Печорская лестница

Виктор Свиридов
    Вообще-то наши северные маршруты были разные. Мы ходили по ре кам: Косью, Кочмес, Лемва, Сыня, Роговая, Шаръю, Уса…  Но почти все реки «почему-то» в конце-концов впадали в Печору. Вот и мы, «впав» вместе с рекой Усой в реку Печору, разбирали и упаковывали свои байдарки, т.к. времени как всегда не хватало, и мы из Усть-Усы шли по Печоре уже на местном кораблике.
В разные годы эти рейсовые кораблики был разными. Ещё до конца шестидесятых по северным рекам ходили довоенные тихоходные судёнышки. Но уже в семидесятых рейс от Усть-Усы до Печоры осуществлялся тримараном типа «Заря», оснащённым мощным водомётным двигателем. Однако даже «Заря» шла до Печоры несколько часов.
    Ближе к вечеру кораблик прибывал собственно в город Печору. Т.е. на пристань, от которой до вокзала ещё ехать и ехать! Но до этого ещё надо было преодолеть самую главную достопримечательность пристани: крутую и очень длинную Печорскую лестницу. Эта деревянная лестница была построена ещё до войны и долго служила нескольким поколениям добровольных и не очень добровольных строителей Коммунизма. Вот и мы многократно проходили путь по этой лестнице «ВВЕРХ – к вершинам Коммунизма»,    «ВНИЗ – к низинам Коммунизма». Так мы, шутя, называли это челночное движение,  ибо за один раз перетащить нашу поклажу было просто невозможно. На Печорской лестнице мы познавали трудность достижения вершины Коммунизма, мотаясь по лестнице туда-сюда, повторяя мудрую ленинскую фразу-напутствие: «Шаг вперёд – два назад».
    При этом очень торопились, ведь предстояло ещё «поймать», т.е. нанять грузовик, который отвёз бы нас на ж.д. станцию Печора. (Именно грузовик, ибо в легковушку мы бы не поместились).

    Однако, как бы мы не торопились, но на вершине Коммунизма хотелось хоть немного постоять, вкусить чуток достигнутого счастья. С высоты Печорской лестницы открывался изумительный вид на реку, на её необъятные просторы, на нетронутые тогда ещё берега. Всякий раз на финише этой лестницы нас встречал каменный человек, который, стоя на высоком постаменте, сочувственно взирал на нас и на раскинувшиеся северные просторы…
Но это вовсе не монумент основоположника Коммунизма (чего вполне можно было бы ожидать). Это памятник выдающемуся исследователю севера Владимиру Русанову, который отдал свою жизнь северу. (Кстати, Владимир Русанов  — безусловно, прототип Ивана Татаринова в романе Каверина «Два капитана»).

    И вот мы стоим на финише Печорской лестницы, ненадолго  достигнув своей вершины, усталые, но счастливые. Такими и остались на той фотографии.

Есть и кино-иллюстрация того кораблика, и той лестницы 1970 года: