Он ушел, а я осталась...

Галина Радциг
- Вы знаете, жизнь для меня совершенно потеряла интерес. Я живу, как робот. Ем и не чувствую вкуса еды, что-то делаю и не получаю ни от чего радости…
- А как давно длится такая ситуация?
- Да почти три года уже.
- Что же послужило причиной утраты интереса  к жизни?
- Три года назад у меня умер муж…
- Печальное событие. Примите мои искренние соболезнования.
- Спасибо. Вот с тех пор моя жизнь и перевернулась на сто восемьдесят градусов…
- Расскажите мне о Вашем муже  и о вашей совместной жизни.

- Мы замечательно жили, просто замечательно! Мой муж - был настоящим мужчиной. Рядом с ним я чувствовала себя как бы маленькой девочкой, очень защищено. Он брал на себя решение всех проблем. Он вот так и говорил: как только я прихожу домой, все твои проблемы закончились. Он одним словом, даже одним взглядом мог дать мне почувствовать, что я самая лучшая женщина в мире….
- Да, у Вас был достойный муж. Скажите, а как бы Вы могли определить свое состояние после его кончины?
- …Я горюю…
- По какому поводу Вы горюете?
- Ну как же? Я горюю по мужу. Неужели Вы не понимаете таких простых вещей? Я до сих пор его оплакиваю…

- Разве у Вас есть повод горевать по мужу? Если придерживаться идеи о вечности души, то у Вас нет ни малейшего повода горевать о муже. Вы можете только порадоваться за него. Ибо мы с Вами в гостях, а он уже дома. И его душа отдыхает и радуется. А наши с Вами души мечутся и работают над собственным совершенством.
- Ну... кто ж знает наверняка, бессмертна наша душа или нет!
- Если же придерживаться теории о том, что с кончиной физического тела заканчивается ВСЕ, то тоже нет повода о муже горевать- ему сейчас НИКАК: не плохо и не хорошо. Так о чем же Вы горюете на самом деле?

- Но все люди разные! Кто-то забывает своих близких и любимых сразу, а кто-то хранит память о них всю жизнь!
- Это так. Но помнить об ушедших совершенно не значит- страдать всю оставшуюся жизнь. Скажите, Вы согласны, что у Вас нет повода страдать О МУЖЕ? Потому что ему сейчас либо просто замечательно, либо никак?
- Ну если  так рассуждать, то может и нет повода…
- Но Вы - страдаете, жизнь для Вас утратила свою былую прелесть. Почему же так произошло?
- Я не знаю… Вы не верите мне, что я страдаю, так что ли?!
- Я верю, что Вы страдаете. И вижу это воочию. Только страдаете Вы не о муже…
- А о ком же тогда???

- Вы горюете  о себе . Вам плохо без мужа, грустно. Вы хотите, чтобы он был рядом, говорил Вам хорошие слова, обнимал, целовал. Вам многое приходится теперь делать из того, что раньше делал муж. И делать Вам это не хочется. Раньше жизнь действительно была у Вас легкой и беззаботной, а теперь полна забот и трудов. И на самом деле Вам жаль не мужа, а себя. И горюете Вы не о муже, а о себе.
- … Я как-то не рассматривала свои проблемы в таком контексте… Наверное, Вы правы… Вот я недавно приехала на дачу. Там все запущено, все требует ремонта. Я даже дверь открыть не сразу смогла. Печка не затапливалась, я не умею этого делать. Я села на крыльцо и разревелась. Так стало горько..
- И жалко себя…
- Да, вы правы. И жалко себя. И еще вот несколько дней назад я была на серебряной свадьбе наших общих друзей. Шла обратно и всю дорогу ревела, даже перед людьми было неудобно…
- А почему Вы ревели?
- Мне было очень одиноко. Раньше мы всегда с мужем вместе ходили. Он как-то во всех компаниях старался подчеркнуть, как много я для него значу, какая я замечательная, какая красавица. А теперь… Сами понимаете…

- Давайте подведем предварительный итог. Мы с Вами выяснили, что горюете Вы не по мужу, а по себе, жалеете тоже не мужа, а себя. И Вы говорите, что такая ситуация продолжается уже почти три года. Не считаете, что это как-то затянулось?
- Но я ведь считала, что я по мужу горюю. А если ты потерял близкого человека, то не имеешь права радоваться жизни. Это будет предательством по отношению к нему, к его памяти.
- Если бы это было так, то жизни радовались бы только маленькие дети. Мы все начинаем терять близких достаточно рано. И процесс этот необратим. Сначала уходят обожаемые бабушки и дедушки, затем горячо любимые родители, дальше мужья, жены, братья и сестры, любимые друзья. Во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы лет с двадцати начали только горевать и страдать? Наша жизнь была бы одно сплошное черное горе. Но это совсем не так. Вы согласны со мной?
- Согласна. Но как то теоретически. Я сейчас получаю удовольствие только тогда, когда старые фотографии пересматриваю. Видео, что мы снимали. Мы там вместе и там все хорошо..

- А Вы можете представить, что все эти ситуации, когда Вам хорошо, возвращаются в Вашу жизнь?
- Ну что Вы! Я ж реалистка. Муж не воскреснет…
- Да, муж не вернется в Вашу жизнь. А вот вернуть в свою жизнь радость и свет, это в Ваших силах.
- Нет, что Вы! Для меня очень значимо присутствие в моей жизни мужчины, который меня обожает. Я смотрю на себя как бы его глазами. Я уже никогда не буду счастлива, ибо мужа не вернуть.
- Простите,  в Вашем окружение есть мужчины?
- Да, есть. А к чему этот вопрос?
- А они оказывают Вам какие-то знаки внимания?
- Бывает… Вот сосед по даче тот же. Полковник в отставке. Кстати, вдовец. Пришел, печку растопил. Колонку починил. На обед к себе пригласил…
- Он Вам совсем не симпатичен?
- Да нет, наоборот! Очень даже симпатичен! Он вежливый, воспитанный, ненавязчивый…. И на работе тоже мужчины оказывают знаки внимания…
- А Вы эти знаки не принимаете, я правильно понимаю?
- Конечно нет! Как вы могли подумать!

- А собственно почему? Вам плохо одной, вы очень настроены на партнера. Мужчины готовы окружить Вас вниманием и заботой.
- … Знаете, мне это каким то неправильным кажется. Я считаю, что если я отвечу кому-то взаимностью, то предам память о муже. Это как измена, понимаете?
- Я понимаю то, о чем Вы говорите. Но это не есть истина. Это всего лишь  один взгляд на проблему. Вы можете всю оставшуюся жизнь продолжить оплакивать себя и свою судьбу, Вы можете горевать и транслировать в мир только печаль, тоску, жалость и обиду, что жизнь с Вами так несправедливо обошлась. А можете жить совсем по-другому. Радоваться каждому дню, с удовольствием учиться тому, чего раньше не умели и никогда не делали. И можете подарить счастье еще одному мужчине. Насколько я понимаю, Ваш муж был очень счастлив рядом с Вами?
- Да, он всегда говорил, что ему досталась самая лучшая жена на свете!
- Так почему бы Вам не стать еще для одного мужчины самой лучшей женой? Как я понимаю, все зависит от Вас? 
- Вы знаете, моя дочь мне тоже все время об этом говорит! Но мне как-то … стыдно…
- Вам стыдно за то, что вы сделаете счастливым одинокого мужчину, который  тяготится своим одиночеством, как и Вы? Вам стыдно за то, что Вы хотите жить радостно и с удовольствием? Вам стыдно, что глядя на Вас, люди будут  получать огромный положительный заряд, как это было всегда? Вам стыдно за то, что вы будете жить в гармонии с собой и с миром?

- Да… И правда какой-то перекос у меня в голове… Но знаете, мне все равно как то не очень ловко перед памятью мужа…
- Послушайте, Вы говорили, что Ваш муж Вас очень любил и создавал вокруг Вас мир радости и любви. Так?
- Да.
- А как Вы думаете, если бы у него сейчас спросили, чего он больше хочет: чтобы его горячо любимая, обожаемая женщина была счастливой и любимой или провела остаток дней в горестях и в слезах, он бы что ответил?
- Конечно,  он хотел бы, чтобы я была счастливой! Он мне всегда говорил, что для него нет большей радости и удовольствия, чем видеть, что я счастлива!

- Так какие у нас с Вами есть еще поводы для горестей и печалей?
- Да получается, что никаких… Но все равно знаете ли… Меня, наверное, знакомые осудят. Скажут, вот она какая, уже и замуж выскочила!
- Я рада, что Вы так глобально мечтаете- замуж!
- Ой, да я это так, к слову!
- А Вы считаете, что именно знакомые должны определять, как именно Вы должны жить после кончины супруга?
- Нет, конечно.

- Правильно. Это можете определить только Вы. Ибо это Ваша жизнь. И только Вам решать, что именно Вы будете транслировать во Вселенную. Печаль, слезы и горе. Или радость, счастье и любовь!
-… Не знаю, кто чего скажет… А я хочу транслировать счастье и любовь! Я не хочу больше страдать и плакать! И не хочу больше себя жалеть. Я поняла, что у меня нет для этого ни малейшего повода! Спасибо Вам огромное!
- Я  рада Вашему решению. А благодарить меня особо не за что. Это Ваше собственное решение. И у меня есть все основания думать, что воплощение этого решения в жизнь пойдет легко и радостно. Я искренне желаю Вам исполнения желаний!