Чамскраббер. -Don t ignore me

Роман Макаров
      Чамскраббер. -Don`t ignore me

      Как бы вам объяснить, что я чувствую, друзья?..
Объяснить доступно, чтобы каждый понял, и все же описать свои ощущения как можно подробнее?..
      Есть одна мыслишка, но…
      Если спросить у наркомана со стажем, куда он отправляется после очередной дозы героина, он ни за что на свете не сможет вам этого объяснить. Он вдруг неожиданно для себя поймет, что просто НЕ ЗНАЕТ этого.
      Он вспомнит пузырящуюся в алюминиевой ложке над свечой суспензию, вспомнит свою перетянутую жгутом руку. Вспомнит комариное брюшко пластикового шприца, наливающееся красным, и фонтанчик розово-мутной жидкости в полумраке.
       И все.
       То, что дальше – за пределами разума и памяти. Неважно, что это такое, но так надо. Так мозг сказал.
        Ну вот, примерно так. Я посмотрел «Чамскраббер».
        Безоговорочно и абсолютно естественно этот фильм вошел в мою коллекцию фильмов-икон, до сих пор состоявшую из «Вечного сияния чистого разума» и «Догвилля». Ну и, наверное, еще "Центрального вокзала" Уолтера Сэллеса.
        Независимый дебют режиссера Эри Позина – это, пожалуй, самое чудесное кино, которое я только видел в своей жизни. Оно волшебно настолько, насколько вообще может быть волшебным кино о проблемах подросткового возраста. Я до сих пор пребываю в шоке, да-да, самом настоящем шоке. Не столько от увиденного, сколько от переполняющих меня эмоций и осознания того, что пять долгих лет я ходил по земле, ИГНОРИРУЯ эту картину. Сей факт действительно шокирует больше всего.
        Мм-м-м, Хиллсайд… Сказка. Самый милый и теплый городок на земле. Он расположен далеко от Догвилля, очень далеко… Дома в Хиллсайде – это цветы, пышные цветы в утробе огромного голубого дельфина. А люди – бабочки в его животе, каждая по-своему прекрасная и немного бестолковая, отрешенная от мирских забот.
        Нормальному человеку здесь не выжить. Хотя… Можно попробовать.
        Когда глухота и слепота – диагноз целого города, живущего обонянием цветущих клумб и негой на солнце, немой крик о помощи превращается в предсмертный хрип. Так появляется Чамскраббер. Не живой, не мертвый. Играющий в боулинг собственной головой. Теперь вы не сможете его ИГНОРИРОВАТЬ.
        Под гипнотическую музыку Джеймса Хорнера (благослови его Господь!) вам покажут вывернутую наизнанку шкуру дельфина. Вам покажут по-настоящему жестокие вещи, однако… Вы не испугаетесь. Вы почувствуете необычайную легкость и радость, вы ощутите, КАК хорошо жить. Вы вдруг поймете, как же вы любите людей. Этих глупых, суматошных, но таких прекрасных бабочек…
         Это как хлебнуть свежего воздуха теплым летним деньком, посреди бескрайнего зеленого поля, как взглянуть на раскинувшиеся от горизонта до горизонта лазурные небеса с плывущими в них ватными облаками...
         Нечто подобное я испытывал лишь при просмотре «Красоты по-американски» Сэма Мендеса и «На игле» Дэнни Бойла. Я бы даже сказал – отдаленно напоминающее. Ни о каких Ларри Кларках не может быть и речи, они – бледная тень на стене.
          «Чамскраббер» - это не поддающееся жанровому определению полотно, шикарное сюрреалистическое полотно всех цветов радуги, постоянно балансирующее на грани трагедии и самой что ни на есть черной, черной как ночь комедии. Единственный раз в жизни после просмотра фильма я не знал, что мне делать – плакать или смеяться. Потому что каждый из его персонажей – и беззвучно кричащая от дикой боли миссис Джонсон (Гленн Клоуз), и самый разумный мэр на планете Земля Майкл Уэббс (Ральф Файнс), и даже систематически забывающая о существовании сына художница-дизайнер Терри Брэтли (Рита Уилсон) – все они бабочки. Чудесные бабочки на благоуханном кусте роз.
         «Чамскраббер» - это едкая и местами горькая сатира. Нет, не на американский уклад жизни, как считают многие, а на САМУ жизнь. Пустую, как голова фарфоровой куколки, легковесную, как пробковое дерево. Бесполезную. Но такую желанную и манящую…
         Посмотрите «Чамскраббер». Крикните хотя бы раз в жизни, хоть в пустоту, но с наслаждением и в полную грудь:
         «Не ИГНОРИРУЙ меня. Я действительно существую!»

©Роман Макарoff                30.03.10г.