Кузькина мать для японы-мамы

Морской Профсоюзный Телеграф
ВНИМАНИЕ: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПЕЧАТАНА В ГАЗЕТЕ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" (НА СТР.8). ВЫ МОЖЕТЕ ЗАЙТИ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ И ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ: http://www.maritimeuniontelegraph.narod2.ru/tele_joint.pdf
ГАЗЕТА РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ В ФОРМАТЕ PDF. ВЫ МОЖЕТЕ ТАКЖЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ И СДРУГИМИ ИНТЕРЕСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ВАШЕМУ ВЫБОРУ, ЕСЛИ ЗАЙДЁТЕ НА САЙТ ГАЗЕТЫ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ", КОТОРАЯ ИЗДАЁТСЯ БАЛТИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА МОРЯКОВ (БТО РПСМ): WWW.BRO.RU

КУЗЬКИНА МАТЬ ДЛЯ ЯПОНЫ-МАМЫ

Начало 2009 года российское правительство отметило вводом пошлин на иномарки: в среднем, они выросли в полтора раза на все ввозимые автомобили, кроме совсем новых. Действия чиновников, которые нельзя назвать иначе, чем непродуманные и недальновидные, больно ударили по тем регионам нашей страны, где в ходу подержанные иномарки: ведь теперь их ввозить в Россию невыгодно. И российский Дальний Восток, где всё завязано на доступных и надёжных праворульных «японках», тряхнуло в первую очередь. Пострадали многие, в том числе и моряки, и портовые рабочие. Они попросту стали терять работу - перевалка грузов в дальневосточных портах из-за свирепствующего финкризиса и «патриотических» действий нашего правительства стала меньше. Перевозка машин из Японии так и вообще, практически, сошла на нет.

С того времени, когда первые, конечно,  подержанные иномарки только-только понеслись на пароходах в страну эпохи развитого социализма, много воды утекло. Однако моряки, которым довелось поработать в советских пароходствах, ещё не успели позабыть перипетии, связанные с покупкой автомобиля заграницей и его доставкой до родных берегов.
Наш смекалистый и работящий народ стал обзаводиться машинами сразу же, как только представился подходящий случай. Ждать пришлось довольно долго, поскольку советская власть дала отмашку на приобретение иномарок лишь в конце 70-х. Моряки разных пароходств, в том числе и БМП, оказались среди тех немногих счастливчиков, которые смогли воспользоваться предоставленным шансом. Ведь они, в отличие от остальных, имели возможность отправиться  заграницу и купить там подержанные авто, что являлось непозволительной роскошью для других категорий граждан - учителей, врачей и др. Но, самое главное, в их распоряжении находился самый удобный и надёжный перевозчик машин – судно.
По большому счёту, любой  моряк страны Советов имел право на покупку иномарки при определённых обстоятельствах. И основная задача здесь состояла в том, чтобы получить разрешение на приобретение автомобиля. В работе по составлению и собиранию необходимых бумаг, как правило, были заняты все: отдел кадров, профсоюз и партком. А что делать, партийная или комсомольская дисциплина ставилась во главу угла. Счастливчикам необходимое решение выдавалось, и окрылённый сей бумагой моряк отправлялся в рейс за своим счастьем.
По началу, плавсостав действительно приобретал иномарки исключительно для себя. Естественно, не новые, а самый настоящий - для капиталистического потребителя - хлам десятилетней давности. Ведь даже 75 долларов - стоимость старенького «опеля» - по тогдашним меркам для нашего моряка было целое состояние. Как правило, моряки покупали иномарки не во всех подряд городах Европы, а лишь там, где было удобно. С этой точки зрения особой любовью пользовались порты Германии и Голландии.
О том, где можно купить четырехколесное счастье задёшево, моряки судили по объявлениям в местных газетах. Надо ли говорить, что за кордоном наши ребята особых проблем с покупкой авто не испытывали, ибо сей бизнес заграницей был поставлен на широкую ногу, да, как собственно говоря, и сейчас. Впоследствии, правда, карты нашим морякам спутали поляки, которые заранее стали скупать машины и перепродавать их уже по ценам, начинавшимся от трехсот «зелёных».
Погрузка иномарок на судно в то время тоже было нелегким занятием, поскольку в целях экономии приходилось рассчитывать только на собственные силы. Обходились специальной сеткой, которой выбрасывали мусор: на неё загоняли авто и подымали на борт за четыре петли.
В течение всего рейса счастливые обладатели машин приводили в порядок своих четырёхколёсных друзей: красили, перебирали двигатель. Народ-то у нас, как известно, рукастый… Привезённая таким образом иномарка делала счастливыми не только моряков, но и докеров, которые за бутылочку беленькой брались сгрузить машину в целости и сохранности на русскую землю.
Вот так выглядела общая схема доставки авто из-за бугра в разные уголки нашей необъятной родины, где был выход к морю. Всё смешалось в лихие 90-е, когда стало возможно ввозить все, что хочешь, без одобрения коммунистической партии. Вводились пошлины, отменялись льготы при перевозках… В общем, постепенно стало приходить осознание того, что доставку иномарок вполне реально поставить на поток. Но это уже серьёзный бизнес, где всё должно быть продумано до мелочей.
В конечном итоге, центр морских перевозок подержанных иномарок сместился на Дальний Восток. Там процесс перевозок машин от дверей до дверей, где морякам отведена важная роль, довели до совершенства: одни доставляют, другие принимают, третьи ставят… Короче, всем хорошо: люди работают и получают за свой труд деньги, а в госказну исправно поступают налоги. Теперь же, с введением пошлин на иномарки – ни того, ни другого.
Особенно сильно в этом регионе пострадали все те, кто так или иначе связан с морскими перевозками: моряки, докеры, судовладельцы. Картина там, и впрямь, удручающая  -  переваливать особо нечего. На рейде Находки, к примеру, стоит огромное количество пароходов, которым негде применить свои силы. Причалы пустые. Докеры вынуждены работать по сокращённому графику. Не лучшее положение и у Владивостокского порта, который сейчас тоже, можно сказать, замер. В двух огромных одиннадцатиэтажных стоянках гуляет ветер: только на третьем этаже ещё что-то можно заметить. Если раньше весь город был усеян парковочными местами для «японок», то сейчас там, как говорится, и колесо не валялось. Многие дальневосточные судоходные компании с небольшим флотом от двух до пяти пароходов разоряются. Если говорить о моряках, то у них вообще завал: половина сидит на пароходах без денег по несколько месяцев, половина пребывает же на берегу, дожидаясь лучших времён. Так что, если плавсоставу зарплату не повышают, но исправно платят деньги, то можно считать, что повезло. И до такой жизни Дальний Восток дошёл благодаря заботе нашего правительства об отечественном производителе.
Заодно с автомобилями  досталось ещё и лесу-круляку на пару с металлом. Именно эти грузы довольно активно возят в том же самом Хабаровском крае. Точнее возили. А теперь получается: судоремонтных заводов нет - пароходы ремонтируются в Корее, леса нет, металла нет, автомобили, и те, отняли! Короче, дело труба. Но это, наверное, из той серии, когда своих бьют, чтобы чужие боялись. Как судовладельцам бороться с навалившимися на них в одночасье проблемами, и куда податься морякам, неизвестно, ибо чиновники заранее не позаботились о негативных последствиях своих решений.
Как бы то ни было, некий свет в конце тоннеля всё-таки виднеется: кузькину мать через некоторое время показывать Японии перестанут. Высокие пошлины на ввоз подержанных  иномарок, как утверждается, явление временное, хотя и довольно продолжительное. И у Японии ещё будет возможность проявить материнскую заботу о наших моряках. Ведь, получается, больше ее проявлять некому.

«КОНСТРУКТОР»
Некоторые действия нашего правительства, направленные на вытравливание «японок» с земли русской, порой приводят к совершенно неожиданным результатам. Так, например, в 2002 году повышение пошлин на иномарки старше семи лет вдохновили дальневосточных ребят на создание автомобилей-конструкторов по принципу «разобрал-собрал».
В Японии приобретают приглянувшееся авто и отправляют в Россию. На пароходе над машиной начинают колдовать разборщики, задача которых из целого предмета сделать множество составляющих. Таким образом, на таможню машина идёт уже в виде запчастей, пошлина на которые до недавнего времени была невысока. Затем автомобиль, в таком вот разобранном состоянии, отправляется в автомастерскую или гараж, где его вновь собирают, а потом, естественно, продают без всяких проблем. Вы спросите: «А документы на машину где взять?» Ну, это, тоже не было большой проблемой при наличии под боком проверенных фирм и товарищей, специализирующиеся именно на оказании услуг подобного рода. В итоге, такая «сборная» иномарка без труда находила своего покупателя, которого привлекала не только цена, но и отменное качество.

Количество иномарок, ввезённых в Россию из-за границы:
2005 г. - 309 тыс. шт.
2006 г. - 241 тыс. шт.
2007 г. – 370 тыс. шт.
2008 г. – 380 тыс.шт.
Нельзя сказать, что приведённые выше цифры убийственны для отечественного автопрома. Тем не менее, благодаря этим машинкам в госказну непрерывным потоком текли денежки от пошлин, а наш народ был обеспечен работой. 

А ЧЕГО ЭТО ВЫ ТУТ ДЕЛАЕТЕ?
И на какие только хитрости не пускались наши моряки, чтобы доставить иномарку домой. Во что рассказал нам моряк, которому довелось поработать на судах БМП:
«Дело было в Новой Зеландии. Пришли уже с машинами, которые члены экипажа приобрели в Европе. Встали под погрузку. Погрузились. Накатная оказалась вся заставлена контейнерами. Встал вопрос, куда впихнуть машины. Поскольку единственный свободный пятачок нашёлся у бассейна, то всю четырёхколёсную технику стали загонять туда. Увлеклись – родное ж грузишь. За этим процессом, оказалось, наблюдали и портовые власти, на которых мы обратили внимание уже после того, как они задали вопрос: «А чего это вы тут делаете? А вдруг пожар? У вас же всё заставлено! Нарушаете! Срочно всё исправить и машины снять с парохода! Или оформляйте, как грузовое место, на своём судне. Легковушки должны стоять на накатной палубе, закреплённые, как положено. Либо снимайте и оставьте на причале, а следующий  пароход заберёт». Но это же стоит кучу денег, и вдобавок наш народ хорошо усвоил непреложную истину – никому ничего никогда не оставлять. В итоге, еле уговорили. Все-таки, новозеландские чиновники не могли остаться равнодушными к рассказам о нелёгкой, почти затворнической жизни моряков у себя на родине, подкреплённые для пущей убедительности, скупой мужской слезой…»