Лекарства за и против

Александр Иванович Алтунин
               
Успокаивающие лекарства последнее время стали столь  же распространены в повседневной жизни практически всего  населения, как в прежние годы аспирин и анальгин. Особенно  среди работников умственного труда почти не  осталось  людей, которые хотя бы однажды не выпили  в  состоянии  какого-либо эмоционального возбуждения (от раздражения или обиды,  грусти или горести, от печали или безысходности)  что-нибудь  из "серии" - корвалол, валокордин, пустырник, валериана, и т.д. и т.п. Естественно, что по своей сути все перечисленные препараты безобидны и каких-либо осложнений от их  приема  ожидать не приходится. Проблема в другом - в существовании старых стереотипов восприятия и мышления и в возникновении  новых - относительно своего здоровья и лекарств.

Еще 10-15 лет назад жизнь была гораздо более  спокойной и менее агрессивной, а люди и душой и телом  были  намного здоровее. Сейчас квалифицированного врача не удивишь  инфарктом миокарда у 25-30-летнего, хроническим гастритом или холециститом в 10 лет, язвенной болезнью желудка  или  12-перстной кишки в 12-15 лет. Поставь врач раньше  пациенту  один из этих диагнозов в указанном возрасте, коллеги  подняли  бы его на смех, т.к. это был бы редчайший,  просто-таки  сенсационный случай. А сейчас это уже закономерность, когда до 20 лет человек имеет одну болезнь, до 25 - две, до 30 - три,  в 40 уже четыре, а в 50-60 перечень заболеваний  может существенно увеличиться. Причем в возникновении  большинства из них прямо или косвенно участвует  нервная  система,  точнее, имеют место нарушения в ее деятельности. А ведь еще живы дедушки и бабушки нынешней молодежи, которые до 70-80  лет  ни разу не обратились к врачу за помощью.

В последние годы мы вновь обращаемся к фитотерапии. Широкому распространению  трав и микстур способствует несколько факторов. Первый, самый главный - убеждение большинства врачей всех специальностей (кроме психиатров и психотерапевтов), что травы - это эффективное  успокаивающее  средство. С одной стороны, это действительно так -  вышеперечисленные и некоторые другие травы обладают успокаивающим  действием, но при этом можно упустить такие существенные "мелочи", как реальная сила этих микстур и трав, а также  продолжительность действия успокаивающих компонентов смесей,  настоек, отваров, вытяжек. Корни  проблемы  гораздо  глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в  нашей стране санитарно-просветительная работа поставлена  предельно формально. Нет ни реально осмысленной системы, ни целенаправленности, ни квалифицированности. А отсюда  невежество даже среди медиков, не говоря уже о всех остальных.  Даже высококвалифицированные невропатологи имеют весьма  смутное представление о том, какое же в действительности  имеется нервно-психическое расстройство у их пациентов, а также у населения вообще.

Они, как правило, не имеют статистики по  этому  вопросу, а судят только по отрывочным, совершенно не  систематизированным собственным субъективным впечатлениям. И  это  скорее не их вина, а их беда.  Ибо  последние  20-30  лет  в большинстве учреждений советского  здравоохранения  повелось так, что пациента с неврозом или каким-либо другим расстройством все врачи отсылают к невропатологу, считая тем  самым, что их профессиональный долг на этом выполнен и совесть  может быть спокойной. Те, кто искренне сочувствуют больному  и знают реальное положение дел в медицине, советуют многим пациентам обращаться прямо к психиатру. И получается  в  итоге  парадокс - если врач отнесся формально (или неквалифицированно) и отправил своего пациента на консультацию к невропатологу, то пациент испытывает только благодарность к такому терапевту. А дальше? Невропатолог уже давно привык лечить остеохондрозы, нарушения мозгового кровообращения, невриты  и невралгии различных нервов (межреберного, лицевого, поясничного и т.д.), проявляющиеся в  основном  болевым  синдромом, травмы головы и позвоночника, т.е. всем тем, что к психике имеет чаще всего весьма отдаленное отношение. Если же  иногда и полечит чей-нибудь невроз, то это скорее для разнообразия своей практики.

Не их вина, что неврастения, как и невроз навязчивых состояний и истерия, отнесены в рубрику "психических заболеваний", т.е. предоставлены государством в  компетенцию  психиатров. А ведь неврастения (как относительно безобидное заболевание) в той или иной степени имеет место у трех из  четырех человек, а у психиатра бывает по этому поводу лишь  5-7 % нуждающихся.

Получается, что испытывая  благодарность  к  терапевту, пациент, приходя к невропатологу,  квалифицированного  лечения не получает. Нередко врач вообще ограничивается  советами - "возьмите себя в руки", "проявите силу воли",  "наберитесь мужества", "пейте на ночь молоко с медом" и т.д. И, несмотря на это, большинство пациентов испытывает обиду на  терапевта, отправившего их к психиатру, хотя в действительности именно в этом может проявиться  истинная  квалификация  и человеческое участие в судьбе больного. Пора выбросить на свалку девиз "у психиатров лечатся только дураки  и  ненормальные". Да, в числе пациентов есть и такие, но они составляют по большому счету 5-10 процентов от общего числа людей, стоящих на учете в психоневрологическом диспансере. Все же остальные нередко не только не хуже нас, но и гораздо  умнее и талантливее (анализ более 10 тысяч пациентов).

     Противоречие в лечении больных нервно-психическими расстройствами у невропатолога заключается в том, что  основная терапия, как правило, предназначена для самых легких и безобидных невротических состояний. Но как показывает  статистика анализа самых различных профессиональных,  возрастных, социальных групп населения, только 2-3% из них  обращается  за помощью, имея легкий  невроз. У  60%  обратившихся  пациентов имеется как минимум невроз умеренной степени тяжести, у 30% - тяжелой, у 7-8 процентов вообще неизлечим. А ведь даже самым серьезным психическим заболеванием -  шизофренией  никто не заболел с рождения - только в процессе столкновения  с различными острыми и хроническими стрессами дома, на работе, в быту и т.д.

Вот почему только 2-3% нуждающихся получают  адекватное лечение, которое действительно основательно и надолго (только при наличии максимально благоприятной  психологической обстановки вокруг человека в течение всего дня и  многих лет жизни) стабилизирует нервную систему.

Использование трав и микстур, фитотерапии особенно  эффективно во время противорецидивного лечения т.е.  профилактики возникновения невроза. Но это либо на фоне имеющейся здоровой нервной системы, либо после полученного курса терапии, причем постоянно используя  общеизвестные  рекомендации народной и официальной медицины по укреплению здоровья вообще и нервной системы, в частности.

     Если же пациент не вписывается в два указанных момента - легкий невроз и профилактика его, то лечение без лекарств, более существенных, чем травы и микстуры, не только не поможет ему, но и основательно навредит,  углубив  расстройство, сделав его хроническим. И потом требуются более  интенсивные усилия и нередко менее безобидные для организма в целом.

     Но самое неприятное - это то,  что  мере  углубления  вашего нервного расстройства  будет  уменьшаться  ваша  адаптированность в жизни. Увеличится число конфликтов  на  работе,  дома, в быту, снизится производительность труда и его качество, по затухающей пойдут творческие процессы в вашем мозгу. Появятся вначале раздражительность, а потом и озлобление на себя, на окружающих, на жизнь.

Но  негативное отношение к лекарствам успокаивающего характера со стороны и медиков широкого профиля,  и  населения имеет под собой определенную объективную почву. Есть  лекарства, которые при длительном самостоятельном приеме (без назначения специалиста и его контроля) вызывают вначале адаптацию (организм перестает реагировать на  прежнюю  дозировку)и зависимость (у организма появляется постоянная потребность в том или ином лекарстве по типу наркомании). В итоге  человек в лучшем случае начинает  отравлять  свой  организм  высокими, но не обязательно эффективными, дозами психотропных препаратов, а в худшем становится злостным токсикоманом.

     Особенно это относится к снотворным, которые  принимают при бессоннице длительно и постоянно в виде монотерапии (т.е. одно и тоже лекарство). Обычно достаточно  месячного  приема снотворного и других препаратов. В противном случае необходимо либо пересмотреть все лечение, если это  невроз,  или вновь обраться к врачу-специалисту. Естественно, что существуют такие заболевания и состояния, которые требуют  многомесячного или многолетнего постоянного приема лекарств, а порой и почти пожизненного. Но в этом  случае  будут  назначаться либо препараты, к которым не развивается  зависимость и привыкание, либо терапия будет комплексной (если без транквилизаторов не обойтись),  и  периодически  будут  производиться адекватные замены, своего рода  чередование  препаратов.

       Есть состояния, при которых необходимо периодически проводить курсы лечения, например, весной и осенью. Бесспорно одно - человек, длительно или  постоянно принимающий успокаивающие лекарства, должен лечиться под регулярным  и  постоянным  контролем  квалифицированного специалиста.