РОЗА. -Что растёт на окошке. -

Иван Рогожин
К читателям:печатаю последнюю выдержку из 1-й (в сокращении) главы. Остальное выйдет в книге "Что растёт на окошке".

Автор.

РОЗА

О розе написано столько книг, что ещё раз  что-то написать и добавить от себя занятие довольно трудное, если не сказать - неблагодарное. Так и я сначала и не хотел ничего добавлять об этом растении. Если б у меня сейчас на окошке под Новый год не зацветали эти цветы, которыми я любуюсь беспрерывно круглогодично около двадцати лет. Я хочу написать не о тех десятках тысяч роз, что сейчас повсеместно выращиваю и разводят в садах. Даже не о тех, что растут на далёких Гавайских островах и имеют необычный чёрный и голубой цвет. Даже не о тех, которые воспевали Персидские поэты Гафиз и Саади, называя свою родину и книги словом "Гюлистан" - "Сад роз".
               
            " Зачем ты сыплешь розы на поднос?
             Унёс бы лепесток из "Сада роз"!
             Дней пять иль шесть - и розы цвет поблёк,
             А "Саду роз" назначен вечный срок".

Я ничего не хочу писать, что есть розы, не источающие аромата, а есть другие пахнущие в зависимости от времени суток и погоды. 
Не о тех, которыми Клавдий Цезарь Нерон травил пирующих патрициев, засыпая через потолок запертую комнату цветами.
Я не пишу о том, что белая роза произошла оттого, что пирующие боги пролили на землю нектар. А красная оттого, что белую розу укололась богиня любви Афродита.
Я не хочу повторять того, о чём писали Гомер и Овидий и даже погибший, закиданный камнями людей, Шекспир.
 О чём повествовать, когда француз Гильом де Лоррис написав четыре тысячи стихов и закончив только лишь первую часть начатого "Романа о розе" так и умер, не закончив своего произведения. Так, что вторую часть уже дописал в 1270 году Жан де Мен.
О чём рассказать, когда в Англии 30 лет проливали кровь из-за приверженности к алой и белой розам. Что любящая девушка, схватила кинжал и вонзила его в своё сердце, заливая щит и знамя раненого предводителя белой розы, чтоб спасти бессознательного его от неминуемой смерти. Ведь об этой войне уже написал Стивенсон в своём романе "Чёрная стрела".
А чему особенно удивляться, если розу помещали на фрески уже 40 (СОРОК!) веков тому назад.
Нет, я и не думаю состязаться с другими авторами. Моя цель чуть-чуть побольше познакомить читателя с комнатной розой, ибо она заслуживает этого.
Я уже не помню у кого, верно у снохи, Тамары (жены младшего брата Анатолия), в Ульяновске, весной на окне я увидел цветущую розу. Цветы были мелкими алыми и редкими. Сразу же возникли вопросы: почему так рано зацвели? Почему не вывозят на дачу? Почему не имеют пышности и объёма? И т.д. и т. п. в ответ я услышал, что на дачу их отправят скоро и на свежем воздухе они непременно поправятся, будут крупнее и цвет станет насыщеннее. Что цветут эти розы круглогодично - важен хороший уход и что данные чайные розы - цветы комнатные. Они боятся прямых солнечных лучей и сквозняка. Что их можно пересаживать в грядку, а можно и сохранять так, прикапывая посуду в грунт. Что разводить их очень просто, достаточно посадить даже цветущую веточку в грунт или в посуду с землёй.
-Не может быть, цветущие ветки не укореняются, - не поверил я. Тогда же мне была отломлена цветущая ветка, завёрнута в газету и опущена в карман пиджака.
Прошло некоторое время, пока не наколовшись рукой в кармане, я развернул подарок. Цветок облетел. Листья завяли и поникли. Почти машинально я вонзил погибающую ветку в горшок к стоящим на окне лимонам, и совсем было забыл о ней. Но она не забыла: недаром колола руку и напомнила о себе у горшка с цветами. За ними был уход, и совсем незаметно для меня роза принялась расти. Осенью она напомнила о себе тремя стрелками бутонами. И цвела без перерыва до весны, выгоняя следующие и следующие бутоны,  до подрезки и пересадки в клумбу.
Розу я посадил у дома за ветром и в тень других цветов. Посредине лета роза разрослась и опять зацвела. Бутоны были в полтора раза крупнее, но что удивительно, цвет их был не бледно-розовый, а насыщенный - огненно-бордовый, до черноты. Осенью я опять пересадил и рассадил растение в три ёмкости. Все они зацвели уже перед Новым годом. Такой приятный и признательный подарок. Среди стужи, снега и белых узоров на стёклах алые бутончики роз.
Предвижу сразу вопрос: а какая практическая и лечебная польза от этих растений в контексте раненаписанного. Польза есть. Конечно розовое масло вы не получите из горшка с цветком, и варенья не наварите - мало сырья будет. Но вот лекарство из корешков и листьев розы, как срочное средство вы можете получить. Отвар корней имеет вяжущее, желчегонное и антисептическое свойство. Пьют при малярии и для дробления и выведения камней из почек. Готовят: 2 столовых ложки корней кипятить 15 минут в 2-х стаканах воды. Настоять 2 часа и процедить. Выпивать по полстакана 4 раза в день перед едой. Наружно отвар корней применяют для ванн при параличе и "слабости" ног. А водный настой листьев убивает микробы, утоляет боль и используется при желудочно-кишечных заболеваниях. Готовят его так: столовую ложку листьев настаивают 2-3 часа в полутора стаканах кипятка и процеживают. Принимают по 2 столовых ложки, три раза в день до еды.
Замолвлю слово и о прародителе всех роз - сажайте шиповник вдоль забора, и заимеете лекарство от ста болезней. Из сухих плодов шиповника делают порошок для приготовления отвара. Кипятите 8 минут в полстакане воды столовую ложку порошка. Из поджаренных плодов делайте и пейте на здоровье "кофе".
А вы знаете? Розы прививают, и они приживаются не только на шиповнике. Одна юннатка, на Сахалине, "привила" розу на фикус. "Получилось очень смешно, но удивительно".