Гостеприимство

Виктор Квашин
– Дедуля, расскажи, как ты Германию освобождал. Мне ко Дню Победы рассказ написать нужно.
– Я тебе, внучка, уже говорил, что в Германии я не был.
– А что ты освобождал?
– Ничего я не освобождал.
– Ну, ты же рассказывал, дедуля! Ты же где-то там воевал, в Венгрии, что ли.
– В Румынии.
– Расскажи, как Румынию освобождали, как вас там встречали.
– Мы их не освобождали, а завоевывали. Они с Германией заодно были. Нечего об этом писать.
– Я же на филолога учусь, дедуля, может, я писателем стану. Задание такое.  Мне зачет не поставят.
– Если хочешь стать писателем, никогда не пиши о том, чего не знаешь.
– Вот ты мне расскажешь, я и узнаю. Нам фильм показывали, хронику, как советские войска встречали цветами. Расскажи, дедуля!
– Кого как, иной раз и цветами встречали. А вообще, чего им радоваться-то было?
– Освобождению от фашистского ига.
– Ты больше фильмов смотри, еще не то увидишь. Они с немцами против нас воевали. Правда, вояки из румын никакие, мы их сотнями в плен брали. Ну, и перебили изрядно. Радовались те, кому при немцах плохо было, а кому хорошо было, те по норам сидели. Теперь-то видно, что таких гораздо больше было. Я на всю жизнь их гостеприимство запомнил.

Прорвали мы оборону. Там немецкие части вперемешку с румынскими были. Немцы крепко оборонялись, румыны слабее. Перемешалось все. Их части у нас в тылу остались, наши к ним в тыл продвинулись – неразбериха. Наш полк продвигался вперед побатальонно.
Как-то так получилось, идем мы и идем, сбиваем заслоны небольшие, в общем, легко движемся. По пути человек сорок в плен взяли. Вышли к деревне, стали в стороне, в леске. А вечер уже. Разведка донесла: противника в населенном пункте нет, местные жители – только женщины, хорошо встретили, вином угощали, покормили, в гости приглашали. Комбат приказывает батарею к церкви поставить, на возвышенности, командный пункт в деревню перенести. В общем, весь батальон туда перебрался, только с десяток бойцов под командой помначштаба оставили в лесу пленных охранять. И меня угораздило.
Вот ночь настала. Из деревни смех слышно – веселятся наши. А мы пленных в кучу сбили поплотнее, часовых выставили, охраняем посменно. Сухари жуем. Обидно. Дружок мой, Сашка, говорит:
– Давай, я смотаюсь, хоть пожрать принесу. Может, и выпить достану. Темно, ПНШ не заметит.
Ну, пошел он. Я жду, жду, а его все нет. Ну, думаю, выпил, наверно, Сашка, и забыл про меня. И как я его выгораживать буду, когда ПНШ узнает, что он пост покинул?

Среди ночи в деревне выстрелы, крики. Но не частые, а как-то беспорядочно, отрывисто. Помначштаба велел круговую оборону занять, утра ждать. А темень – глаз выколи, да еще дождик начался. Потом к нам пробрались двое бойцов, говорят, нападение было, но кто, что – непонятно. А утром все выяснилось. Ловушка это была. Женщины в гости звали, а по подвалам и на чердаках немцы затаились. А ночью, как наши спать легли, они и напали. Почти всех порешили, мало кому спастись удалось.
– Ой, дедуля, страшно как! А что же с этими женщинами? Их арестовали?
– Нашли бы – убили. Кто бы их арестовывал за такие дела. Не было там к утру никого. Все ушли, и немцы, и местные. Спалили мы эту деревню, всю, до последнего сарая.
– А как же они потом жить будут?..
– А не надо им жить! Не надо им жить… Сашку они зарезали. Лучший мой друг был, мы с ним бок о бок от самого Смоленска…
Вот так нас встречали, внучка. Только ты это не пиши, не нужно. Хочешь зачет получить, напиши, что цветы на танки бросали, хлебом солью встречали и все такое. Скажи, дед фронтовик рассказывал.

Этот рассказ опубликован в сборнике рассказов о войне «Чтобы помнили». Его можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажной книгой по адресу: https://ridero.ru/books/chtoby_pomnili/
Электронная версия - бесплатно.