Заснеженная Россия ч. 11-12

Владимир Зикеев
                Заснеженная Россия
 (  Путевые открытки. Одесса – Урал. С небольшими остановками )

Часть11

 Городовой на Кировке

  Перед самым Новым годом мы побывали у друзей в Челябинске. Не виделись около тридцати лет. Чуть не ослеп от волнения встречи. Много восклицаний и предвкушения интересных бесед, которые начались вместе с прогулкой по городу. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз посмотреть репортаж из Челябинска в «Нашей Russia». Возле сверкающей стеклянной пирамиды автовокзала  и суперсовременного железнодорожного вокзала нас ожидал гигантский Дед Мороз. Он стоял на постаменте с надписью: «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец». Это переодетый « Сказ об Урале». Такого великана Деда Мороза нигде раньше видеть не доводилось. Знатоки сказывают, что размер шубы у дедушки трёхсотый. Хотелось бы взглянуть на его снегурочку. Тоже, наверное, девушка завидная.

    Город встретил нас широкими проспектами и улицами. Сказочный ледяной городок и красавица ёлка, городской сад имени А.С. Пушкина и драмтеатр и, конечно же, Кировка -  улица, любимая не только горожанами, но и гостями города. Что сразу же бросается в глаза, так это удачное соседство зданий XIX века и архитектуры ХХI - го. Исторические купеческие постройки находятся в отличном состоянии и в них располагаются банки, рестораны, книжные лавки. Два столетия назад здесь проходил Уфимский почтовый тракт. А теперь - много красивых бронзовых и чугунных скульптур и фонтанов. Скульптуры без постаментов сегодня украшают улицы многих городов, но на Кировке они везде в тему и выполнены очень искусно. Прямо в начале улицы нас, как и полагается, встретил хозяин - городовой, а невдалеке, в размышлениях заходить или не заходить в Законодательное собрание области, стоит ходок с котомкой за плечами. Прямо « размышления у парадного подъезда». Заходи, мужик! Зря, что ли столько прошагал, может и достучишься. Хотя…Столько чиновников проходит в здание мимо него - никто не поинтересовался.

   Нищий перед отделением «Альфа-банка», модница, пожарная карета, художник. Надолго задержался возле гитариста-афганца, в образе которого угадывается автор «Чёрного тюльпана». Вспомнились мои два друга-ветерана той войны, которые душевно провожали меня на вокзале в Одессе. Сделал для них пару фотографий. Возле бронзовой скульптуры  Левши нам поведали, что пару лет назад она подверглась вандализму: мастеру отпилили  часть руки, держащей лупу. Позднее всё восстановили, правда, линзу в лупе заменили на обычное стекло. Духовные уроды, видимо, племя планетарное. В Копенгагене, например, регулярно отпиливают голову Русалочке. В Одессе у беззаботно гуляющего по улице своего имени бронзового А.С. Пушкина потомки Бени Крика неоднократно отбирали изящную трость. Сыщики  с ног сбились, но, в конце концов, сдались и теперь поэт бродит по городу с пустыми руками. Стыдно, господа!
 
   Яркой точкой стоит в стороне здание Концертного зала имени Прокофьева, которое, возможно, территориально к прогулочной зоне и не относится, но пройти мимо просто невозможно. Привлекает внимание и шикарный вид областного краеведческого музея, выполненного в стиле модерн. Жаль, что нет времени заглянуть вовнутрь. Запомнилась ещё пара сотен диких уток, плавающих в полынье возле моста через реку Миасс. Селезни, как водится, гонялись за утками, а те, громко крякая, делали вид, что удирают. А ещё волк, который на поводке прогуливал по центральной улице областного центра молодую даму приятной наружности. Я решил его сфотографировать. Зверь подбежал ко мне вплотную и … облизал языком руку. «Мы с тобой одной крови, брат».

    В Челябинске, как и в Златоусте, много памятников, посвящённым защитникам Родины, героям тыла, знатным землякам. Тут есть чем гордиться. Не все они, на мой взгляд, имеют художественную ценность, но историческую, безусловно. Конечно, мы прогулялись как туристы и многого не увидели. Посмотрели только историческую часть города. В Челябинске наверняка есть и своя « 3-я улица строителей», а где её нет? Как говорят в Одессе, у нас их тоже есть. И проблем тут хватает, но мы не за этим приехали. Мы увидели красивый город и встретились с друзьями, а это- главное.
 
Часть12

Чтоб костюмчик сидел

   Маленькое лирическое отступление. Небольшой штрих к портрету одессита. Есть такое понятие как друзья наших друзей. На вокзале в Одессе перед отправлением поезда меня случайно увидел бывший сослуживец. Мы в приятельских отношениях. Узнав, что я, возможно, буду в Челябе, прослезился. Оказывается, он там был в прошлом году на тридцатилетии выпуска из военного училища. Попросил, что если буду,  позвонить его друзьям и они передадут диск с фотографиями о встрече. Да что за вопрос, Аркаша! Конечно, позвоню. И позвонил. Друзья привезли для друга забытый им на встрече костюм-тройку в чехле, оставленные в спешке туфли  (в чём же он уехал от них?), купленную им подарочную книгу о Челябинской области, Аркашину чашку с ложкой, его механическую бритву,  коробку конфет и бутылку водки в качестве презента с Урала. Да, вот, чуть не забыли – Аркаша просил диск с фотографиями. Счастливого пути! Аркадию привет!
 
   Покидать Урал было грустно. Природа, друзья, родственники, сколько нового, интересного. Да, кстати, родственникам-таки понравились наши черноморские бычки. Или! А нам здесь всё  пришлось по душе. Хочется приехать ещё. И не только зимой. Обратный путь домой был в мыслях о прошлом и будущем. О России. Под  плавный ход поезда вспомнилась почему-то мать неугомонных сорванцов, бегавших всю дорогу по проходу вагона. Когда мы выходили, она  подошла, поблагодарила за пополнение словарного запаса Егорки ( имя- то какое коренастое, у нас в Украине нынче очень редкое), посетовала, что Петька букву « Р» не говорит, спросила, можно ли как-то побыстрее научить. Что я мог посоветовать? То же, что и взрослым- чаще произносить слово «Родина». И тогда всё у нас получится.