Водоворот

Иван Клюев
   Воды... куда ни глянь! Да собственный огород наполовину затопленный. Нет, нет, противотанковые окопы не перешла вода, дошла, но не перешла. хотя просочилась, в них тоже полно воды.
   Пять или шесть лет было - не помню. Я бегал по насыпи рва и смотрел, как сазаны стоят стайкой возле рва, но с той стороны, а не с этой... Тёплая вода, конец мая. Побултыхался, но мелко и ноги вязнут в земле. Вот поплавать бы! А что? Взял деревяное корыто, в котором мать пироги замешивала, вытрусил муку, дотянул до воды и в неё. Не повезло! Корыто вместе со мной сразу на дно. Вечером...
Да что вечером, мать ругала, а отец смеялся, но... показал ремешок. Я уже приготовился ныть, но... судя по усмешке отца, понял - пронесло. Потом война, потом голод, потом... выжил! Уж так случилось, что у меня одногодков не было, в коллективизацию поумирали. Хочешь не хочешь, а водись со взрослыми ребятами. С одгной стороны и хорошо, а с другой - подзатыльники, "Пшёл вон!", а куда деваться?
   А вода каждое лето - море-океан, волна при ветре о какая! Вдали Дон со своими протоками, а за протокой лес, а за лесом аж Дон. Не видел его ни раз, но говорят широкий, пароходы по нём ходят. Ходят. Это правда, сам иногда гудки слышал. Пристань там есть около станицы Кумшацкой. Далеко.
   Уж так случилось, что бабушка жила в одном конце хутора, а мы в другом. Но у бабушки дом с крылечком, а у нас нет. Любил посидеть на крылечке, потому и часто бывал у бабушки. А там ещё взрослее ребята, чем у нас, и интереснее. Вон Мишка, сын рыбака, не какого-то колхозника, да и не просто рыбака, а бригадира. Э! Ну и вокруг него... тоже...
   По воскресеньям ему отец разрешал брать рыбачью лодку и покататься. Как я завидовал, оставаясь на берегу один, но...
   Не помню, второй или третий год после войны, сидел я у лодок. Здоровые, на четыре весла, взять бы, погулять на ней, но... Гляжу, Мишка идёт с ребятами и несут вёсла, задёргалось сердечко и не случайно. Ребята подошли, лёгкий подзатыльник, это как "здравствуй.", воткнули вёсла, открыли замок, цепь бросили в лодку, но... ждут кого-то. Закурили, даже мне предложили окурок, хотя у меня свой табак в кармане был, но не отказался, старших надо уважать! Покрутились они какое-то время, ожидая кого-то: "Да ладно, наверно не придёт. Залазь, Иван!" Нет, я не впрыгнул в лодку - влетел! Сердце, сердце... Вовка, он крыжастый такой. оттолкнул лодку, мастерски впрыгнув в неё, даже ботинки не замочил. Подняли вёсла, опустили и лодка двинулась.
   Я глядел на уходящие дома, но Мишка сказал Петру, чтоб он передал мне своё весло. Меня это не обрадовало, вёсла длинные, сроду не грёб. Сел, должен был грести в один такт со всеми, примерился, поднял весло да никак не удержу на весу. Короче говоря - мешал всем грести... и меня выгнали. Нет, не в воду, со скамьи. Домишки на берегу стали маленькими, а воды... Ну, до домов видно, а вот от домов... Нет, виден песчаный бугор среди воды, думал, что туда плывём, но и он остался в стороне. Не выдержал, спросил:"А куда мы плывём?" Ребята посмеялись и сказали: "В лес." Такая перспектива меня и испугала и обрадовала, до леса-то ого-го сколько! Но, "полез в кузов..."
   В стоящей воде лодка шла размеренно и быстро. Хутор уже совсем далеко, песчаный бугор слева остался, а лес сам шёл к нам. Протока реки Дон слегка бурлила. Мишка скомандывал набирать скорость лодки, чтоб благополучно пересечь протоку. Врезались в течение, лодку начало крутить, Мишка крутил заднее весло, стараясь не потерять направление, и кричал: "Сильнее гребите, вон водоверть!" Прошли, берег рядом, лес по пояс в воде, напряжение спало, лодка возле берега шла по течению и зашла в небольшой заливчик.
   Сошли на берег, цепь замкнули на стволе дерева и пошли в глубь леса. Гляжу, полянка выбитая и след от костра, остановились. "Так, Иван, ты не грёб, иди ломай сухие ветки от тополей для костра!" Пошёл, наломал - их много внизу леса. Гляжу, ребята ходят с задратыми вверх головами, оказалось, выискивают вороньи гнёзда. Мне сказали, чтоб лез вот на этот тополь, там свежее гнездо. Я залез, забрал яйца, уложил их в кепку, кепку на голову, чтоб не побить и слез. Взобрался я без труда, при спуске первый же сук обломился, за ним второй, пришлось сползать на пузе по стволу. Костёр уже пылал, Мишка сам кочегарил, остальные лазили по гнёздам. Яиц оказалось очень много. Разгребли костёр вместе с землёй, выложили в один слой яйца, загребли их землёй, снова наложили веток. Гляжу, ребята двигаются, я следом... Мишка:"Ты разжигай снова костёр, прогорит - кидай ещё ветки." Костёр разгорелся, сижу, слышу: "Бах!" Вскочил. Невдалеке ребята толпятся, я туда. Оказалось, у них там трёхлинейка и ящик с патронами. Мишка показал мне, чтоб рот не раскрывал, я мотнул головой. Стреляли по стволам деревьев, попал не попал, ходили проверяли. Я попросил тоже выстрелить, но Борька рассмеялся и сказал: "Ты знаешь какая отдача от выстрела? Выстрелишь и улетишь, а нам тебя потом искать!" Все дружно рассмеялись. Мишка: "Иди жги костёр..." Костёр догорал последними ветками, все собрались возле него, откопали яйца. Разобьёшь яйцо и гляди - если уже зародышь - выкидывай, если нет - ешь. Хоть есть хотелось, но без соли было не вкусно.
   Скорлупу загребли в костёр, верней в его потухшие угли, и начали собираться в обратный путь. На течение было грести тяжело, лодка еле двигалась вперёд, воды заметно прибыло от где-то таянья снегов, течение бурлило не только по средине, а надо на другой берег. За небольшим изгибом протоки направили лодку на другой берег, метра через два-три течение её подхватило и понесло в водоворот. Лодка начала болтаться с боку на бок, в водовороте тормознулась, на каждое весло по четыре руки - вырвали, прибились к тому же берегу. После передыха вновь на течение возле берега, но уже подальше, чтоб снесло лодку в нужное место. Только вывернули нос, так схватило течение и в другой водоворот. Там так закрутило, что не знаешь к какому берегу грести. Не только я, но и все ребята так перепугались. Лодку перевернёт - всем нам хана. Мишка орал, как резаный, на всех. Наконец удалось вырвать лодку и направить к нужному берегу. Еле-еле дотянули в заводь. Обессиленные и мокрые прицепились к дереву, долго отходили от испуга, потом охотно смеялись друг над другом, вспоминая эти круговерти.
   Домой приплыли мы уже затемно, на берегу стоял отец Мишки. Мы дружно заверили его, что задержались на песчаном острове.
   Почему я вспоминаю об этом? Было - сплыло. Два года назад. Нет. Игра с круговоротом для меня не закончилась. Этим летом я был с удочкой в этой протоке Дона. Средина лета, рыба не ловилась. Я переходил от одного места к другому. Раскидистая ива на берегу меня привлекла, я остановился под ней, закинул раз-другой свою поплавочную - не клюёт. Гляжу, метров в пяти от меня в верх по течению недалеко от берега небольшая круговерть. Я удивился, обычно такая чертовщина бывает в половодье. Взял кусок палки и бросил в неё. Палка утонула, а потом выплыла по течению. Ага... Любопытство... Раздеваюсь и плыву на течение к этому водовороту. Близко подплыл и вдруг чувствую, что мои ноги куда-то проваливаются и меня несёт в центр. С каким перепугом я начал болтать руками и ногами, чтоб выбраться оттуда! Выбрался, потом сообразил, что еслиб заплыл туда по течению... Течение помогло выбраться.
   Из архива 1949 г.
   Фото из Интернета.