Зарубка

Анна Самойлова Барнаул
Соня, глядя, как её трёхлетняя дочка Маришка выгребает из нижнего отдела секретера содержимое, подумала, что пора уже навести там порядок – слишком много скопилось вещей, которыми вряд ли когда воспользуются. Тут и выкройки юбки. Последней юбки, которую Соня сшила себе, и последней, которую она носила. До колен, зауженная к низу. В такой юбке Соня выглядела особо женственно. Но, как оказалось, брюки не только шли Соне, но и были очень удобны. Сейчас она не могла представить себя в юбке.
Кроме выкроек, Маришка выгребла стопку общих тетрадей с лекциями. Наверное, в них было что-то важное, раз до сих пор сохранились. Следом за тетрадями на пол легли провода от магнитофона, кассеты, проектор диафильмов и слайдов, рулон миллиметровки для лабораторных работ и рулон ватмана, и ещё много всякой всячины.
Соня не стала мешать дочери копаться в вещах, но поглядывала за ней, готовя обед. Загрузив овощи и убавив газ, присела на диван. Почти сразу же к ней пришла Маришка. В её руках был старый фотоальбом. Соня улыбнулась – его подарили одногруппники на первом курсе. День рождения тогда справили весело – вся общага гудела.
Маришка плюхнулась матери на колени, открыла фотоальбом и спросила:
– Это кто?
На фотографиях были молодые, красивые, амбициозные люди, и Соня улыбалась, рассматривая их. Некоторых она уже не помнила, другие сильно изменились… На одной фотографии стояли, держась за руки, три девушки. Маришка обрадовалась, узнав двоих:
– Это ты, это моя крёстная тётя Таня. А это кто?
– Моя подружка Полина, – рассеяно ответила Соня, рассматривая фотографию.
Их в коридоре университета на перемене сфотографировал одногруппник Ромка Токарев. Сказал: «Для истории! Пройдут годы, вы случайно увидите фотографию и вспомните счастливое время». Но Соня не без оснований подозревала, что у Ромки были другие цели: он пытался ухаживать за Таней, но был ниже её ростом, и потому безжалостно отвергнут.
На снимке в центре стояла Соня, стройная, в легком сарафанчике, купленном на первую стипендию. Она сердилась на Ромку, что не дал причесаться – всё должно быть естественно! В легком наклоне головы и поджатых губах читались неуёмность и торжество юности.
Рядом, в ажурной кофточке, связанной крючком, стояла высокая, крепко сложенная девушка с русой косой через плечо. Таня приехала из деревни и жила на квартире. Спокойная, уверенная в себе…
Соня улыбнулась: бедный Ромка, интересно, как у него сложилось? Вспоминает ли счастливое время?..
По другую сторону стояла Полина. Изысканная, утончённая, волосы всегда красиво уложены, одежда опрятна – врасплох застать невозможно. Её мама – актриса, научила дочку искусству быть женщиной. И Соня была очарована подругой. Полина замуж вышла рано, и уже воспитывала маленькую дочку. У них с мужем был свой дом. Красивая женщина, хорошая хозяйка, умница – она хорошо училась. Полина стала для Сони идеалом женщины. Соня старалась во всем походить на неё, советовалась с ней, доверяла свои тайны. Таня иногда говорила, мол, какой идеал?! И мужа замордовала, и вообще… ты действительно ничего не видишь или просто не хочешь замечать? Но Соня списывала всё на зависть. Ведь как можно не завидовать Полине? Такая славная семья. А сама такая красивая, нежная, заботливая, такая женственная, гостеприимная… на любом празднике у них собиралось полно народу: родственники, одноклассники и сослуживцы мужа…
С Андреем Соня познакомилась на дне рождения Полины. Шебутной Андрей сразу понравился Соне, и она ему тоже. Во всяком случае, когда он вечером провожал её до общежития, они не могли наговориться и договорились встретиться завтра вечером. Окрылённая Соня утром на лекции поделилась с Полиной…
Не успела ещё всё рассказать, а перед ней уже сидела разъярённая гарпия…
…полное ведро ледяной воды, выплеснутое на вас в тёплый майский день…
Только на миг прорвалась наружу ревность, ревность, что внимание мужчины досталось другой, но этого мига Соне хватило, чтобы прозреть. Пелена спала, и Соня увидела властную, холодную, расчётливую женщину. Не такую уж и умную – среди очарованных кто-то решит задачу, кто-то поставит эксперимент, а кто-то обсчитает результаты. В этом непрерывном спектакле Соня и сама не так давно играла не последнюю роль.
Таня, как всегда в трудную минуту, оказалась рядом. И Соня была ей благодарна за то, что она не сказала: «Я ж тебе говорила!».
Прошли годы. Семьи Сони и Полины жили недалеко друг от друга, но не встречались и не перезванивались. Соня много раз думала, вот если бы сейчас, когда она получше разбирается в людях, заново познакомиться с Полиной, интересно, как бы всё сложилось? А может, Соня виновата сама. Ведь говорится же: «Не сотвори себе кумира». Одно она теперь знает точно – идеальных женщин не бывает.
От размышлений её оторвала Маришка:
– Мам, а где твоя подружка Полина сейчас?
Софья взлохматила волосы дочурки, прижала её к себе, поцеловала в ароматную макушку и сказала:
– Её больше нет.
И перевернула страницу альбома.