Беглые заметки по роману Солярис

Николай Нефедоров
    
            Беглые заметки ро роману "СОЛЯРИС".(Станислав Лем)
 

      Вот и снова я прочитал  роман "Солярис"  Станислава  Лема. Хороший фантастический роман. Испытываю массу удовольствия, перечитывая повторно его страницы. Воображение живо  рисует,  как мчится космический корабль в диких просторах  космоса,  как  наш герой сидит в  посадочной капсуле. И  вот уже по сложной траектории капсула  стремительно летит на сближение с  поверхностью планеты.

     - Всё под контролем. - слышится голос в динамиках. Вот и сама станция внизу.  Вскоре  герой романа по имени  Кельвин, идет по бетонным дорожкам, направляясь в здание  станции. Корпуса  станции  органично вписались в ландшафт местности.. Они резко выделяются белым  на фоне буйной зелени деревьев и зарослей кустов..
Всюду чистота на подстриженных  газонах, порядок.

     Казалось, ничто не  грозит здесь человеку, всё здесь тихо, мирно, и  даже чересчур подозрительно тихо...  На этой планете  всё было  подозрительно тихо вот уже многие сотни тысячелетий.  Здесь не было ни штормов, ни ураганов, ни цунами, ни проливных дождей, ни обильных  снегопадов.   Здесь   не было и жутких  землетрясений, оползней и прочих напастей бед  человеческих,  бед планетарного масштаба. 

      Придет время и регулярно  наступает тихая золотая осень, затем приходит тихая скромная мягкая зима,  за нею  спешит весна, будоражащая  сумасшествием кровь, а потом наступает лето,  и снова приходит  долгожданная спокойная задумчивая осень, пора подведений итогов и раздумий о смысле жизни.. Казалось, рай - живи,  люби, радуйся жизни и размножайся...
 
      Только на небе кружатся два  ярких солнца.   Одно из них  красное,  другое  яркое белое.  Два солнца? Не слишком ли много для одной  маленькой планеты? Я вчитываюсь  с огромным вниманием в слова Станислава Лема. Книга  издана в далёком  в 1988 году. Прошло почти 20 лет со дня издания. А она по-прежнему не теряет своей актуальности, оригинальности и свежести.

      Она по-прежнему востребована читателем. Она продолжает волновать воображение. Вот и я  тоже нахожусь во власти повествования, нахожусь   в плену обаяния этой книги.  Безусловно, я дочитаю  эту книгу до конца.  Испытаю  новые  впечатления,  новые мысли появятся и взбудоражат мой ум, встряхнут мой внутренний мир,  меня посетят новые открытия, новые ощущения накатят волной цунами на душу.

      Меня   посетят новые картины и образы, я увижу фантастические видения, и словно наяву  появятся перед глазами кадры из известного одноимённого фильма "Солярис", где главного героя  играет талантливый  актёр Банионис....
 
      Праздник души  начинается. Я с волнением  листаю страницы этого романа. И кажется мне,  это я, мужчина по  имени Кельвин иду, шагаю, бегу  по бесконечным коридорам станции. Это я  встречаюсь со странными людьми и говорю с ними. Это я, Кельвин, резво поднимаюсь по лестницам  с этажа на этаж, это я открываю двери лифтов. Это я открываю для себя  этот диковинный  непредсказуемый мир, эту планету, наделённую  разумом....  И говоря  с ней, с планетой языком логики, чувств и эмоций,  я открываю для себя чужую философию  мироздания...

      Волшебный  мир  образов  и диалогов открывается  во всей красоте и неожиданности.
Как же это  далеко от нашей серой реальности, от  повседневности, от  бытовухи! Как же это дик и непредсказуем этот далёкий  и прекрасный мир новых фантастических возможностей и прихотей.  Новые  ситуации, новые встречи с прошлым, встречи со своими эмоциями, со своими  пережитыми чувствами..

      Казалось, всё  что угодно есть на этой странной планете. Огромный океан протоплазмы без устали моделирует  биологические живые формы жизни. Они приобретают формы  и тела любимых  и близких родных  людей из прошлого. Океан   живёт дышит и ведёт свой неутомимый диалог методом проб и ошибок с человеком по имени Кельвин...

      Он пытается понять сущность человека, вторгается в святая святых, в его  память, в его прошлое, касаясь его сокровенных чувств и эмоций подсознания.. Кажется, что Океан  Разума всесилен, кажется что он похож на  Бога. Но это не так. Океан лишь пока  играет в игрушки, словно ребёнок,  моделируя сложные человеческие  отношения. Он, Океан, пытается стать по своей сути Богом, вторгаясь в сокровенные тайные желания человека. Он  всего лишь пытается создать подобие  жизни из прошлого. Пытается быть добрым, пытается любить человека.

      И это является  смелым  и  гениальным   подходом  писателя фантаста Станислава Лема  к  философии нашего времени. Представляется  удачной находкой.  Подход ошеломляет  по своей сути, раскрывает  всю сложность    психологических   взаимоотношений  гигантского разума и маленького  человеческого..

      Вот два   коллеги по разуму, вот диалог двух философий, диалог двух миров....  И здесь по-новому видится и представляется наш мир повседневности. Видятся по-новому наши непростые  сложные человеческие взаимоотношения, наши чувства,  эмоции, поступки и решения, наши ошибки и удачные  находки..

      Далее, я продолжал вчитываться  в слова  повествования. По сюжету  описывалось, что учёные, коллеги Кельвина,  по имени Сарториус и Снаут упорно  продолжали  свои работы по физическому уничтожению своих  созданий,  которые преследовали их из любви к ним, они  требовали только одного - быть рядом с ними..

      И  девушка  по имени Харри, созданная  Океаном  тоже стремилась быть рядом с Кельвином. Океан  создал  то, что было потеряно Кельвином в далёком прошлом. Он создал Харри, его  любимую Харри. Он создал и подарил  её Кельвину..

      И  вот, однажды  Сарториус и Снаут добились своего и создали прибор аннигилятор, с помощью которого  они смогли уничтожить Харри. И во второй раз Кельвин  потерял свою  любимую. Случилась трагедия. Обыкновенная  человеческая  трагедия.  Человек потерял  своего близкого родного  человека однажды.

     Приходит время и вновь повторяется  тот же сценарий  и снова любимого человека нет рядом.. Рядом пустота и вечность смотрит  в глаза и смеётся пустым холодным саркастическим смехом, как бы говоря истину - "Человек, ты жаждешь счастья? Ты хочешь быть счастливым? Так нет же!  Напрасно надеешься!  Нет в жизни счастья.. Есть только погоня за счастьем, есть только желание быть счастливым. И нет ничего более. И твои надежды,  твои мечты - это мираж... "

      Нельзя возвратиться в своё прошлое -  говорит своим романом  писатель Станислав Лем. Мне же хочется  возразить ему и сказать слово нет..  Должна быть в жизни сказка на лучшее светлое. Должна жить идея, что счастье возможно и во второй раз. Что прошлое  может повториться и вновь человек будет счастлив по настоящему..

      А почему бы и нет? Не обязательно  делать  свой роман несколько пессимистичным и похожим на  мир, с утраченными иллюзиями на счастье. Не обязательно. Я против. Что угодно  делайте со мной.. Я против..
 
      Я категорически против того, что человек  обязательно должен быть несчастным по жизни. Даже если это происходит в фантастическом романе.  Я против. И мне кажется  против этого и этот герой по имени Кельвин..  Мне кажется, я слышу его голос.. Он обращается конкретно ко  мне.. и говорит,  что он тоже  не согласен терять во второй раз  свою возлюбленную... Это сплошное  издевательство..

     Оно совершенно не уместно здесь, и  оно ни к чему... Должен же быть свет в конце  туннеля! Должен быть свет во мраке безысходности! А как же жить без него?! Как жить, в конце концов без света в конце туннеля?!