Савватий. Последний путь

Вера Руф
На следующее лето Герман тоже не смог вернуться к старцу, так как заболел. Святой же, живя долгое время в одиночестве, оставался невредим, днем и ночью в молитвах пребывая.
Почувствовав в глубокой старости приближение смерти,  преподобный Савватий   стал помышлять о святом причастии, ибо лишен он был этого после ухода из Валаамского монастыря. Помолившись о том Богу,  святой пошел на берег  моря. Тут, на берегу, словно поджидая его специально, стоял небольшой челн с полным снаряжением, готовый к плаванию.  Усмотрев в этом Божье попечение, не возвратился преподобный в келью, а сел и отправился в путь по морю, веря, что Господь Бог сам его направит. Удивительно  лёгким было это плавание: на море стояла тишина, и веял тихий ветер. Вскоре, всего лишь за сутки, он переплыл морскую ширь. Золотым сентябрьским утром было холодно, на воде около берега еще не растаял  ночной туман. Но, поскольку шел прилив, то  до прибрежных деревьев было не далеко, и преподобному Савватию было удобно  привязать чёлн, сложить аккуратно вёсла и парус. Около берега, рядом, он сразу увидел не широкую, но хорошо нахоженную дорогу.
Пешая тропа шла то берегом, то через лес, и в одном месте раздваивалась. Уставший  старец присел на поваленном дереве передохнуть. Случилось так, что в том месте, по Божественному промышлению, встретился преподобному Савватию  игумен Нафанаил. Встретившиеся путники разговорились  и, узнав, кто они такие, очень обрадовались друг другу. Преподобный Савватий  радовался, что нашел то, что искал, а игумен Нафанаил был рад тому, что сподобился видеть честные седины и святоподобное лицо преподобного Савватия, о добродетельной жизни которого много слышал. Савватий просил игумена отпустить его грехи, но игумен хотел подольше пообщаться с преподобным и просил отложить причастие до утра, когда он вернется обратно, завершив неотложное дело. Но преподобный Савватий, предчувствуя свою скорую кончину, возразил, что нельзя откладывать такое дело до утра, ведь мы не знаем того, будем ли дышать воздухом до завтра. По совершении исповеди и причащении Божественных Христовых Таин,  преподобный Савватий согласился исполнить просьбу игумена Нафанаила ожидать в ближайшей часовне.
Через какое-то время увидел впереди преподобный старец  большую деревянную часовню,  украшенную затейливой северной резьбою, стоявшую на берегу  широкой речки. Внутри светился огонек лампады, и было сумрачно даже днем.  При  часовне была небольшая келья, где и разместился святой, приуготовляя свою блаженную душу, дабы передать ее в руки Божия.
В то же время к берегу, около этой часовни, пристал на своем богатом судне купец по имени Иоанн. Был он человеком  набожным и зашел в часовню, поклониться святым иконам. Войдя в келью, он получил благословение преподобного Савватия. Купец хотел вознаградить  святого всем необходимым из своих товаров, и был очень  опечален тем, что старец ничего себе не взял и от всего отказался. Желая утешить его, святой предложил Иоанну заночевать в часовне, чтобы увидеть благодать Божию.  Но Иоанн пожелал отплыть без ночевки. Но как только  судно стало отчаливать - внезапно нашла страшная гроза с  молниями, на реке и на море начался ураган, купец ужаснулся такой непогоде  и остался  до утра. Утром ветер утих, взошло солнце, вновь пришел Иоанн поклониться святым иконам и получить в дорогу благословение святого.
 Он не достучался до преподобного Савватия, но дверь сама приоткрылась и Иоанн вошел внутрь полутемной кельи, чтобы проститься с преподобным. Иоанн заговорил  со святым, и, не получив ответа,  прикоснулся  к сидящему в мантии и куколе  Савватию. И только тут  заметил,  что рядом с преподобным дымится кадильница, а святая душа уже отошла к Отцу Небесному. В это время вернулся  игумен Нафанаил и присоединился к  плачущему Иоанну,  по всей же келии распространилось несказанное благоухание. После надгробных песнопений они достойно погребли святое тело преподобного, отдавши землю земле около той часовни на реке Выге.