Речения. Посвящение Лао Цзы

Андрей Незванов
1.
Что говорить о Жизни Вечной?
Сказанное равно воплощённому. Имя равно вещи.
Поэтому Жизнь Вечная не имеет имени.
Смерть есть вещное всего, а Жизнь - тайное вещей.

2.
Если назовёшь что-то "прекрасным",
тут же явится "безобразное".
Если назовёшь что-то "хорошим",
тут же явится "плохое".
И нет одного без другого.
Поэтому мудрый не стремится
создать прекрасное и уничтожить безобразное;
насадить хорошее и уничтожить плохое.

3.
В презираемом для него - столько же, сколько в ценимом.
Лишь вещам приписана цена, а Жизнь - во всём одна.
Поэтому душа его не наполнена тщетой;
и нет в нём воли к обретению благ.

4.
Жизнь Вечная не истощается никогда,-
в ней нет усталости.
Она была раньше, чем явились Земля и Небо,
но в ней нет Времени.
Всему, что есть, Она - источник и опора.

5.
Бегущий смерти не различает доброго и злого.
Во всех людях видит он одно.
Нет у него слов.
Кроме как в устах Господина, нигде больше не ищет он слов.

 

6.
Даже когда отлучён ты от Жизни Вечной, и одинок,
и нет рядом с тобой Спасающего Друга,-
и тогда ты жив лишь благодаря Ему.
Тело твоё скреплено Им, и дыхание твоё от Него.
Корень Жизни Вечной проницает все существа.
Он там, где находят существа благо для себя
в жизни других существ.
Поистине, всё скреплено этим.
Несчастен не находящий блага в жизни других.

7.
Среди вещей мира есть главная вещь.
Это - твоя "Я-кукла".
Без меры любишь ты её, и лепишь её, и украшаешь её,
и пушинку сдуваешь с неё;
ставишь её перед собою и восхищаешься;
отвращаешь лицо твоё от Царя.               
Обратись!
Обернувшись лицом к Царю,
не можешь не повернуться спиной к "Я".

8.
Жизнь есть Добро.
Жизнь - во всём, значит и Добро - во всём.
Бегущий Смерти всюду старается опереться на Добро.
Жизнь течёт, Смерть хранит форму,
но нет такого закрытого сосуда,
из которого жизнь не утекла бы,
и нет такого сосуда,
в который бы не проник огонь Жизни Вечной.
Нет такой стены между человеками,
сквозь которую не прошла бы Любовь.      

9.
Не сделанное в миру бывает лучше, чем сделанное,
ибо созидает мир смерть.
И нельзя сохранить то, что не живо,
и требует оно постоянной работы.
В работе силы убывают.
А Жизнь трудится, не зная усталости.
 
10.
Подчиняющий жизнь себе - теряет жизнь.
Служащий Любящему - обретает жизнь.
Отдающийся вещам перестаёт быть.
Отдающийся Любви может рождать.
Созидающий не рождает.
Деяние без Господина сеет смерть.
Служащий созданному не служит Любви.
Всякое служение требует препоясания.
Препоясание в Любви
увольняет от препоясания к созиданию.

11.
Много колонн в здании, но не них опёрто оно.
Многих людей ты знаешь,
но общаешься с тем, кого не знаешь.
Богата биография,
но жив не тот, о ком пишется.
Живущий не улавливается анкетой.
Кожа остаётся, а змея уползает.

12.
Тело имеет потребность, но не созидает её.
Язык твой - не язык тела; и язык тела - не твой язык.
Поэтому не говори о том, о чём говорят чувства;
не смотри дальше, чем и видят глаза;
не иди дальше, чем идут ноги;
не бери больше, чем берёт рука;
не ешь больше, чем ест живот.

13.
Мир подобен пирамиде,
но Царство Небесное не имеет возвышения.
Оно – равнина, на которой покоятся основания миров.
Не карабкайся по лестницам пирамид!
Не выше Царь и не ниже, но всегда рядом.
Не водружай свою статую на пьедесталы,-
да не придавит она тебя, низвергнувшись.

 
14.
Источник Жизни нельзя присвоить.
Нет его в пространстве, нет его во времени, нет его в уме.
Пока не явился Он другом спасающим,
ощупью держались люди Его, и осторожны были в поступках.

15.
Бывшие до нас знали истину Служения, имели опыт Служения.
Не знающий того, Кому служат, не может оценить их опыта.
Непонятны ему их усилия, непонятна их боязнь.
Победив ближнего, стал он смел;
низвергнув царей, решил, что нет над ним власти.
Но силою оружия не свергаются царства.
Если не будет царя вовне, будешь рабом самому себе.
Но будет господство твоё непрочно и гибельно,
если не от имени Царя повелеваешь собой.

16.
Сложи с себя корону, и распусти свою канцелярию,
и сожги все проекты.
И наступит тишина во дворце,
и исчезнет всякое стеснение.
Обернись лицом к себе истинному;
и будет единственный труд твой - черпать из Источника.
И станет этот труд тебе в радость,-
нет в нём усталости, нет в нём пресыщения;
вечно совершает его всё живущее.

17.
Кто записал Слово, утратил слух.
Нет раз и навсегда данного слова у Господина твоего.
Кто думал иначе, тот разлучился с ним.
И вкусив горечь разлуки, бросил слово в грязь.
Не словом только, но жизнью своею является Господин.
И жизнь Его неустанно повторяется в мириадах существ.
Не предначертан путь Господина;
уверенность в Нём не равна уверенности знания;
но, когда поступает Он, с несомненностью видишь,
что поступок Его - единственно правильный.
Не вверивший себя Старшему любит знать заранее.
Доверяющий Господину знает, что нельзя знать заранее.


18.
Кто разлучается с Господином, подчиняется законам.
Кто полагается на разум, тот выдвигает ложную добродетель.
Кто потерял родство со всеми в Царе,
тот культивирует семейственность.
Кто не полагается на Господина,
тот ищет себе зависимых людей.

19.
Всё, что есть ценного в установлениях людей
имеет свою меру в приближении к Царю.
Поэтому в единении с Царём
отпадает нужда в святынях и добродетелях.
Вершина всех желаний людей - Желание Жизни и Неумирания.
Обретшему в царственном Друге утоление этого желания 
не приходится желать ещё иного.

20.
На пути к Отцу восхищает души Лукавый.
Отпочковывается мир от мира,
и душа, заключающая в себе мир,
отделяется от людей
и воздушным шаром повисает над землёй
Тут подхватывает её Люцифер
и уносит в заоблачные выси
на вершины безжизненных гор.
Там в своём отличии от других
находит несчастный утешение.
Воистину, питается он от ведьминой груди.

21.
Трудно увидеть Любящего в глубине вещей:
Так бездушны они на вид, так противостоят друг другу.
Но посмотри, как из множества создаётся целое,
посмотри, как прилажено друг к другу различающееся!               
Не будь Любви во всём, разве понял бы цветок бабочку?
Разве стал бы яд лекарством?
Разве могли бы мы дышать испарениями других существ?

 

22.
Если думать будешь о своих правах,
всегда наткнёшься на право другого.
Если думать будешь о наградах земных,
всегда почувствуешь себя обделённым.
Нет такого мирского уложения,
что дало бы тебе такие права, какие может дать Любящий.
Нет и не может быть такой мирской власти,
которая наградила бы тебя Жизнью Вечной…

23.
Люди кланяются Царю друг в друге.
Кто увидит это и решит: Буду я пред Судьёй,
стану праведником, потому  что все почитают таких,-
тот разлучился с Другом в себе.
Но кто познал тщету и немощность всякого устроения своего
и прибегает к Учителю, наставнику не лгущему,
того приемлет Отец в лоно своё.

24.
Думающий в себе:
вот большое пространство, где могу я ходить,-
обязательно собьётся с дороги.
Не может человек ведать своего пути.
Только в ногу с Другом твоим, шаг в шаг с Ним
можешь ты ходить безопасно для души.
Думающий в себе:
вот многое, что я могу получить,- выберу из этого;
ищет ненадобного.
Всё, что нужно тебе, даст тебе Господин твой.
Остальное - из ненужного.

25.
Народ следует за правительством.
Правительство следует за народом.
Каждый ведёт другого, и никто не знает куда идти.
Есть Водитель у всех, но никто не следует за Ним,
хотя если и совершается общее продвижение вперёд,
то только Им.
Прочие движения взаимно уничтожают друг друга.

26.
"Ноша моя легка"- говорит Любящий. И это воистину так,
ибо чего Он хочет от тебя, того всё твоё существо хочет
и радостью дарит оно тебя, когда ты за Ним идёшь.
Лишь Свет, полагающийся на себя, противится этому;
и от него исходят: тяжкий труд насилия,
и мука души, и скрежет зубов.
Но лёгкость ноши Любимого далека от легкомыслия.
Всякий раз в отлучке застаёт себя человек, и нелегко возвращение.
Трудно отвыкнуть поедать самого себя
от голода в пустыне Люциферовой.
Нелегко отказаться от губительной свободы и усмирить демонов.
Но прошедшему искус и познавшему себя как повелителя духов
отрадно освобождение от созидания,
ибо устал он, и пересохло горло его.

27.
Без видимых узлов связывает Любящий воедино всё живущее.
И всякая гармония есть след стопы Его.
Доброе всякого существа есть Друг; и недоброе ограничено Им.

28.
Действует знающий, но Живёт жертвующий.
Действующий видим глазами, жертвующий воспринимаем сердцем.
Слава освещает действующего, живущий остаётся неузнанным.
Внешний огонь сжигает, внутренний согревает.

29.
Душа, каждому данная в попечение,
да не сольётся в общий сосуд.
Да не образуют люди, объединившись,
человека-Голема.               

30.
Воистину, кто хочет душевного единения –
одиноким почувствует себя в мире
или объединится с немногими и отчуждится от многих.
Нет единения со всеми помимо Любящего.


31.
Не удивляемся мы ребёнку, когда он наивен и несведущ.
Отчего же незнание взрослого должно нас смущать,
когда есть и нерождённые среди взрослых?   

32.
Кто рядом с собой имеет Господина,
тому не нужны господа.
Царь пребывает со всеми,
И о каждом попечение Его.

33.
Возбраняет  Господин добрый  добывание мёду.
Довольно той сладости, что естественно имеется в пище
и в другом человеке для тебя.
Всякое единение да пребудет в полноте,-
не вычленяй из него лишь доставляющее удовольствие.
В отношении к жёнам, да не будет нашей целью подчревный мёд.


34.
Компас, указующий на Царя, у всех одинаков,
но каждый проходит своим путём.
Что важнее для нас –
проложить свой путь или изобретать новые компасы?
Много желающих стоять на перекрёстках и направлять других,
и мало желающих пройти путь.

35.
Лишь когда другие люди заживут для тебя
как любимые, охраняемые и спасаемые Царём,
тогда только сможешь ты узнавать волю Его.
И Его Волею ограничишь ты себя и подвигнешь себя;
и будут тебе ограничение во благо и подвиг в радость.

36.
Добродетельный, но неверующий
мучим страхом оказаться в убытке.
Но Судья предстательствует нас во всяком человеке.
Всякая защита твоя - лишь от Него.
Большее этого есть зло.

37.
Если вера твоя
в предстательство Царское за тебя в другом человеке
ведёт тебя к лишению и смерти, то и тогда не усомнись;
вспомни о Царевиче, Сыне Божием;
разве не показал он нам,
что искупительная жертва угодна Отцу?
Бывает видно и так,
что нельзя вернуть человека в Дом Отчий иначе, как жертвой, -
столь далеко заблудился он.

38.
Будьте скорбны в мире – сказал Учитель.
Можно ли радоваться в неправде
И веселиться в нечестии?!

39.
"Рождения ехиднены, кто внушил вам бежать будущего гнева?"
Будучи грешным, не рядись в тогу праведника;
будучи виновным, не изображай невинность;
будучи нечестивым, не выказывай благочестия;
помышляя о земном, не прикасайся к священному;
лёжа на земле, не представляйся восседающим на облаце.

40.
Человек не может быть красив без Бога
Лишь Бог красив в человеке.
Он и обезьяну делает красивой,
а без него человек - безобразнее обезьяны.

41.
Не следи за количеством.
Без воли Божией не можешь ты ни убавить, ни прибавить.
Счёт привлекает беса.

42.
Сады цветущие у Господа твоего!

43.
Нет смерти у Господа твоего.
Есть Жизнь Вечная и жизнь временная.
Прилепляющийся к жизни временной
погибает для Жизни вечной.
Но щедр Господь на Спасение
и милостив к кающемуся!

44.
Лишь когда безучастен ты к дольним силам
и взор твой обращен горе;
и не препятствуешь ты плоти, и не поощряешь её,-
тогда лишь естество твоё есть действительно естество.
Не верь тому, кто говорит, будто непокорна плоть.
Послушна она и податлива как воск всякому Царскому повелению,
и лишь своеволию твоему законно сопротивляется она

45.
Кого не ведёт любовь, того ведёт Сет мятежный.
Он - поводырь себялюбцев.
Известны его соблазняющие дары:
продлённая молодость, мирской блеск, и независимость,
за которой прячется горестная свобода от любви.

46.
Нет вожделения без предмета.  Желая - овеществляешь.
Поэтому, только не вoжделея, можешь открыть жизнь в ином.

47.
Властию от Бога и умервщляя - живишь;
властию же от Дьявола и оживляя - мертвишь!

48.
Да не соединит Лукавый того, что разделено Господом,
и не устроит посмеяния делу Божьему.


49.
Знание, данное тебе Богом не передавай Дьяволу.
Да не уведает шуйца того, что творит десная!

50.
Сказавший людям, что они грешны,
поселил в них смерть.

51.
Велик грех Люциферов.
В самомнении своём поспешает он впереди Господина.
Подсмотрев деяния Владыки, спешит  подражать им.
Но последними будут первые!
Бесплодны усилия его, предпринятые без повеления.
Лишь Господин даёт силу вязать и решить,
и владеть тварью.

52.
На всякий твой вопрос, заслуживающий быть отвеченным,
 ты получишь ответ у Друга искренноего,-
и не нужно тебе иного ответчика или советчика.
Все прочие вопросы - праздны.

53.
Не говори: "я устал" Господу своему.
Не может быть такого повеления Его,
которому не придал бы Он силы,
довольной дня исполнения.

54.
Поистине, мироздание проникнуто Единством!
И подобно оно каучуку для своевольного:
Потянет он – и противосила вослед остановит его;
Сожмёт – и воспрянет сила навстречу ему.

55.
Кто сказал, что гармония жизни исключает смерть?