На компьютерной игле - 2

Леонид Терентьев
2. Игромания
(продолжение разговора о компьютерной зависимости)

  Игорь и Сергей, студенты, теперь приходят сюда врозь и в разных углах сидят. А ведь совсем недавно лучшими друзьями были! Но однажды зал игровых автоматов затрясло от дикой ругани и непередаваемость мата: Игорю показалось, что товарищ обманул его на пять гривен. Выхватил из кармана нож, размахнулся и ударил друга в грудь. Пробил куртку, поцарапал, но, к счастью, не убил, не ранил. Их едва растащили. Когда опомнился, произнес изумленно: «А что, и вправду я тебя ножом саданул?!»
Александру, маркеру, повезло меньше. Читатели знают историю его неожиданной гибели от рук молодого парня.
Суд приговорил убийцу к десяти годам лишения свободы. Не мало ли? Хотя можно и иначе истолковать этот срок - как 10 лет освобождения от губительного компьютерного воздействия, разрушающего психику.
Кстати, важная подробность. Именно в день трагедии у Саши-младшего родился сын. И в зал игровых автоматов он пришел «развлечься» после радостного свидания у стены родительского дома. Такой вот «подарочек» преподнес семье убитого, собственным жене и младенцу. До конца жизни будут они проклинать тот день, мужа и отца и его дьявольское увлечение.
Проблема слишком серьезна и потому требует продолжение разговора. И, главное, конкретных действий властей.
Вселенская эта беда не вчера появилась. Еще в 1895 году «игровую машину механического действия», как она тогда официально называлась, изобрел инженер-конструктор из г. Сан-Франциско (США) Ч. Фей. Он явно неплохо разбирался в психологии человека, которого так легко приманить призрачной возможностью ни за что получить большие деньги.
До нас эта зараза доползла совсем недавно.
...Тамаре 25 лет. Она ворует зарплату мужа. Трехлетнего ребенка нечем кормить – мать спускает в салоне все деньги. Как-то отправилась сыну куртку покупать и пропала. Муж разыскал ее в компьютерном зале. И избил при всех. Напрасно, однако: вскоре снова явилась...
Люди здесь самые разные. Вот военный, майор; две интеллигентного вида учительницы, которые перед мониторами матерятся похлещи торговки салом на базаре. Рядом мальчишки по 13-14 лет, явно укравшие деньги у родителей, проигрывают по 5-10 гриве, уходят за новыми «бабками», снова проигрывают и снова бегут занимать (или красть). Это нескончаемый поток безумия. Представительный мужчина сует маркеру мобильный телефон с видеокамерой стоимостью около тысячи гривен, требуя взамен поставить 300 «кредитов» - а это всего лишь 6 гривен! Тот, конечно, отказывается, на что посетитель отвечает жутким потоком возмущения.
Поначалу игроками движут любопытство и жажда наживы, потом втягиваются до такой степени, что без такого «наркотика» уже не могут. Один новичок неожиданно для себя выиграл 600 гривен, на радостях оставил оператору пятерку «на чай», со словами «Пойду жену порадую» распрощался и ушел. «Спорим, вернется через час», - сказал товарищу хозяин зала. Ошибся – он появился через 20 минут. «Продул» весь выигрыш, потом еще 6 тысяч... Уходя, говорил потерянно: «Ну зачем я тебя не послушал, зачем вернулся?...» «И зачем я сюда пришел?» - говорит или думает каждый переступающий порог компьютерного зала. И все равно идет, играет, проигрывает. Такой психологический феномен трудно объяснить, но он есть, чем весьма охотно пользуются владельцы салонов.
У некоторых завсегдатаев есть дома свой компьютер с подобными играми. Но нет, дома, оказывается, неинтересно: нет того общего ощущения захватывающей душу корысти (к чему выигрывать у себя?), нет всепоглощающего задора, возбуждения, короче, массового азарта. Само слово «азарт», напомню, пришло к нам из арабского языка, где «аз-ар» - игральная кость. Видимо, «на миру» зависимость от «однорукого бандита» особенно крепка. Причем самые разные люди ведут себя до ужаса одинаково – собой они не владеют...
Один таксист, рассказывают, за двое суток продул почти 4 тысячи долларов, остался ни с чем. Как отыграться? На третий день появляется снова с кучей денег, но... пешком. «А где твоя «Мазда»?» - интересуются завсегдатаи. «Продал...» - отвечает. И эти деньги ушли в никуда. Разоренный и разъяренный, в бешенстве хватает стул и начинает крушить все автоматы в зале, переворачивает, сбрасывает на пол...
Знающие люди предлагают закрыть все эти залы и салоны в масштабах страны или хотя бы города, запретить азартные игры, пока они не погубили души новых жертв. Жили же без этого... Меньше станет поступлений в бюджет? Вряд ли, если подсчитать реальные потери, да и мало кто из хозяев платит налоги в полном объеме. Уйдут в подполье, отчего «за риск» взлетят ставки и проигрыши? Да, неизбежно. Но благодаря дороговизне и трудодоступности игра станет хотя бы не столь массовым бедствием.
Вот одна реальная история.
Некто приехал в Евпаторию из Армении лет пять назад. Занялся торговлей, заработал кое-что, купил магазин, за стенкой которого действовал игровой салон. Пристрастился до такой степени, что проиграл 10 тысяч долларов. Как рассчитаться, отыграться? Ничего не осталось, как продать магазин. Короче, пришлось обратиться за помощью к землякам, чтобы наскрести на обратный билет в родные края. И уехал. Ни с чем – с пустыми руками, карманами, душой...
Бывает, доходит почти до помешательства, того, что официальная психиатрия объясняет раздвоением личности (тяжелой формой шизофрении), а религия – одержимостью дьяволом.
... Про это рассказывал мне знакомый, давний заядлый игрок. Назовем его Олегом. Когда проигрывал уже почти тысячу гривен, навалилась тяжесть, заполнив все тело – руки, ноги, голову. Показалось будто кто-то незримый сидит у него на плечах. В одурманенный голове глухо прозвучал повелительный мужской голос: «Бей черную!» Бессознательно нажал на черную кнопку – но на экране засияла красная карта, что означало новую неудачу. И одновременно внутри себя он услышал откровенный грубый хохот. Это, понял Олег, над ним издевалась та самая непонятная сила, что в очередной раз усадила за проклятый автомат. Денег расплатиться не было, волна неимоверного страха обуяла игрока, он лихорадочно нажимал на злосчастные кнопки – но не смог угадать ни разу. Что делать? Получалось, что играл он с безмозглой машиной – с чем-то иным, неодолимым, человеческому разуму и воле неподвластным.
Шел одиннадцатый час непрерывного бдения у безжалостного железного монстра. Чувствовал, что летит в страшную бездну, мелькнула мысль о самоубийстве. И тут губы непроизвольно зашептали: «Отче наш, иже оси на небесах! Да святится имя Твое...» Затем была Молитва Святому Духу, Ангельская песнь Пресвятой Троице... И – о чудо! – на плечах и во всем теле стало легко и свободно, а компьютер выдал... 17 тысяч «кредитов», то есть 340 гривен, потом еще 400, и еще. Вскоре Олег вернул себе почти всю сумму. Что это было? Может, простое совпадение, и по заложенной в автомате программе подошло время отдачи? Или...?
Не случайно все выходящие из игрового салона так поражают прохожих измученной опустошенностью, бессмысленностью взора...