С днем рождения, мама!!!

Наталья Бацанова
Сквозь закрытые веки забрезжил свет, и Валентина поняла, что наступило утро. Нехотя открыла глаза. Спала ли она ночью? Она и сама не смогла бы ответить на этот вопрос. Опять всю ночь проворочалась с боку на бок.
Мысли-думы… Она лежала, гоняя по закоулкам памяти свои воспоминания, изредка проваливаясь то ли в полудрему, то ли в сон…
Она вспоминала, как началась война (ей тогда только-только исполнилось десять) и жили они семьей у самой почти границы. Как отец сумел достать подводу и они с мамой, двумя сестрами и братишкой ехали на восток. Потом лошадь убило во время бомбежки и они долго шли пешком... А потом им удалось сесть на поезд. И они ехали на открытой платформе и было очень холодно. Еще она вспоминала, как ехали на бумажных мешках с макаронами и жевали сухие макароны, а они от голода казались такими вкусными! Долго они добирались до города хлебного - Ташкента. Но и там не остановились - слишком много было в Ташкенте беженцев. Пришлось ехать дальше. Осели в кишлаке Ургут, в 40 километрах от Самарканда, где приютила их мамина сестра Ольга. Ольга работала медсестрой еще до войны и по распределению попала в Ургут. В квартире из двух комнат проживало три семьи из 13 человек. Там они прожили всю войну. Там же получили похоронку на отца... Потом, уже после войны, получили свою квартиру...

Как истинная хохлушка, Валюша с детства любила петь! Ни один концерт художественной самодеятельности школы, пионерского лагеря, а в последствии и института не обходился без выступлений Валентины…Её красивый глубокий альт завораживал, и часто в общежитии, в «Красном уголке», звучал ее голос, собирая слушателей. На гитаре играл Рафик, черноглазый армянин, с копной волнистых волос и неизменной белозубой улыбкой, Он был небольшого росточка, но слыл таким весельчаком и балагуром, что все девчонки в институте были тайно влюблены в него. Рафик же отдавал предпочтение звонкоголосой Валюше.
Многие ребята пытались завоевать сердце красавицы, но не тут-то было! Даже со своим лучшим другом Володькой у Рафика был очень серьезный и обстоятельный разговор, в ходе которого все точки над i были поставлены, а Володька и Рафик ходили какое-то время с фингалами. Но что интересно друзья не рассорились!
 А вскоре сыграли веселую студенческую свадьбу. У жениха с невестой были счастливые лица, а на столе стояла сваренная в «мундире» картошка, пузатые бордовые помидоры, пупырчатые нежно-салатовые огурчики, зеленый лук в изобилии и даже пять вкусных лепешек! Целое богатство! А Володька принес пять больших кусков сахара! Где только достал?! Веселились, рассказывали веселые истории и пели до самого утра.
…Жили весело и дружно, дом всегда был полон друзей. Появился в их семье долгожданный сыночек, а через три года – дочечка. Валюша учительствовала в школе, где преподавала русский язык и литературу, была любима учениками. Ее уроки были настолько интересными, завораживающими, что если в школе появлялась комиссия с проверками, то на показательные уроки гостей водили к Валентине Алексеевне - самой лучшей учительнице города.
Живи да радуйся! Но случилась беда, которую не ждали…
Грипп с высокой температурой, а тут звонок директора школы – срочный вызов на работу. Должна прибыть комиссия из ГорОНО и надо провести показательные уроки. Что помогло ей отстоять эти часы, Валюша не знала... Потом ей рассказывали, что в учительской она упала в обморок и ее отвезли в больницу. Вот только осложнения были очень серьезными – отнялись ноги. Полгода не могла ходить и если бы не Рафик – не известно, как бы она вынесла все испытания, выпавшие на долю.Ведь в семье было двое маленьких детей! И дочке было всего 1,5 года.
Рафик... ее милый друг и муж, ее опора и поддержка в прямом и в переносном смысле… После своих осложнений Валюша пролежала в больнице почти полгода и Рафику приходилось и за детьми ухаживать, и обеды готовить, и в больнице подолгу просиживать у постели любимой. Когда она осталась «без ног», врачи долго лечили, пытаясь поставить Валюшу на ноги, а потом, не зная чем и как вылечить молодую женщину, посоветовали сменить климат, хотя бы на время. Из Ташкента они отправились в дальнюю дорогу – на Украину. Здесь жила ее тетушка, которая часто приглашала в гости. И везде Рафик носил ее на руках! Из машины – в самолет, из самолета – опять в машину, потом в автобус… Ведь ее ноги совершенно не слушались. Да и потом, уже на месте, по утрам выносил на руках в сад, усаживал в кресло, специально для этой цели поставленное в саду, упаковывал ноги пледом и был «на побегушках», а если она уставала, и было желание прилечь, то он выносил в сад раскладушку и укладывал ее. Чтобы не скучала, читал ей книги, или рассказывал смешные истории… То ли его «патронаж», то ли целебный воздух, но к концу лета, когда они уезжали домой, Валюшка шла к самолету на своих ногах, правда под неусыпным контролем и поддержкой Рафика.
Целый год она лечилась. Сначала по больницам, потом - дома. Врачи работать не разрешали, но усидеть дома было невозможно, а на работу ее взяли с распростертыми объятьями. Снова трудовые будни и, как следствие перенесенной болезни - постоянные головные боли и ноющая, не отпускающая боль в спине. Рафик проверял тетрадки, утихомиривал расшалившихся детей, готовил обеды, но никогда ни словом, ни делом не давал понять, что устал, что достал этот быт и постоянные болезни жены.
Да, они были счастливы, несмотря ни на какие невзгоды. За все годы никогда он не оскорбил, не обозвал ее, не обидел ни словом, ни делом…
Пролетело почти тридцать лет счастливого супружества… Вот уже и дочь замуж вышла и ожидала первенца, и сынок - такой же весельчак и балагур, как и папа, сводил девчонок с ума...
Праздновали юбилей Рафика и собралось много хороших друзей, соседей. Звучали тосты и поздравления. Потом Рафик взял гитару и она запела у него в руках, а Валюшин голос вторил гитарным аккордам, вспомнили все романсы, спетые в молодости…
Ночью у него прихватило сердце… Скорая не успела… Что было потом, как его хоронили – она не могла вспомнить ни тогда, ни спустя много лет после. Её держали на уколах и хотя Валюша была на кладбище, память не оставила ей даже воспоминаний о тех днях. Две недели в забытьи, на уколах, когда родные были готовы к любому исходу…
Она не знала, что так безумно любит своего мужа. И всегда корила себя, что не успела сказать Главных слов! Теперь она произносила эти слова на могиле, в надежде, что его душа рядом и слышит все ее признания. Она не говорила ему, что её одолевают боли, что с каждым днем становится труднее ходить и переносить невыносимые муки. Она говорила о любви. И боль отпускала на какое-то время.
Говорят, что время лечит... Возможно, но от таких душевных мук, какие Валюша переживала с потерей родного, любимого, такого необходимого человека.
Ушла на пенсию, а через какое-то время, когда начался раздел Союза «нерушимых республик советских», решила уехать на Украину, где к тому времени жила сестра и где получила однокомнатную квартиру в наследство от матери. Дочь уехала с семьей из Ташкента в Россию, Сын с семейством перебрался в Канаду.
Звонок сына или дочери раз в месяц – счастье! Остальные дни – ожидание. Письма писать нет сил, рука не держит ручку. А дети не пишут – им некогда. Они говорят, что лучше лишний раз позвонят…
- Пора вставать. Сколько можно валяться?– заставила себя протянуть руку и достать будильник со столика. - Вон на часах уже восемь!
В квартире – собачий холод, топят еле-еле! Выползла из-под одеял и торопливо принялась натягивать одежду, а руки не слушаются и все валится из рук! Пока оделась – устала… Поставила чайник - без теплой воды не умыться. Несколько легких упражнений, чтобы разогнать боль в суставах. Каждый шаг дается с трудом, каждое движение – боль, с которой она срослась и свыклась за все эти годы.
Налила чашку горячего чая и встала у окна, грея руки о горячую чашку. От заиндевевших окон тянет зыбкой прохладой. Подышала на снежные розы, которыми мороз разукрасил стекла. В оттаявший «глазок» смотрела на прохожих, а они скользят, разъезжаются ногами, значит, на улице скользко! Страшно выходить, а в доме нет даже хлеба. В прошлом году в гололед она пошла в магазин, поскользнулась и упала – сломала руку. Три месяца ходила в гипсе, а рука срослась неправильно, предлагали ломать по новой, да она не согласилась.
Решила, что в магазин не пойдет. Есть еще полведра картошки, пачка макарон и полпачки чая, значит, с голоду не умрет! Да и соседка часто заходит и спрашивает, что принести из магазина, дай ей Бог здоровья. И из Собеса приходит женщина два раза в неделю...
И вдруг тишину разорвал звонок!
- Алло!
- Бабуля, здравствуй! С днем рождения тебя! Как ты там? Мы тебя все любим и желаем тебе здоровья!
- Рафичек, внучок! Как же я рада тебя слышать! О каком дне рождения ты говоришь?
- Ну, как же? У тебя ведь сегодня день рождения! Мы-то помним! А ты? Неужто забыла? Ну, ты даешь! Чем ты так занята там, что даже свой день рождения не помнишь, а?
- Радость моя, маленький мой…
- Да какой же я маленький, бабуль! Метр девяносто три, во! А ты что, так все и киснешь?! Ты там не хандри, ладно? Передаю трубку папе.
- Здравствуй, мой цветок ненаглядный! Мамуля! С днем рождения! Будь всегда такой же красавицей, умницей. Мы тут сегодня за твое здоровье собираемся выпить! Вот и невестка передает привет и пожелания здоровья.
- Сыночка, родной мой…
- Мамуль! Я там тебе денежку послал, ко дню рождения! А летом собираемся приехать в гости.
- Так Вы ведь и в прошлом году обещали и в позапрошлом…
- Да ладно, мамуль! Ну чо ты сразу… В этом году постараемся приехать точно!
- Сыночка! Как же я рада тебя слышать!
- Мамуль, как ты там себя чувствуешь? Придерживаешься моих рекомендаций? Помнишь, я тебе говорил, как поправить свое здоровье? Идешь в лес, находишь СВОЕ дерево и прижимаешься к нему. Дерево даст тебе силы и здоровье. Ну ладно, мамуль! Ты там не жалей денег! Покупай все, что нужно, нечего откладывать в кубышку. Ну все, пока, созвонимся! Пип-пип-пип…
Она долго сидела на стуле и улыбалась неизвестно чему…, хотя почему неизвестно? Ведь у нее такие любящие, такие хорошие дети и внуки! Наверно и дочечка сегодня позвонит! Вот ведь и вправду забыла о своем дне рождения, а они – помнят! Какое счастье! И голоса у них веселые и жизнерадостные, значит все у них – хо-ро-шо!

Старинный сад… в нем тихо дремлет вишня…
Её согнули старость и года.
Осенний ветер оборвал все листья,
Зима обледенила коркой льда.

Вздыхая, вишня юность вспоминала:
Ах, как цвели весенние сады!
И вишня щедро летом раздавала
Красивые и сочные плоды!

Тогда и старость вовсе не пугала,
И не казалось одиночество бедой...
Лет пять, как плодоносить перестала -
И поросли дорожки лебедой!

Ложился снег, как седина на косы,
Ломали ветки буйные ветра…
Ей снился теплый дождь, весна и росы
И вздрагивали ветки иногда.

И вдруг весенний майский теплый лучик
Ствола коснулся, ветки обогрел,
Веселый жаворонок, что весны попутчик
Для старой вишни свою песню спел!

От песни и тепла вся встрепенулась,
Напиток жизни стала жадно пить,
Набухли почки, чувства все проснулись
И ей до боли захотелось жить!

Кипенно–белой пеною покрылась,
Ушли кошмары, жгучая тоска.
И, как надеждой - цветом нарядилась,
И, будто, новой кожей обросла..

Порою рядом - на одной планете -
Старушка-мать живет совсем одна...
О мамах вспоминайте чаще, дети -
Им очень Ваша теплота нужна!

Валентина знала, что с той радостью, которую подарили ей сын с внуком, она готова, пересиливая боль и страдания, дожить до лета. Ведь сын обещал, что в этом году непременно приедет! Летом....она дождется...
Но она еще не знала, что и этим летом сын не приедет...