Не время для пассионариев

Алкора
(Из «Записок Белой Вороны», 8-05)

    20 февраля 2000 года умер от инфаркта Анатолий Собчак. Хоронили его на Никольском кладбище в Лавре с высшими почестями. Из Москвы съехались наши демократы, восхваляющие его безукоризненную принципиальность и порядочность. Его супруга, Людмила Нарусова, не упустила случая лягнуть нашего губернатора, заявив, что не хочет видеть его на похоронах. Горе не сделало ее ни добрее, ни терпимее. Грешно говорить о мертвых плохо, но, как бы здорово ни выглядел Собчак в кинокадрах, любезно предоставленных для показа по телевизору  Нарусовой и Бэллой Курковой, я по-прежнему вижу в нем только красиво говорящего демагога, ничего доброго не сделавшего для нашего города.

    Не симпатичны мне большинство из демократов первой волны Перестройки, что так красиво и возвышенно сейчас выступают, но ни за что не берут на себя личной ответственности. Подобных им людей  я во множестве повидала, поработав однажды в одном помещении с депутатами районной администрации. Эти умные и образованные люди прекрасно умели говорить, но избегали тяжко и ежедневно работать, если не считать работой их постоянные политические пересуды. Кроме того, у большинства  наших демократов в этой жизни все «схвачено»: жены имеют прибыльный бизнес, а дети, как один, почему-то учатся за границей.

    Оставаясь в постыдном меньшинстве, я нахожусь на стороне нашего губернатора Владимира Яковлева - невзрачного с виду, не слишком дипломатичного и  не умеющего просчитывать свои ходы в политике. Во мне и здесь проявляется моя вечная раздвоенность.  В среде людей неразвитых и приземленных я чувствую себя белой вороной - «интеллигенткой» В то же время мне чужды велеречивые «интеллигентные» болтуны, пришедшие на место прежней партийной номенклатуры, легко побросавшие свои партбилеты, оперативно нахватавшие для себя даровой государственной собственности, но не научившиеся выполнять установленные ими же правила и отвечать за свои поступки. Я называю их  «людьми с постоянно свободным графиком». Во время похорон Собчака многие мои друзья оказались не на моей стороне: как вдруг выяснилось, они в восторге от Собчака и демократов-яблочников и не любят Яковлева.

   Почему я вечно влезаю в эти политические - не мои – проблемы и переживаю за  «своих», плохо понимая, кто для меня свой и кто чужой? Почему я досадую на людей других политических взглядов, а еще больше - на тех, кто их вообще не имеет или не хочет иметь никаких – тех, кто выключает радио, когда «там говорят», но охотно постоянно слушает легкую, пошловатую музыку…    

    Из множества внешних событий наиболее значимо сейчас одно, вполне закономерное. Россия закончила свой полёт над пропастью, и мы куда-то приземлились. Этот полёт и, соответственно, пропасть, над которой мы промчались, наши сатирики удачно назвали «От Путча до Путина». Владимир Путин – законно избранный (52-мя процентами избирателей) Президент, который в настоящее время вызывает всеобщие симпатии, чего бы о нем ни говорили. Ведет он себя, как истинный даосист: наблюдает, не вмешиваясь явно, дает возможность всему происходящему полностью проявиться до конца, но при этом все держит под своим контролем. Надеюсь, что он заставит всех нас уважать себя а, главное, уважать Россию. Ну, если не уважать, то хотя бы остерегаться ее обидеть. До сих пор о Россию вытирал ноги весь мир, в том числе, и мы сами, ее граждане.

   В моем ощущении, Путин скорее левый, чем правый, но не в том смысле, что он готов все ломать и строить заново, а в том, что он, скорее государственник, чем либерал. Вообще, сейчас все политические понятия и оттенки настолько перемешались, что понять что-либо трудно. Политики «кучкуются» вместе не столько по убеждениям, сколько по личным интересам остаться во власти. Не только в политике, но и в обычной жизни я давно уже не встречаю тех, кого с подачи Льва Гумилева, условно называю «пассионариями» – активных людей, чем-то жертвующих ради идеи, несмотря на полное отсутствие личной заинтересованности в результате  этого жертвования, а иногда и при наличии явного для себя ущерба. Возможно, сейчас не время для пассионариев.