатью господней повеяло.
     «Оставь лукавство сие» - глаголил Лексеич зелейщику, одежа твоя рвана да стара, печной золой да зельями погаными загажена, негоже за вылившу похлебку мзду взимати и посему в тяжкий грех впадати». 
      Не унимался однакось зелейщик Мыкыта. «От неминуючей погибели укрыл я тебя, злыдня, а ты всю мову одежу бисовской блевотиной опоганил, дык токмо кажный одежу поганить будет, дык  откель мне ей обнову сыскати».      
      На сию шумну распрю боярин прикалдунился и яко чадолюбивый отче мудро слово молвил – «ты Мыкыта иди и помолись чудотворной иконе Богородицы, авось от блевотины оной и очистися. А ты Лексеич не супостатствуй боле, хлебай упредь похлебку крестом себя осенивши и во славу господню моленья воздамши. Любу хворь сиими благостями  победиша. А буде дале меж вами распря, не серчайте. Велю челяди розгами вас сугревати, дабы пришло через оное к вам покаяние и спасение божие».
    Мудро слово боярина Мыкытой и Лексеичем поклоном благодарственным ответствовалось. Кажный из них побрел засим в нужну сторону, Мыкыта моленья Богородице возносить, Лексеич по совету боярскому похлебку умно хлебати.