Савватий. Валаам

Вера Руф
Много лет прошло до  первого жизнеописания жития и подвигов преподобного Савватия Соловецкого. Неизвестно, в каком возрасте принял он иноческий образ. И из какого он был города  или селения –точно теперь никто не знает.
 
 Но сохранились сведения о добродетельном проживании  инока Савватия в Кирилловом монастыре. Сейчас мы знаем этот монастырь, как Кирилло-Белозёрский, что недалеко от Вологды, на озере Белом.

 Был Савватий любим и почитаем всеми иноками, и самим игуменом той обители  за кротость и смирение. И был  для них примером во всех добродетелях и послушании.  Сам же он этим огорчался. Так как, много постясь, изнуряя тело своё и побеждая страсти, совсем не думал о похвалах земных, и, даже, стыдился их.
 
Далеко от столицы, на северо-западе, в Новгородской земле,  в глубине огромного Ладожского озера, расположены Валаамские острова. Как раз путь из тех мест в Москву пролегал мимо Кириллова монастыря, и, часто, паломники останавливались в нём на ночлег и отдых. Слышал боголюбивый Савватий от странников рассказ о том,  что на одном из островов стоит монастырь во имя Преображения Господа. И пребывают там иноки, принося беспрестанно молитвы Богу, а пищу себе добывают  трудами своими. Упросил тогда  Савватий игумена отпустить его с благословением.
 
Всего островов на Ладоге свыше пятидесяти. Покрыты они хвойными лесами, встречаются и сенокосные угодья.  В начале  14 века  (а по некоторым сведениям – в 12 веке), на южном берегу самого крупного из них  был основан Валаамский (Преображенский) мужской монастырь. Который отличался  чрезвычайно строгим уставом.  Климат на  Валааме довольно суровый, средняя температура года +3,1 градуса, но трудолюбивые монахи славились хорошо поставленным хозяйством. Кроме рыбной ловли, занимались они земледелием и,  даже, садоводством.
Вот в этот отдалённый и труднодоступный монастырь пришёл в начале 15 века раб Божий Савватий.  И в скором времени исполнилось  его желание,  по промыслу Божьему был принят игуменом в братиею.

Немало времени прожил блаженный Савватий на Валааме, «в трудах пребывая и к трудам труды прилагая».  И тоже любим был всеми «за многое смирение, терпение и кротость». И столь благочестиво и добродетельно жил  преподобный Савватий, что и  из отдаленной Валаамской обители  разнеслась о нем молва по Руси православной.  Устал он от поклонения и людской суеты и скорбела его душа. А почитание братии Валаамской тяготили его, так как «не от людей, а от Бога  следует искать похвалы в здешней, земной жизни». Стал он задумываться об отыскании безвестного и уединенного места, помышляя о подвиге безмолвия. Ещё раньше слышал преподобный о ненаселенном Соловецком острове, лежащем среди холодных вод Белого моря, на расстоянии двухдневного плавания от материка. Много озёр на том острове, а в них водится рыбы великое множество. Приплывают туда с берега местные жители. Ловят рыбу, охотятся на морского зверя  и с добычей возвращаются домой. Вершины гор его покрыты бором, а в долинах полно многообразных ягод. И всем тот остров благоугоден для жительства.

Но настоятель Валаамского монастыря со братиею, любя преподобного старца и не желая потерять живущего рядом образца добродетели, умолили его не оставлять их. Снизошел Савватий к просьбам Валаамских иноков, прожил еще в монастыре малое время. А вскоре – тайно, ночью ушел из монастыря, никем не замеченный. Почти никаких вещей не взял он с собой. Одежда была на нем грубая, но прочная, посох надежный  и легкий, а в суме заплечной лежало немного еды,  Святое писание  да кадильница. Помолившись перед дорогой Богу,  положился он  на святую Его помощь. Было же от Валаамского монастыря до моря вёрст семьсот или более…