Соловки. Впечатления

Вера Руф
В 1998 году пришлось мне побывать на Соловецких островах. Красота сказочная. В июне – сливается день с ночью на молочном небе.  Но ночь – эффектнее дня, так как стихает постоянный ветерок, успокаиваются воды Белого моря, и отражают твердь земную с чудо-монастырём. Одновременно закатно-восходное солнце даёт фантастическую подсветку. А поросшие рыже-ржавым лишайником  внушительные стены олицетворяют ВЕЧНОСТЬ. Но алый цвет лучей на стенах, башнях и куполах ассоциируется в памяти  потоками крови из последнего, страшного, исторического отрезка жизни острова. Очень свежа рана ссыльно-тюремного его периода. Тяжёлый там дух.

Вторая моя поездка была в августе, через два года.  И снова - сказочные и невероятные красОты  уже осеннего острова.  Грибы и ягоды. Доверчивый глупый лисёнок, согласный на ароматную сосиску. А какой увлекательной  была ловля селёдки с пирса! Хорошая компания!  Но всё равно – тяжесть на душе и на сердце. Всё время хотелось отогнать от себя думы о погибших на острове людях...

А был у Соловков и светлый, счастливый период. Самое начало – труды подвижников. 
 
Потом расцвет  форпоста на Белом море.

И материалы про это время, и географические данные об островах и Белом Море можно найти в изобилии.  Но нигде на самом острове, ни в сувенирных лавках, ни в церковных, мне не попалось книжечки о первых иноках, ставших преподобными и вдохнувших в остров Соловки  жизнь и душу. В больших сборниках под названием «Жития…» - множество достойных коленопреклонения людей, почитаемых православной церковью за жизнь праведную, как святых. Среди прочих, поминаются и Соловецкие Старцы. Но, вот,  мне захотелось выделить отдельно жизнеописания Преподобных Савватия, Зосимы и Германа.
Тем более что была я там со школьниками, и для детей и подростков этот исторический экскурс прямо там, на месте их подвигов, был бы очень кстати.

Наша память обязательно должна сохранить начало начал, время зарождения монашеской обители. Людей, чьими физическими и духовными деяниями были созданы стены Обители, слава Обители и дух братства этой Обители.

До сих пор в Обители, кропотливо восстанавливаемой, обязательно живут монахи с Соловецкими историческими именами. Приходит время, и братия провожает «преемника» в последний путь. Но кто-то, принимающий постриг, нарекается вновь Савватием, Германом или Зосимой… И каждый, удостоенный такой чести,  старается не запятнать своим иноческим житиём светлой памяти Преподобных.

Может быть, в настоящее время на Соловках всё заполнено жизнеописанием Соловецких Старцев. Но тогда, по горячим следам, я сделала «выжимку», из многих подобранных материалов, для тех, кто путешествовал со мной на острова… Скомпилировала несколько церковных книг и текстов «Житий…», постаралась хронологически ничего не нарушить и исторически не сбиться…

Прошло время. Интернет позволил возникнуть мысли, что существует вероятность интереса у кого-то ещё к той,  начальной, истории Соловков. С молитвами, чудесами, трудами, бедами, радостями и снова молитвами монахов  в этом суровом краю! И я решилась поместить эти записи для всех кому,  может быть,  будет интересно.