Тупоумие во имя либерализма

Скобелев
Разнообразные причины, лживых, предвзятых и превратных (вдобавок и с оттенком брани) «истолкований», когда вынужденная на протяжении всей своей истории защищаться от агрессий мiрового масштаба Россия выставляется, как неисцелимый захватчик, а «похищения Руси» превращаются в «похищения Европы», требуют отдельного разбора. Заметим лишь, что такая оценка, говорит о все более распространяющемся современном явлении, приобретающем все более патологический характер.

Русофобия некоторых «русских» людей и большинства «правозащитников» - кстати, весьма почитаемых на Западе вопиюща! Раньше они говорили нам, что в России им ненавистно безправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, безспорно, обладает всем тем, чего нет в России.

А что мы видим нынче? По мере того как Россия на европейский лад, добивается безмерных демократических свобод неуемной вседозволенности и произвола, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации (война «альянса» с Сербией), которые допускаются в Европе (и агрессий «демократической» коалиции в отношении народов Афганистана и Ирака), нисколько не уменьшили их пристрастия к ней… словом, в явлении, которое мы имеем ввиду, о принципах как таковых, не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, а именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться.
   
Рамки настоящей статьи не позволяют разобраться в природе подразумеваемых инстинктов. Что же касается принципов, то, как раз профанация и отрицание основополагающей роли христианского начала в полномерном бытие Русской Цивилизации и приводит к искажению, подмене и перетолковыванию исторических фактов. Безспорно, истинное православно-церковное, христианское учение, есть единственно-руководящее начало в безысходном лабиринте коренных жизненных противоречий!
   
Напротив, прагматические упования на материальную силу и рациональные выкладки в рамках самодовлеющей политики, экономики, идеологии являются утопичными, ибо не берут в расчет нравственное состояние общества, качественное содержание человеческих душ и конкретные мотивы поведения людей. В таком случае реальность жизни всегда готова сокрушить своей лапой всякие разумные построения в той степени, в какой государственная и всякая иная деятельность в своих механических ставках на универсальные политические механизмы и идеологические системы не учитывает более глубокие, фундаментальные, духовные измерения человеческого бытия.
   
Исходя из понимания сего возможно предугадывать «выкрутасы» реальной жизни, вполне расслышать подземный гул тектонических сдвигов истории и предвидеть в XXI веке наступление неслыханного варварства в мiре, долгие и жестокие испытания, разочарования, гонения и унижения всякого рода, неминуемое движение к катастрофе одемокраченной России. Мы убеждены в том, что государственная и общественная жизнь не может быть надлежащим образом устроена без опоры на христианский фундамент, и понимание этого позволяет нам оценивать духовно-нравственное состояние, как важнейшую характеристику нынешнего времени, как неоценимый (хоть и невидимый) фактор подлинного прагматизма. Такие слова и понятия, как совесть, честь, благородство, долг и т. п., являются для нас не конъюнктурной риторикой или красивыми речевыми оборотами, а выражают краеугольный элемент в поведении людей, незаметно обусловливая их судьбы.

Нашу логику можно пояснить высказываниями А. С. Хомякова, писавшего, что так называемый «реализм», искусственность и хитрость в конечном итоге сами себя наказывают и что всякое начало, истекающее из Духа и совести, далеко выше всякой формальности и бумажной административности. Одно живо и живит, другое мертво и мертвит. Более того, та частная польза, которую мог бы принести ум человека порочного в должности общественной, гораздо ниже того соблазна, который истекает из его возвышения.
   
Подобные зависимости имеют непреложный характер, сравнимый с физическими законами, и служат индикатором для определения возможного хода тех или иных событий! В них своеобразным камертоном становится понятие «Божья правда», оно противопоставляется нами «науке фарисейской» и «двойной правде», в сетях которой неизбежно запутывается предоставленный самому себе человек.

В гуманистической казуистике на самом деле  господствует безобразная смесь «безсильной правды, дерзкой лжи» (Тютчев), и «для чистой правды в наш век на площадях, в палатах и умах – нигде нет приюта» (Тютчев). Более того, «все богохульные умы, все богомерзкие народы со дна воздвиглись царства тьмы во имя света и свободы! (Тютчев) К тому же сама «правда Божья» изнутри отравлена «тысячелетней ложью» немалой частью ее «служителей».
   
Тем не менее, мы убеждены, что нельзя сразить «правду Божию» созидавшуюся предками с благодатной помощью Надежды, Веры и Любви! Безчисленным же «непротивленцам» и фарисеям от религии и политики не простится Правдой Бога их лицемерная позиция двойных стандартов, и праведная кара рано или поздно свершится, несмотря ни на какие хитроумные уловки, трезвые расчеты или закулисные игры. В этом смысле мы присоединяемся к Евангельской апокалиптике, в которой (вопреки материальной силе и внешним достижениям) именно первичный духовный уровень, реальное нравственное состояние людей играют первостепенную роль: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся. Таких удаляйся» (2 Тим. 3, 1-5).
   
Таким образом, в историософии христианская метафизика определяет духовно-нравственную антропологию, от которой, в свою очередь зависит истинное качество и подлинная плодотворность социально-политического уровня. Прагматики - архитекторы и прорабы как социалистического, так и капиталистического «Вавилона», уповающие на «резвящуюся» науку или рыночную экономику, частную или государственную собственность, информационную или биологическую революцию, шведскую или американскую модель общественного устройства, склонны утопически игнорировать решающую роль духовного измерения жизни.

И в данном отношении подлинно реалистическое значение нашей доктрины может быть подчеркнуто словами Гоголя, писавшего о «высшей битве» в современной цивилизации – не за временную свободу, права и привилегии, а за человеческую душу, отсутствие света в которой не заменят никакие конституции и которой для ее исцеления необходимо вернуть забытые и отвергнутые христьянские святыни!
   
Чтобы открыть сокровенные «тайны», как бы «невидимые» на поверхности текущего существования, но непреложные законы и основополагающие смыслы бытия и истории, необходимо пристальнее всматриваться в злободневные проблемы, оценивая их не сточки зрения абсолютизированных модных идей или «прогрессивных» изменений, а как очередную историософическую модификацию неизменных корневых начал жизни, недоступных рационалистической «резвости» мысли.
   
Христианское мiровоззрение изначально окрашено «вопросами»: вследствие чего происходят взлеты и падения человеческого духа, ужасающая загадка смерти, какое-то таинственное осязание безконечности, какое-то смутное чаяние безпредельности, самое главное и раковое противостояние двух основополагающих метафизических принципов антропологического своеволия и богопослушания. Однако выявление соотношения и взаимодействия между вечным и временным, метафизическим и физическим представляет весьма непростую задачу, осложняющуюся осознанным или неосознанным наложением на изучаемую проблематику собственных мiровоззренческих особенностей исследователя.

Разделение метафизики и политики и главенство второй над первой существенно нарушают, как уже говорилось выше, истинный иерархический и смысловой строй ищущей ответов на вечные вопросы мысли. Например, понимание божественного происхождения Монархической Власти или антихристианской сущности «всякой» революции как восстание человеческого «я» против Высшей Божией Воли является первичной неоспоримой истиной, необходимой для адекватной интерпретации тех или иных вполне конкретных проблем внутренней или внешней политики.
   
Здесь будет уместно привести принципиальное возражение Ф. И. Тютчева Шеллингу: «Вы пытаетесь совершить невозможное дело. Философия, которая отвергает сверхъестественное и стремится доказать все при помощи разума, неизбежно придет к материализму, а затем погрязнет в атеизме. Единственная философия, совместимая с христианством, целиком содержится в Катехизисе.

Необходимо верить в то, во что верил святой Павел, а после него Паскаль, склонять колена перед Безумием креста или же все отрицать. Сверхъестественное лежит в глубине всего наиболее естественного в человеке, у него свои корни в человеческом сознании, которые гораздо сильнее того, что называют разумом, этим жалким разумом, признающим лишь то, что ему понятно, то есть ничего».
   
В приведенном высказывании затронуты глубинные основы православного мiровоззрения необходимого для понимания темы соотношения, иерархии и взаимодействия христианства и философии, божественного и человеческого, сверхъестественного и естественного начал в природе и истории, внутреннего потенциала и эволюции различных философских систем от идеализма к материализму и атеизму, границы определенной безпомощности и возможной нигилистической роли разума. Резко в альтернативной форме, так сказать, по-достоевски (или – или) мы должны поставить самый главный жизненный вопрос: или Апостольская вера в безумие

Креста – или всеобщее отрицание, или примат божественного и сверхъестественного – или нигилистическое торжество человеческого и природного. Третьего как говорится, не дано! Речь в данном случае идет о жестокой противоположности, внутренней антагонистичности как бы двух сценариев развития жизни и мысли, человека и человечества теоцентричного и антропоцентрического понимания бытия и истории. Мы глубоко убеждены, как показано выше, что между самовластием человеческой воли и законом Христа невозможна никакая сделка. Это убеждение проистекает из жизненного опыта, изучения протекших веков, современных событий и грядущих перспектив, исследования непримиримых сил в душе эмансипированного человека, что составляет триединый фундамент онтологии, антропологии и историософии в правильных политико-государственных и идеологических построениях.

Человеческая природа вне Церкви, преданная на добычу внешней действительности, может быть только одним: «судорогою бешенства», которой раковой исход только разрушение. Это последнее слово Иуды, который, предавши Христа, основательно рассудил, что ему остается лишь одно: удавиться. Вот кризис, через который общество должно пройти, прежде чем доберется до кризиса возрождения. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов и, начав возводить Вавилонскую башню без всякой религии, человек кончит антропофагией.

Без Веры в Бога невозможно нормальное развитие, гармоничный ум и подлинная жизнеспособность личности, общества, государства, ибо именно в ней непротиворечиво сходятся все концы и начала, удовлетворяется глубинная, более или менее осознанная потребность человека в обретении не теряемого со смертью смысла жизни и утверждается высшая нравственная форма бытия. В свете вечности, безусловных ценностей и непоколебимой разумности естественно укрепляются духовные основы и обретается человеческое в человеке, который тогда не довольствуется собственной греховной природой и стремится к ее преображению.
   
Забывая Бога отрываясь от своих мистических корней, человек утрачивает высшую нравственную норму бытия, истинную свободу теряет способность постоянного различия добра и зла и становится «бешенным», ибо безысходно блуждает в поисках иллюзорного безсмертия и подлинно разумного оправдания жизни. Если нет Бога и высшего смысла, то их место занимают  смерть и нигилизм, а личность придает саму себя, лишается безконечного содержания, опустошается в безуспешном Вавилонском строительстве в обманчивой погоней за «счастьем», что лишь умножает семена бытийной досады и усиливает гедонические усилия урвать все от кратковременной жизни.
   
Пока темная основа нашей природы, злая в своем исключительном эгоизме и безумная в своем стремлении осуществить этот эгоизм, все отнести к себе и все определить собою, - пока эта темная основа у нас на лицо – не обращена – и этот первородный грех не сокрушен, до тех пор невозможно для нее никакое настоящее Дело и вопрос что делать? не имеет разумного смысла! Представьте себе толпу людей, слепых, глухих, увеченных, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается вопрос: что делать? Единственный разумный здесь ответ: ищите исцеления, пока вы не исцелитесь, для вас нет спасения… Истинное Дело возможно, только если и в человеке и в природе есть положительные начала добра и света; но без Бога ни человек, ни природа таких сил не имеют (В. Соловьев).
   
Без Бога и без следования Высшей Воле темная и непреображенная основа человеческой природы никуда не исчезает, а лишь принаряжается и маскируется, рано или поздно дает о себе знать в «гуманистических», «прагматических», «научных» и иных лукавых ответах на любые вопросы «что делать?».
   
Изучая духовно-психологический мiр людей, можно усмотреть, что корень нашего мышления находится не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца. Одним из примеров этой невидимой зависимости ума от сердца, пропагандируемых утопических идей от реального духовного состояния личности служит сочувствие демократическим (коммунистическим, либеральным, социалестическим и пр.) доктринам серьезных и даже нравственных ученых, хотя безнравственность и несостоятельность «новых» устремлений очевидна на рациональном уровне. По нашим наблюдениям мiр все более погружается в безпочвенные иллюзии, в заблуждения разума, порожденные лукавством сердец. А лукавые и фарисейские сердца направляют волю к таким «научным» построениям и практическим действиям, при которых умаляется все священно-духовное, а возвышается все материально-утилитарное.

(Роль либеральных утопистов будет окончательно сыграна, когда наше правление будет признано. До тех пор они нам сослужат хорошую службу! Потому мы еще будем направлять умы на всякое измышление новых фантастических теорий, якобы прогрессивных: ведь мы с полным успехом вскружили прогрессом безмозглые их головы и нет среди гоев ума, который бы увидел, что под этим кроется - отвлечение от Истины во всех случаях, где дело не касается материальных изобретений, ибо Истина – одна, в Ней нет места прогрессу! Прогресс, как ложная идея, служит затемнению Истины, чтобы ее никто не знал, кроме нас - Божиих избранников, хранителей ее! Протоколы сионских мудрецов).

При этом люди словно не замечают, как из их жизни вытесняются высшие положительные свойства (благородство, благодарность, совесть, любовь, честь, достоинство, верность) и усиливаются низшие отрицательные (гордость, сребролюбие, тщеславие, жадность, зависть, мстительность, злоба). В результате сердце и воля человека оказываются в замкнутом «порочном круге» все более несовершенных, капризных, корыстных желаний власти, наслаждения, обладания и т. п., у которых рациональный ум и здравый смысл всегда оказываются, так сказать, в дураках.
   
Подобные важнейшие «невидимые» проблемы зависимости хода жизни от конкретного содержания и реального состояния изначальных свойств человеческой природы, от всегдашнего хода страстей, от порядка (или бес-порядка) в душе, от действия (или бездействия) нравственной «пружины» нередко уходят из поля зрения при рассмотрении философско-идеологических вопросов, что препятствует их планомерной и адекватной оценке. Именно подспудные закономерности истории, недоступные рассудочному взгляду и позитивистскому осмыслению являются все более очевидными для христьянского мiровосприятия и приводят нас к отмеченному выше выводу, что человеческая природа вне Церкви несет в себе разрушительный потенциал «суррогат бешенства».
   
Мы обнаруживаем, что в настроении современного человека преобладающим аккордом является принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства, господствует гордыня ума, становясь первейшим «революционным чувством». И такое положение вещей имеет свою давнюю предысторию. Мы рассматриваем самовластие человеческого «я» в предельно широком и глубоком контексте – как богоотступничество и утверждение возрожденческого принципа «человек - есть мера всех вещей» (со всей ограниченностью не только его идеологических притязаний и рационалистических теорий, но и тайных страстей и прихотливых желаний).

Поклонение человеческому «я», - вообще представляется нам как обоготворение ограниченности человеческого разума, добровольным отречением от Высшей, недосягаемой уму, абсолютной Истины, от высших надземных стремлений, возведением человеческой личности на степень кумира, началом материалистическим, гибельным для судеб человеческих обществ, воспринявших это начало в жизнь и душу.
   
Из такого – в принципиальной основе и конечном итоге пагубного для человечества – эгоцентрического и материалистического кумиротворения можно вывести череду этапных духовных переворотов и революционных социально-политических «преобразований» в мiре. В либерально-демократической революции можно как в зеркале наблюдать отражение минувших и грядущих явлений.

Тем самым рассматривая революционные катаклизмы не обособленно, а как проявление фундаментальной тенденции бытия, в которой человек, подобно Адаму, противопоставляет себя Творцу и ставит себя на Его место, можно понять, что революция была враждебна не только королям и установившемуся образу правления, - тогда, как и теперь, она покушается на Самого Бога, а без Бога общество человеческое существовать не может.

Революция не только проявляется в определенных исторических событиях, но – прежде всего – заключается в принципе, однотипным следствием которого они (при всем многообразии воплощаемых в них социалистических, демократических, республиканских и т.п. идей) представляются. Корень революции – удаление человека от Бога; ее главный результат – эмансипированная идеология, бес-плодно поглощающая в своем непослушании Божественной Воли и антропоцентрической гордыне гармонизировать человеческие отношения в ограниченных рамках того или иного антихристианского рационализма.
   
Таким образом, революция – это не только и не столько волнения, восстания, баррикады, смены правительств или новые конституции, а когда теоцентризм уступает место антропоцентризму, утверждающему человека мерой всей, целиком от его планов и деятельности зависимой действительности, а абсолютная Истина, высшие надземные стремления, религиозные догматы замещаются прагматическими ценностями. Этот антропологический поворот, определивший в эпоху Возрождения кардинальный сдвиг общественного сознания и проложивший основное русло для новой и новейшей истории, и должен стоять в центре внимания.

Разорвавший с Церковью гуманизм, породил Реформацию, атеизм, революцию и всю современную мысль западной цивилизации. Мысль эта такова: человек в конечном итоге, зависит только от себя самого как в управлении своим разумом, так в управлении своей волей. Всякая власть исходит от человека; все провозглашающее себя выше человека – либо иллюзия, либо обман. Словом, это апофеоз человеческого «я» в самом буквальном смысле слова.
   
Мы считаем всевозможные иллюзии (принимаемые их носителями за истинный реализм)  своеволия, самовластия, апофеоза человеческого «я» в истории без Бога (в тираниях, диктатурах, демократиях, конституционных затеях, правах человека и т.д.) – как заблуждения, укорененные в первородной испорченности человека. Убеждены, что в душе есть силы, которые не от нее самой исходят и без которых невозможно преодоление раздирающих ее антиномий двойного бытия, просветление темного корня человеческого существования и преображение истории с Богом.
   
Уверенны, что истинная жизнеспособность подлинной христианской Державы заключается именно в чистоте и последовательности ее христианства, а не в сугубой державности и материальной силе! Иисус Христос сказал: «Царство Мое не от мiра сего». В этих словах, обращенных к Понтию Пилату, выражено всецело разделяемое нами и противоположное всяким гуманизирующим и адаптирующим (пуританским) представлениям понимание христианства, которое уточнено в Нагорной проповеди и предполагает собирание сокровищ на небе, а не на земле. С этой точки зрения перенесение внимания с «сокровищ на небе» на «сокровища на земле» склоняет историю на путь гибельного антропоцентризма с его разнообразными иллюзиями и злоупотреблениями. Богоотступничество, самоначалие и самочиние сами в себе несут наказание, рано или поздно, всем ходом истории и внутренней логикой событий свершается заслуженная кара за тяжкий грех, тысячелетний грех…
   
В следствии этого, именно самовластие человеческого «я» изнутри подорвало само христианское начало в католицизме, который разорвал с Православным преданием Вселенской Церкви и поглотил ее в римском «я», отождествившим собственные интересы с задачами самого христианства и установившим Царство Христово как царство мiра сего.
   
Искажение христианского принципа в «римском устройстве», отрицание «Божественного» в Церкви во имя слишком человеческого в жизни и послужило связующим звеном между католицизмом и протестантизмом. Выступая против захватов, конфискаций, злоупотреблений и извращений христианства в католицизме, протестантизм вместе с водой выплескивал и ребенка, отказывался от обретений живого церковного опыта, исторического предания, соборного разума, большинства таинств и т. п. и опирался на еще более зыбкую почву отдельного человеческого «я» (каждый становился для самого себя непогрешимым папой), произвольного разумения,  ограниченного индивидуального рассудка, что как бы «освящало» своеволие и эгоцентризм, создавало условие для произрастания антихристианского рационализма и революционных принципов.
   
В понимании историософии христианский элемент является краеугольным камнем, католицизм – протестантизм – революция образуют триединый фундамент современной цивилизации и способствуют «апофеозу» отделяющейся от Бога личности с ее вне – или антихристианскими (в логическом завершении) принципами. В длительном и ступенчатом отрицании сверхличного, божественного начала бытия мы видим суть европейской истории Нового времени.

О связи протестантизма и атеизма, католичества и революции (на основе духовного материализма, искажения христианства, устранения из него Христа и насильственного объединения человечества) размышлял Достоевский, написавший: «Все несчастие Европы, все, все, без всяких исключений, произошло оттого, что с Римской церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа обойдутся».
   
Противопоставляя европейским «ступеням» православно-словянские основы Русской цивилизации мы ищем спасительный выход из овладевшей Россией западной духовно-исторической традиции, в неповрежденных основах восточного христианства. По нашему мнению, качество христианской жизни является критерием восходящего или нисходящего своеобразия исторической стадии, которую переживает человечество. Чтобы уяснить возможный исход борьбы между силами добра и зла, нам следует определить какой час дня мы переживаем в христианстве.

Но, если еще не наступила ночь, то мы узреем прекрасные и великие вещи. Между тем в самой атмосфере общественного развития при господстве капиталистического и социалистического панэкономизма в идеологии и грубых материальных интересов в политике мы обнаруживаем нечто ужасающе новое, призвание к низости, воздвигнутое против Спасителя мнимыми христианскими обществами.
   
Мы считаем безосновательным мнение, будто лишенная всякого сверхъестественного освещения нравственность достаточна для человеческого общества. Подлинное христианство никогда не теряет вменяемости по отношению к радикальным последствиям первородного греха и их отрицательным проявлениям в истории, заботится о преображении темной основы человеческой природы и предупреждений смешения ее несовершенных качеств с высокими духовными целями и задачами. Божественная монархия предполагает неукоснительное следование Высшей Воле, соотнесение всякой государственной деятельности с религиозно-этическим началом, духовную наполненность «учреждений», что гораздо важнее для скрепляющего единства и истинного процветания державы, нежели внешняя сила и материальное могущество.

Именно люди, обладающие не только обширными познаниями и отменными профессиональными качествами, но и главное – не отклоняющиеся от христианских принципов идеального Самодержавия, и составляют основное богатство страны. Царь же, как помазанник Божий и надсосоловная сила, (в недалеком будущем) должен руководствоваться не интересами политических партий и конкурирующих формирований, а исходить из любви к добру и правде, опираться на Закон Божий, что его реально объединит со всем православным народом.
   
Без  органической связи человека с Богом историческое движение естественно деградирует из-за гибельной ослабленности христианского фундамента в человеке и обществе. Самовластные игры интересов отдельных государств и личностей, соперничающих идеологий и борющихся партийных группировок, господства материально-эгоистических начал над духовно-нравственными,  - именно в таком господстве мы видим принципиальную причину непрочности и недолговечности древних языческих цивилизаций, изнутри своей мощи и кажущейся нерушимости не подозревающих о подспудном гниении и грядущем распаде.

Подобную же участь мы предрекаем в настоящем и будущем, и «вавилонскому» столпу «немецкого единства» и «французскому бес-чинству» республиканского хитрого строя. Мы видим безысходную драму и внутреннюю тупиковость современной истории в том, что духовная борьба в ней разворачивается уже не между добром и злом, а между различными модификациями зла, между «развращенным христианством» и антихристианским рационализмом.
   
Понимание о крайних, и в перспективе возможных последствиях самых разных (до внешней противоположности) проявлений обоготворения человека человеком является уделом лишь немного числа мыслящих людей. Рационалистическое же большинство предпочитает верить в материальную мощь спаянного железом и кровью единства, а не в «утопическую» силу христианской  любви.
   
Вариант «французского бес-чинства», является еще одним ответвлением все того же корня человеческого самообоготворения, также чреват плачевным итогом. В свете высшей Божественной легитимности дехристианизированные республиканские принципы представляются фиктивными, скрывающими разрушительное и количественное увеличенное «самовластие человеческого я».

Этот либеральный строй, является как бы возращенный развратом в степень первобытности. Это почти уже состояние натуральности, как в публичных банях России. И когда подумаешь, что у всего этого нравственного и умственного растления, у всей этой грубо-циничной лжи состоит в распоряжении такая грозная материальная сила, есть, отчего содрогнуться за бездушность мiра! 
   
Россия в XIX веке оставалась практически единственной страной, которая пыталась жить «с Богом», сохранять божественную легитимность верховной власти в самодержавии и духовные традиции византийского христианства, старалась не растерять свою идентичность как восточной Державы, операющейся на религиозно-нравственный фундамент Православия. По нашему мнению, государственное будущее и мiровое призвание России зависят именно от действительного возрождения, сохранения и полноты осознания православной основы ее исторического бытия, над которой иерархически соразмерно надстроятся политические, юридические и иные легитимности.

По Божественному Промыслу, Восточная Церковь, должна воссоединиться с особенностями государственного строя, и внутренней жизнью возрождающегося Русского общества, что станет выражением духа нации, синонимом Святой Руси, священным именем Империи, нашим прошедшим, настоящим и будущим. Обладая главным – нравственным могуществом, при таком положении вещей, России должна служить и подчиняться материальная сила и физическая мощь.
   
Возрожденная Царская власть будет той основной инстанцией, в которой историческое бытие встретится с Божественной Волей. Именно как таковая монархическая форма правления отвергается всякой революцией, которая в своем противобожественном самозванстве и радикальном самочинстве отторгла в прошлом вместе со злоупотреблениями и достоинства актуального строя. Не учитывая возможные отрицательные последствия чаемых новшеств: либерально-демократическая революция носит главным образом антихристианский характер.
   
Мы должны резко поставить вопрос о судьбах России и Запада в контексте мiровых тенденций и борений: уже с давних пор в Европе существуют только две действующие силы, две истинные державы: революция (в разных проявлениях) и Россия. Они теперь сошлись лицом к лицу в непримиримой  схватке. Между той и другой не может быть ни договоров, ни сделок. Что для одной жизнь – для другой смерть! От исхода борьбы, завязавшейся между ними, величайшей борьбы, когда – либо виденной мiром, зависит вся политическая и религиозная будущность человечества.

Только Россия в качестве православной Державы способна нести мiру Святую Идею Христианства и тем самым предохранять его от языческого распада в либерально-демократической антихристианской революции. Знаменательно, что представление о России и революции как о двух главных противоборствующих силах было свойственно и классикам марксизма. Так Ф. Энгельс подчеркивал: «… на Европейском континенте существуют физически только две силы: с одной стороны (Самодержавная) Россия…, с другой – революция и демократия». По его твердому убеждению ни одна революция не только в Европе но и во всем мiре не может одержать победы, пока существует «Удерживающее» Русское Государство – по настоящему ее единственный страшный враг.
   
Привитие революционного принципа словянским народам имеет для современного мiра неисчислимые негативные последствия. Крестовый поход против России… всегда был заветной мечтой  революции. В сущности, для России опять начинается 1812 год; может быть, общее нападение на нее не менее страшно теперь, чем в первый раз… И нашу слабость в этом положении составляет непостижимое самодовольство официальной либерально-номенклатурной России, до такой степени утратившей смысл и чувство своей исторической традиции, что она не только не видит в Западе своего естественного и необходимого противника, но старается только служить ему подкладкой (Ф.Тютчев).
   
Наша задача – подчеркнуть на историософском уровне превосходство Божественного над человеческим, Христианского над языческим, Монархического над «демократическим». Согласно историческому многовековому опыту ататизм вне первенствующей и господствующей роли христианства, подчинение религии политике, а духа телу как раз и разрушительны, несут в себе свое наказание. Жизнеспособность Монархической идеи, как высшей органической формы государственного правления основывается именно на воплощаемой чистоте и сохраняемой высоте ее религиозного-этических принципов, без чего вещественная сила власти обезсоливается и обезсиливается, подпадая под все нигилистические следствия антропоцентричного своеволия.

Как духовенство без Духа есть именно та обуявшая соль, которою солить нельзя и не следует, так и власть без сверхъестественной божественной основы, без глубокого нравственного сознания и примера теряет силу своего воздействия. Мы говорим не о нравственности ее представителей, более или менее подначальных, и не о нравственности ее внешних органов, составляющих ее руки и ноги. Мы говорим о самой Власти во всей совокупности ее убеждений, ее нравственного и религиозного credo, одним словом – во всей сокровенности ее совести.

Одну из важных причин течи севшем на мель государственном корабле мы видим как раз в «ослаблении» его сверхъестественной связи, в искажении надлежащей иерархии и субординации между религией и политикой, в прошлом и настоящем правительственном материализме, который в его рассмотрении не только не являлся альтернативой революционному и либеральному материализму, но оказывался его ярым и одержимым пособником.

Если власть за недостатком принципов и нравственных убеждений переходит к мерам материального угнетения, она тем самым превращается в самого ужасного пособника отрицания и революционного ниспровержения, но она начинает это осознавать только тогда, когда зло уже не поправимо.
   
Для предотвращения подобного развития событий в настоящем мы считаем необходимым: 
1. устранить самовластие человеческого «я», как властный произвол и чрезмерную опеку чиновничества,
2. преодолеть «тупоумие во имя либерализма»,
3. открыть широкие возможности для творческого почина и личной самодеятельности народа в рамках его органической связи с истинными традициями и понятиями Божественной Монархии.
   
К сожалению мы наблюдаем разрыв этой связи и полное обезбоживание власти: только намеренно закрывая глаза на очевидность, что власть в России не признает и не допускает иного права, кроме своего, это право – исходит не от Бога, а от материальной силы самой власти и эта сила узаконена в ее глазах уверенностью в превосходстве своей весьма спорной просвещенности. Одним словом, власть в России безбожна и богоборна.
   
Нам глубоко противен принцип чисто языческой и самодовлеющей демократической псевдо-державности, которая отвергает глубинно-смысловую связь верховной власти с Богом и становится безразличной к духовно-нравственному состоянию своего народа. Мы ратуем за возрождение идеальных начал Православного Русского Самосознания (в том числе в отношение Богоустановленности Монархии) в теперешнем уклонившимся от понимания этого расцерковленном, облукавленном обществе; ненавидим «правительство» ведущего безсознательно-слепую, безнадежно тупую, чудовищно подлую антихристианскую и антирусскую «политику».

Гнушаемся германофильствующей «креатуры», которая, принимая поверхностные решения (пользуется услугами недостойных чиновников), не учитывает в должной мере подлинные национальные интересы России, заводит страну в «тупиковую» ситуацию.
   
Мы придаем большое значение вменяемости или невменяемости людей по отношению к обозначенным принципам и принципиально различным сценариям «с Богом» и «без Бога», в понимание того, как под благообразной личиной внешней законности скрывается подлое предпочтение низких выгод и что обнаруживают оборотные стороны «прогрессивных» демократических перемен.

Наше мнение совпадает с выводами московского митрополита Филарета, который отмечал усиленное стремление к невнятным реформам при утрате духовного измерения жизни, когда люди становятся невосприимчивыми к добру и красоте, правде и справедливости и, в отсутствии опоры на высшие религиозные принципы Откровения и Истины, ищут свободы не на путях подлинного совершенствования, правильного возрастания, достоинства и чести, а на путях интриг и революции (все равно какой социальной, коммунистической, демократической, либеральной…). Согласно этой логике, «без Бога» история закономерно движется «вперед» - вниз, провоцируя атрофию абсолютных ценностей, утрату критериев различения добра и зла, возобладание низших свойств человеческой натуры над высшими.
   
Непонимание огромной роли в истории недоучитываемых нравственных факторов, реального содержания духовно-нравственной жизни конкретных людей и невидимых законов восходящего и нисходящего движения общества мы относим к числу величайших бед нашего века. Мы отмечаем в политике, идеологии, науке, жизни в целом отрицательное воздействие агрессивного либерального рационализма противостоящего уму (подлинной мудрости) - позволяющему понимать и оценивать текущие события и явления не в «позитивной» сокращенности, а в противоречивой сложности, многомерной полноте исторических связей и возможных судеб.

Не обремененные познаниями «простые» люди различают добро и зло в новых идеях, учреждениях, установлениях – здоровым инстинктом, искусные мудрецы с помощью умной и полной рефлексии (мудрец отличается от глупца тем, что он мыслит до конца). Но и те и другие (отчасти из-за подобных качеств) не участвуют в активной общественной жизни. А вот «полуискусные» (отсюда тянется типологическая нить к полупросвещению у Пушкина, к полунауке у Достоевского, к образаванщине у Солженицына и т.п.), которые вышли из естественного неведения «простых», но не достигли понимания искусных, составляют самый деятельный слой общества и пытаются изменить и регулировать его законы на основе ограниченного разума и непросветленной, безбожной натуры, преобразовывают в смутах и волнениях внешний мiр, но, не достигая духовного и нравственного преображения.
   
Мы хотим подчеркнуть безосновность, безпочвенность и короткость  мышления «полуискусных» (при их неутихающей активности и вездесущности), в неосознание ими того, что политические формы и юридические законы сами по себе мертвы, не заключают положительного критерия, а приобретают значительность при их религиозно-культовом и духовно-нравственном содержании. Например, при всяких реформах власти необходимо учитывать (и «искусные» это учитывают), что возможен в действительности более деспотический произвол, ибо он будет облечен во внешние формы законности, заменит отвратительный, но простодушный произвол произволом более растлевающим. Именно таковым является наше мнимое «право», которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол.

Скрыты от «полуискусных» не только результаты разницы между «простодушным» и «растлевающим», но и другие невидимые причинно-следственные связи. Мы попытаемся сформулировать целый ряд «роковых» и парадоксальных закономерностей, обнаруживаемых с христьянской точки зрения, с помощью целенаправленного внимания к тому, что происходит на первичном духовном уровне, в нравственной сфере, в психологии человека при доминировании той или иной «политики» или «идеологии». Так, великие кризисы и кары наступают не тогда, когда беззаконие доведено до предела, а при первой и робкой попытке исправления и возвращения к добру. Тогда Людовики XVI расплачиваются за Людовиков XIV и XV (Павел I, Александр II, Александр III, и Николай II расплачиваются за Петра I, Екатерину I и Екатерину II).
   
Согласно нашим наблюдениям многие государственные деятели ошибочно рассчитывают на материальные способы единства там, где недостает духовного единства, что рано или поздно приводит к противоположным результатам, к политическим и военным конфликтам. Доказательством, может служить то, что происходило в нашем многострадальном отечестве в прошлом и настоящем. По мере того как расстояния сокращаются, умы все более расходятся. И раз люди охвачены этим непримиримым духом раздора и борьбы  – уничтожение пространства и границ никоим образом не является услугой делу общего мира, ибо ставит их лицом к лицу друг с другом. Это все равно, что чесать раздраженное место для того, чтобы успокоить раздражение…
   
Еще одно проявление безпомощности неодухотворенного и чисто внешнего могущества мы видим в том, что сугубо материальное подавление властью (при отсутствии оживотворяющего духа и искренних убеждений) диссидентов и оппозиционеров способно лишь лишить ложные учения «специфического содержания» и придать им несвойственное значение и популярность, вес, силу и достоинство «угнетенной мысли».

По нашему мнению «полуискусные» не могут чувствовать, осязать и понимать глубокие, глубоко скрытые в исторической почве корни, всех их плохо и очень плохо учили истории, потому нет ни одного вопроса, который они постигали бы в его историческом значении, с его исторически-непреложным характером. Отсюда мы делаем печальный вывод о том, что Россия может погибнуть от безсознательности, подобно человеку, который утратил чувство самосознания и держится на чужой привязи.
   
Мы полагаем, что «безсознательность» и «полуискусность», как благонамеренных правительственных чиновников, так и ратующих за прогресс оппозиционеров заключается в их невосприимчивости оборотных сторон тех или иных явлений – нравственного безсилия, казенного патриотизма или благоприятной для тупых карьеристов животворной теплоты номенклатурного начала, безобразий так называемого общественного мнения или беснующейся пошлости молодого поколения. И процессы, идущие при господстве «полуискусных» в политике и идеологии, приводят к тому, что на свет Божий выводятся выродки человеческой мысли, которыми все более и более наполняется Земля Русская, как каким-то ядовитым газом.

Почему эти жалкие посредственности, самые худшие, самые отсталые из всего класса ученики, эти люди, стоящие настолько ниже нашего собственного, кстати, очень невысокого уровня, эти выродки находятся и удерживаются во главе страны, а обстоятельства таковы, что нет у нас достаточно сил, чтобы их прогнать? Среди самых различных обстоятельств нас особенно поражает одно обстоятельство, что паразитические элементы органически присущи Святой Руси: это нечто такое в организме (солитеры), что существует за его счет, но при этом живет своей собственной жизнью, логической, последовательной и, так сказать, нормальной в своем пагубно разрушительном действии.

Мы считаем, что это происходит не только вследствие недоразумения, невежества, глупости, неправильного понимания или служения. Корень этого явления глубже, и еще не известно до куда он доходит. Одна из наших главных задач и заключается в том, чтобы обнаружить истинную почву и корень этого явления и преодолеть безсознательность по отношению к нему.
   
Безпочвенному короткому и внешнему «знанию» и действию «полуискусных», мы должны противопоставить не только мудрость искусных, но и инстинкт простых (инстинкт народных масс выше умозрений образованных людей). В нашем представлении  грядущая умудренная Царская власть должна по возможности изолироваться от паразитических элементов и обходится без посредничества «полуискусных» бюрократов и министров, преодолеть свою безнародность, и отказаться от медиатизации русской народности (т. е. низведения ее на уровень объекта приложения сил и идей), ибо чем народнее Самодержавие, тем самодержавнее народ!

По нашему мнению таков закон нашего Домостроительства – без реального и полноправного представительства народа всякое нынешнее представительство» есть ложь, колоссальный пуф, инструмент для удовлетворения партийно-сектанско-корыстных интересов, потому мы считаем «наши конституционные затеи», скороспело перенесенные на русскую почву европейских «демократических» институтов и парламентских учреждений не только не соответствующими историческому опыту России, но и заключающими в себе скрытую ложь, невидимое препятствие для подлинно свободного и творческого самобытного развития.

Как убедить русский народ, что он согласившись дать себя опутать – этою ухищренною  демократическою паутиною (предав в прошлом своего единственного законного представителя -  Царя), обрек себя на умышленную смертоносную неподвижность, и при каждом живом действии ощущает на себе путы этой ухищренности и ядовитые укусы многочисленных пауков, трусливо боится «невольно» или «нечаянно» порвать их. Ведь жизненно необходимая связь между правительством и народом должна органически вырастать на почве традиционных устоев – земству и сословному корпоративизму всецело принадлежит в будущем право народного представительства, дал бы только Господь им время и возможность сложится, и укоренится!
   
Мы убеждены, что для более живого сознания своего «я» и своего «права» Россия должна ясно видеть разлагающую роль так называемой элиты, т.е. не народа, а подделки под него. Мы утверждаем, что из целого ряда мiровых революций (коммунистических, либерально-демократических и пр.) победителями всегда выходило меньшинство «прогрессивного общества», которое порвало с исторической жизнью народа и отрешилось от всех положительных верований…

Безымянный этот люд во всех странах одинаков. Это личности, которым свойственен индивидуализм и отрицание всего святого. Другими словами, речь идет о все тех же «полуискусных», которые исподволь набрав силу в России заняли активную позицию в разных сферах общественной и государственной жизни и существенно влияют на «прогрессивные» изменения, не постигают историю в ее истинном размахе и не замечают ее нисходящего движения (кары).

Тот род европейской цивилизации, который они привили нашей несчастной стране, роковым образом привел к двум последствиям: извращению инстинктов и притуплению или уничтожению рассудка. Повторяем, это относится лишь к накипи «русского» общества, которая мнит себя цивилизацией, - ибо народная жизнь, жизнь историческая еще не проснулась в массах населения. Она ожидает своего часа, и когда этот час пройдет (а он обязательно пробьет!), она откликнется на наш призыв и проявит себя вопреки всему и всем! Пока нам ясно, что мы еще на пороге разочарований и уничижений всякого рода…
   
Мы не надеемся, что это новое правящее сословие «полуискусных» - так называемая интеллигенция и номенклатура, что эта пресловутая интеллигенция понимает и оценивает начинающийся всемiрный кризис. Эти образованные, но лишенные корней, традиций, полномасштабного разума и истинной иерархии ценностей пролетарии «умственного труда» только тем и занимаются, что развращают народный инстинкт, и отнимают у русского человека самые заветные верования.

Но мы убеждены, что Божественная Мудрость и народный инстинкт должны соединиться, минуя средостение антропоцентрических проектов и рационалистического «интеллигентского» полузнания, амбициозных притязаний и не до конца осознанных действий. Следовало бы всему как обществу, так и правительству, постоянно говорить о том, что судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинуть с места, и лишь только приливающая волна народной жизни  в состоянии поднять его и пустить в ход, но происходит обратное…

Ведь «Сельское хозяйство, в наименьшей степени поддается рациональному руководству, и этим оно глубоко отличается от концентрированной, объединенной в руках государства (номенклатуры) промышленности и торговли. Отсюда ясно, что жизненный план восстановления промышленности и торговли предполагает тесную связь его и согласованность с планом развития более стихийной области народного хозяйства, а именно сельского хозяйства. В противном случае план возрождения промышленности и торговли окажется построенным на песке!» (Н. Д. Кондратьев).
   
Вследствие сказанного именно в рамках грядущей подлинной самодержавной монархии, через связывание человека с Богом ее традиции и понятия откроют широкие возможности для творческого почина и личной самодеятельности народа. Самодержавие признавалось нашими предками именно той национальной формой правления вне которой Россия не может измыслить никакой другой, не сойдя с национальной исторической формы, без окончательного, гибельного разрыва общества с народам, как происходит сейчас.

В нашем понимании единство веры, государства и народа предполагает в идеале развитие всех сторон социальной, экономической и политической жизни, при которой разные слои общества не утрачивают ее духовного измерения, добровольно умиряя эгоистические страсти и корыстные интересы в свете совестного правосознания и свободного устремления к общему благу, органически сохраняя живые формулы человеческого достоинства: «быть, а не казаться», «служить, а не прислуживаться», «честь, а не почести», «в правоте моя победа».

Мы, полагаем, что через свободное  и добровольное движение вперед, осознанную солидарность (соборность) и активность граждан, сочетание элементов внешнего прогресса с лучшими традициями и человеческими качествами (оцерковлением) вновь заслужат Богоустановленную Монархию - как высшую форму государственного правления.
   
Нынешний демократический строй таит в себе опасности властного произвола, чрезмерной опеки номенклатуры над народом, окончательного погашения личной самостоятельности и творческого почина, необходимых для преодоления вечно подстерегающего застоя и расцвета плодотворной деятельности. Подобные опасности, разрушившие в прошлом духовно-нравственный фундамент православной Самодержавной России, сегодня вызывают самое пристальное внимание.

Главное тут в слове служить, но кому служить? Клика находящаяся сейчас у власти, проявляет деятельность положительно антирусскую. Если она продержится то в очередной раз приведет наше отечество к катастрофе, являясь по определению непорядочной и антинациональной. Правительственный кретинизм неспособен различать «наше я от нашего не-я», политика личного тщеславия и обоготворения, подчиняет себе национальные интересы страны, жалкое воспитание «полуискусных», увлекающихся ложным направлением подражанию Западу, и именно что это отклонение в столь отдаленном прошлом и теперь так глубоко, то мы полагаем, что возвращение на верный путь будет сопряжено с долгими и весьма жестокими испытаниями…
   
Неисполнение «невидимых» законов приводит к самонаказанию порока и плачевным результатам «профессиональной» политической деятельности. Разложение повсюду, мы движемся к пропасти не от излишней пылкости, а просто понерадению (обмiрщению). В правительственных кругах безсознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию. Внешне нелепые, а, по сути закономерные действия безсовестной, тщеславной и самодовольной «клики», ведущие необъявленную войну против русского народа - взывают к небесам об отмщении…
   
В реальной окружающей нас действительности духовно-нравственные законы бытия воспринимаются правящими кругами как эфемерная метафизика, а ставка делается на прагматизм, демонстрацию силы и доходящие до абсурда запреты «полуискусных самодержавных»  чиновников. Лишь опираясь на духовную правду и нравственную высоту, власть может свободно и победоносно бороться со своими конкурентами. В противном случае, несмотря на внешнюю мощь, духовная ослабленность власти оборачивается усилением материальных аппетитов, эгоистических инстинктов и интеллектуальной пустоты в ее рядах, что приводит ее к внутреннему подгниванию и постепенному изнеможению.

В таких условиях возникает своеобразная путаница, когда не обезпеченные нравственным авторитетом стеснения и механические запреты создают эффект запретного плода, в результате чего низменные по своей эгоцентрической и материалистической сути идеи получают не свойственные их природе значение - популярность.
   
Нас не могут не коробить особенности официальной, казенной номенклатурной точки зрения, из-за которой устраняются от активного участия в общественной жизни люди с благородными помыслами и одухотворяющим словом, в то время когда Россия как никогда нуждается в укреплении нравственных сил в особенности, дабы противостоять окружающим ее опасностям. Есть привычка «полуискусного» ума, под влиянием которой такая просветительская деятельность сама по себе уже является злом, и хоть бы она и служила властям, как это делается у нас – с рвением и убеждением, - но в глазах у этой власти всегда найдется лучшее, чем все услуги, какие она ей может оказать: - это чтобы такой деятельности не велось вообще!

Содрогаемся при мысли о жестоких испытаниях, как внешних, так и внутренних, через которые должна пройти бедная Россия, прежде чем покончить с такой прискорбной точкой зрения. В СМИ объявляется, что деятельность, которая защищает все основные начала русского общежития и домостроительства, те начала, главное отрицание которых ровняется - государственной измене! - есть экстремизм,  («Я абсолютно убежден в том, что никаким великодержавным шовинистам, никаким националистам не растащить нас по их затхлым психушкам». В. В. Путин) национализм и возрождающийся русский фашизм.

В правительственных сферах, вопреки осязательной необходимости, с одержимостью упорствуют влияния, отчаянно отрицающие Россию (как самобытную цивилизацию) и для которых она вместе - и соблазн, и безумие. Страна превращена в свою собственную тень, в призрачную Россию… Жизнь теряет цельность, ее органическая сила убегает внутрь, в глубокий подземный слой народа, и вся поверхность земли населяется призраками и живет призрачной жизнью!
   
На фоне нелепой и безумной борьбы демократической власти, с без лести преданными России подданными, особенно удивляет ее парадоксальная зависимость от тирании пошлого либерализма (чем либеральней, тем пошлей!). Разум целой страны по какому-то недоразумению подчинен не произвольному контролю правительства, а безапелляционной диктатуре мнения чисто личного, которое не только в резком и систематическом противоречии со всеми чувствами и убеждениями страны (русских), но, сверх того, и в прямом противоречии с самим правительством по всем существенным вопросам дня.
   
Мощное, разумное, уверенное в себе Руситское Национальное Движение - вот кричащее требование страны и лозунг нашего современного положения! Политический кретинизм и шизофреническое раздвоение между должным и реальным приняли критические размеры и необратимый характер. Нельзя не предощущать близкого и неминуемого конца этой ужасной безсмыслицы, ужасной и шутовской вместе, этого заставляющего то смеяться, то скрежетать зубами противоречия между людьми и делом, между тем, что есть и что должно быть, - одним словом, невозможно не предощущать реакции, которая как метлой сметет, всю эту ветошь и все это безчестие!
   
Можно с известной уверенностью полагать, что книжный разум и долгое общение с неправдой сделали «полуискусную элиту» современного мiра необратимо невосприимчивой к нашим выводам последствия различных сценариев «с Богом» и «без Бога». Но именно ясные христианские критерии, пристальное внимание к первичным духовно-нравственным принципам, несоблюдение которых рано или поздно (порою и в следующих поколениях) влечет за собою соответствующее наказание и нисходящие процессы в истории, позволяют за внешними событиями прослеживать накопления бес-честия и бес-совестности, лжи и бес-сознательности, низких выгод и подлых замыслов, готовящих почву для страшных потрясений и неслыханного варварства. И поэтому не стоит постоянно удивляться разрушительным странностям и двойным стандартам отечественной и мiровой политики или тому, что «хотели как лучше, а получилось как всегда»…
   
На самом деле по большому счету - христианское историческое мышление и соответствующая ему методология, по своему утверждающая воплощение Бога в мiре, позволяет обнаружить подводные течения и соразмерно оценивать видимый ход ужасной реальной жизни, дает незыблемую точку опоры для воли и действия среди праха земных интересов и призрачной зыби явлений, чрезвычайно необходимо для осознания губительных закономерностей нашего времени.

По мотивам работы Бориса Тарасова «Христианство и политика в историософии Ф. И. Тютчева».

2003 г.