Рокоссовский

Владимир Шатов
В конце жаркого лета 1982 года отец Вити Дейнеко сказал ему:
- Завтра едем в деревню к бабушке копать картошку.
Бабушка Евдокия Ивановна долгое время жила в Брянской области, на самой границе с Белоруссией. Там, где сходятся в одной точке три братских славянских республики. Тогда никто о границах не задумывался и соседей по национальностям не делил. После смерти дедушки она предпочла жить одна и не соглашалась переезжать к ним в город.
- Что я там не видела?! - отмахивалась она от многочисленных приглашений.
На момент полового созревания внука ей перевалило за семьдесят лет, но она держала небольшое хозяйство и тридцать соток земли. В земле, конечно же, росла картошка. 
- Мы приедем помочь тебе, - отец позвонил ей накануне.
У бабушки, как у ветерана войны и единственного на много деревень врача был телефон, невиданное чудо для того времени.
- Не нужно! - она не любила, когда её жалели.
- Ты не хочешь увидеть сына и внука? - схитрил он.
На следующий день они приехали к ней после обеда. Бабушка накормила родных вкуснейшим борщом и пирогами с белыми грибами.
- Когда будем копать картошку?! - спросил сытый сын, демонстрируя горячее желание помочь.
- С утра пораньше встанем, - ответила она, - и за работу!
Вечером они обсудили с ней последние новости и уселись смотреть киноэпопею «Освобождение». Витя заметил, что бабушка оживлялась, когда на экране возникал актер, игравший Константина Рокоссовского.
- Какой красавец! - всплеснула она натруженными руками.
Внук стал смотреть фильм внимательней, каждому подростку хочется научиться нравиться женщинам.
- Что в нём такого особенного?! - заинтересовался он.
Показывали заседание Ставки Верховного Главнокомандующего. Разрабатывалась операция по освобождению Белоруссии под кодовым названием «Багратион». Присутствовал Сталин, видные военные Советского Союза. Детали операции докладывал начальник Генерального штаба Василевский. После доклада Сталин спросил:
- Товарищи, все согласны с предложенным планом операции? - Верховный выдержал знаменитую паузу. - Или у кого-то есть возражения...
Вдруг встал статный Константин Рокоссовский и заявил:
- Я категорически не поддерживаю предложенный план лобового удара. Немцы ждут нас именно в этом месте, выполнение его приведёт к неоправданным потерям. Мой штаб разработал другой план наступления. 
Рокоссовский предложил через непроходимые болота белорусского Полесья зайти в тыл группировке немцев двумя сходящимися ударами и окружить её. Сталин, пыхтя трубкой, обратился к нему:
- Товарищ Рокоссовский, Вы хорошо обдумали своё предложение?
- Да, товарищ Сталин. 
- Тогда выйдете в приёмную и подумайте ещё, - приказал Верховный и пыхнул трубкой. - Хорошенько подумайте...
Каждый из присутствующих внутренне сжался. Все знали крутой нрав хозяина страны. Перечить ему было опасно для жизни. Константин Константинович вышел. За столом шло бурное обсуждение. Через пять минут возвратился.
- Подумали, товарищ Рокоссовский? - вкрадчиво, как хищный зверь спросил Главнокомандующий.
- Я настаиваю на своём плане! - твёрдо ответил генерал.
- Настойчивость командующего фронтом, - сказал Сталин, - доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это гарантия успеха.
На экране возникли другие кадры, а Витя никак не мог забыть мужественного лица генерала, рискнувшего перечить Сталину.
- А я ведь когда-то танцевала с ним! - неожиданно сказала бабушка.
- Со Сталиным?! - чрезвычайно изумился её сын.
- С Рокоссовским.
Остаток вечера Евдокия Ивановна посвятила волнующим воспоминаниям.
- Первое, что вспомню, когда буду умирать, это как танцевала с ним! - с  волнением призналась она.
Из её немного сумбурного рассказа поняли, что случился танец на банкете в честь очередного юбилея, где присутствовал легендарный военачальник. Бабушка была необыкновенно красивой женщиной, он, ценитель всего прекрасного, пригласил её на тур вальса:
- Разрешите пригласить?! 
- Я боюсь упасть! - честно призналась бабушка. 
- Не стыдно сто раз упасть, стыдно раз не подняться! - возразил он.
Она рассказала, о чём они разговаривали во время танца. Проведённая Рокоссовским операция по освобождению Белоруссии стала одной из самых блестящих в истории войны. Войска фронта под его командованием после успешной операции вышли к границам его родины. Быстро освободив часть территории Польши, подошли к столице страны, и он увидел страшное:
- Немцы равняют с землёй старинный город... 
Они словно увидели, как закаменевший генерал стоял на берегу Вислы. Перед ним лежала красавица Варшава, в которой шли ожесточённые бои восставших поляков с немецкими войсками.
- Почему не дождались наших войск? - польское правительство в изгнании, базирующееся в Лондоне, решило освободить столицу без помощи войск коммунистов.
Оттуда был отдан поспешный приказ, началось неподготовленное восстание. Тысячи польских патриотов полегли в бесперспективной бойне с войсками вермахта. Сталин, оскорблённый поведением союзникам, приказал не вмешиваться.
- Пускай поляки разбираются сами, - бросил злопамятный главнокомандующий. - Посмотрим, как у них получится...
Рокоссовский смотрел на пылающую Варшаву и плакал от бессилия. За спиной у него стояла самая боеспособная военная группировка в мире, но ничего не мог сделать. Через день после подавления немцами Варшавского восстания, советские войска с боем вошли в мёртвый город.
- Зачем же так наказывать целый народ? - спросила она.
- Я не знаю! - честно ответил маршал.
Их танец, как всё действительно красивое, был воздушным и мимолётным. Словно бабочка-однодневка, всего на день вылупившаяся из кокона небытия, промелькнула хрупкой прелестью крыльев по прокуренной комнате их жизней.
- Слово предоставляется Маршалу Рокоссовскому! - голос крепко выпившего тамады потонул в неистовых аплодисментах. - Просим, Константин Константинович, просим...
Маршал, извинившись перед бабушкой за прерванное удовольствие, ушёл произносить дежурный тост. Она осталась посередине опустевшей комнаты. Потом он танцевал с другими женщинами, затем срочно уехал.
- Больше всего в жизни я жалею, что мы не дотанцевали... - призналась Евдокия Ивановна в конце рассказа.
- Пора спать, - сказал отец.
- Ой, я совсем заболталась! - встрепенулась бабушка и бросилась готовить постели.
Утром позавтракали и приступили к уборке щедрого урожая. К обеду городские помощники выкопали примерно четверть запланированного, натёрли руки и обгорели на солнце. Начали болеть спины, ноги и остальные части тела.
- Ложитесь в тенёчке, - пожалела их бабушка.
Родные с удовольствием последовали её совету и вырубились до ужина. Евдокия Ивановна докопала остальное, истопила им баньку, приготовила сытный ужин.
- Бедняги! - приговаривала она, натирая сметаной обгорелые места.
Пока они ужинали, бабушка задала корму курам, корове и свиньям. Затем собрала выкопанную картошку под навес и присела на лавочку. Мужчины едва выползли на улицу.
- Что-то в спине заныло, - призналась Евдокия Ивановна.
- Ещё бы! - присвистнул донельзя уставший отец.
- Ой, не могу я работать как раньше, - расстроилась бабушку, - видимо старость подходит…
На следующий день они уехали домой, но Витя заинтересовался героем её многолетнего вдохновения. Он сходил в городскую библиотеку и узнал, что Константин Константинович Рокоссовский был поляком по рождению, русским военачальник по призванию. 
- Настоящий герой! - понял юноша.
Кроме исторических изысканий он увлёкся военным делом. В школе преподавателем военной подготовки работал полковник в отставке, с характерным прозвищем «Лось». Он носил фамилию Лосев и обладал целым рядом забавных привычек. В частности, пользовался не учительской уборной, а ходил на второй этаж в детский туалет, оборудованный миниатюрными унитазами.
- Что его так тянет туда?! - удивлялись все ученики.
Все мальчики были охвачены лихорадкой магниевых бомб. Ежедневно, различные по тяжести и масштабам разрушений взрывы сотрясали школу.
- Кого поймаю с поличным, - грозил директор, - оторву руки!
Юные террористы демонстрировали неисчерпаемую фантазию в разработках взрывных устройств различных систем. В результате открытия магниевых залежей на соседней свалке, производство было поставлено на поток.
- Бабахнет, как на войне! - пообещал друг Витьки, демонстрируя очередную разработку.
Местом проведения испытаний избрали помещение детского туалета на втором этаже. Один стоял «на шухере», другой поджигал заряд и бросал в туалет, чтобы посмотреть, как оттуда с криками выбегает перепуганная малышня.
- Вот будет умора! - настраивался Ванька.
Когда фитиль был зажжён, рука метателя замахнулась, он распахнул дверь и увидел «Лося», который расстёгивал галифе. Бомба полетела по заданной траектории. Последовала ослепительная вспышка, грохот, дым, невыносимый запах.
- Спасите! - из туалета выскочил опалённый военрук, и, придерживая мокрые брюки, перебежками направился в направлении учительской.
Когда он вбежал в кабинет директора, то сумел выкрикнуть:
- Фашисты!
Директор выстроил все классы потенциальных взрывников и попытался выяснить, кто совершил вонючий теракт.
- Полковник Лосев служил в Корее! - громко разорялся он. - Сбивал американские бомбардировщики. Пережил не один авианалёт, а вы, негодники, его так опозорили…
- Судьба тебя настигнет и тридцать лет спустя, - тихо сказал Витька, - причём в школьном туалете!.. В жизни никогда не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь! 
Директор услышал его замечание и вызвал в школу отца. Пока не утих грандиозный скандал, он отправил сына к бабушке. Она радостно встретила любимого внука, тем более что у них была общая тема для разговоров.
- Я многое узнал о маршале Рокоссовском! - Витя выдал накопленную информацию: - Дворянин по происхождению, он участвовал в Первой мировой войне. Отличился в гражданскую. После «дела Тухачевского» был репрессирован и сослан в ГУЛАГ. Перед началом Великой Отечественной войны амнистирован. Начинал воевать с должности командира дивизии, закончил войну маршалом, командовавшим Парадом Победы.
- Какой мужчина! - вспомнила впечатлительная Евдокия Ивановна. - Смотрела на него, а сердце в груди останавливалось...
По телевизору объявили о смерти Брежнева. В день похорон Леонида Ильича он сидел дома у бабушки и с интересом смотрел по телевизору траурную церемонию. Она постоянно вздыхала от душивших её чувств. Когда с грохотом опустили в могилу гроб с державным телом, Евдокия Ивановна вздохнула и произнесла:
- Какие у Лёлика были брови!
- Так он тебе тоже нравился? - удивился Витя.
- Да, - ответила бабушка, - но не как Рокоссовский. О нём ходило множество слухов и анекдотов.
Она устроилась на диване и поделилась историей. Ближе к концу войны между военачальниками победителей началась борьба. Каждому хотелось быть на виду, участвовать в неизбежно победных операциях. В ход шли любые средства. Однажды на приём к Сталину напросился генерал-полковник Мехлис. После протокольных приветствий он сказал:
- Товарищ Сталин, что будем делать с маршалом Рокоссовским?
- А что с ним делать?
- Больше нельзя терпеть его преступное поведение...
- В чём дело?
- Он неправильно понимает доверие партии, - произнёс Лев Захарович. - Позорит, можно сказать...
- Ведь товарищ Рокоссовский воюет, - удивился Иосиф Виссарионович. - Хорошо воюет!
- Коммунист Рокоссовский ведёт себя аморально! - источал праведный гнев заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР. - В штабе он содержит три любовницы. Секретаря, медсестру, связистку, завёл, понимаешь гарем... 
Мехлис сделал паузу, надеясь на реакцию принципиального руководителя партии. Генералиссимус, молча, курил неизменную трубку.
- Что будем делать с товарищем Рокоссовским? - спросил с тайной надеждой провокатор.
- Завидовать будем! - со знаменитым акцентом произнёс Сталин. 
Витя засмеялся. Они часто разговаривали о знаменитом Маршале. Он узнал, что герой разговоров после войны умудрился побывать военным министром Польской Народной Республики и умер в почёте и уважении сограждан.
- Старайся во всём походить на него! - часто советовала бабушка. - Как он танцевал!
- А я не умею…
- Я тебе покажу! - пообещала Евдокия Ивановна.
Бабушка научила неловкого и застенчивого внука свободно танцевать вальс.
- Теперь ты похож на него! - одобрила она.
Женщина, любившая мужа и родившая ему четверых прекрасных детей, вспоминала единственный танец с Маршалом до конца дней. Умение красиво танцевать очень помогало Виктору на протяжении суматошной жизни в отношениях с женщинами. Он с благодарностью вспоминал, благодаря кому научился вальсировать:
- Чтобы увидеть радугу, нужно пережить дождь!.. Спасибо Маршалу Рокоссовскому за мою счастливую юность!