Размышления о страх. медицине

Игорь Ваганов
РАНОВАТО  ПРИНИМАЕМСЯ  ЗА  ЭТО  ДЕЛО

(Размышления  о  страховой  медицине)

          Вспоминая свою прошедшую врачебную деятельность, невольно обращаешь внимание, сколько напастей перенесла наша медицина за последнее десятилетие.
          Нудная «эпоха застоя« – в медицине царят протекционизм, бюрократизм, каждая свежая мысль с трудом пробивает себе дорогу на свет; в то же время – порядок, строгое планирование, уверенность в завтрашнем дне.
          На смену пришла «перестройка«. И началось! Каждый новый министр спешил внедрить свою новую идею, своё «детище«. Лавина приказов. Написать-то приказ легко – бумага всё стерпит, но для его исполнения необходимо выделить дополнительные финансы. Об этом как-то забывали, может быть, не было средств. И все новшества лопались мыльными пузырями.
          Всеобщая диспансеризация – задача была явно не по силам трещавшей по всем швам державе. Вместо всеобщей диспансеризации получилась пародия на неё, галочка для делового отчета.
          Или борьба за всеобщую трезвость! Главный врач пытается всеми способами завлечь сотрудников в общество трезвенников. Участковому терапевту вменяют в обязанность присматривать за семьями хронических алкоголиков, проводить душещипательные беседы с завсегдатаями винных отделов и пивных ларьков.
          Возьмем другую идею – семейный врач. Теоретически – это оптимальный вариант всей участковой терапевтической службы. Грамотный специалист, хорошо разбирающийся во многих разделах медицины, опекает небольшое количество семей. Идиллия! Но сам по себе семейный врач не возникнет – его надо подготовить, т.е. затратить средства, установить приличный заработок, чтобы думы его были о пациентах, а не о хлебе насущном. Сейчас ставка участкового терапевта ненамного превышает ставку дворника. Вывод – о семейном враче можно всерьёз вести разговор, когда зарплата участкового терапевта приблизится хотя бы к зарплате высококвалифицированного рабочего.
          Сегодняшний день готовит нам страховую медицину. Разговор о ней идёт давно. Приводятся положительные примеры из практики развитых капиталистических стран. При этом отставание нашей экономики, нашего уровня жизни не берется во внимание. Кстати, даже США, высокоразвитая страна, всё ещё не перешла ко всеобщей страховой медицине. Мы же опять решили перескочить Америку. Как бы не сесть в лужу.
          Разберём упрощённую схему построения страховой медицины: между больным и врачом встает посредник – страховая компания, предприятие коммерческое, руководимое коммерсантами, пускай и с врачебными дипломами в карманах. Основная цель – побольше получить денег с предприятий и поменьше отдать медицинским учреждениям. Часть денег будет неизбежно оседать в страховой компании – на зарплату сотрудникам, которая будет, наверняка, побольше врачебной, на приобретение офисной мебели, телефонов и т.д.
          Таким образом, кормить придётся не только медработников, но и эту новую группу чиновников-контролёров.
          Кто-то может возразить, что страховая компания будет стремиться к улучшению качества медицинского обслуживания, образно говоря, «стоять на страже здоровья больного«.
          Позвольте в этом усомниться! Любой коммерсант стоит прежде всего на страже собственных интересов. И страховая компания, конечно, будет стремиться по минимуму оплачивать труд медработников.
          Сделать это несложно. В работе практического врача нередко встречаются диагностически неясные больные. Для установления правильного диагноза назначаются различные анализы, обследования, консультации специалистов. Врач в своих поисках нередко назначает самые, на первый взгляд, неожиданные обследования. До сих пор в своей работе ограничений он не имел.
          Теперь же, скорее всего, для него будет утвержден перечень необходимых обследований для каждого определённого заболевания. Расширение объема обследований (а это дополнительные расходы для страховой компании) придётся всякий раз обосновывать для страхового агента. И вполне возможно, что какой-то там анализ или дополнительный рентгеновский снимок агент посчитает излишним и вычтет их стоимость из зарплаты врача. Понятное дело, что многие доктора предпочтут держаться строго в установленных рамках (Бог с ними, неясными больными!). Прибавится писанины, больных будут гонять от одного специалиста к другому, будет уйма времени затрачена на разбирательства со страховыми агентами.
          Больной не выиграет ничего.
          Так что рановато мы принимаемся за это дело. Сидеть бы нам ещё лет десять-пятнадцать на бюджете и не высовываться.
          А если уже поздно останавливаться, если, как говорится, процесс пошёл, можно на первых порах перейти к многоукладной структуре здравоохранения. Для основной массы населения оставить пусть и бедную, но проверенную многолетней практикой бюджетную медицину. Для состоятельных людей открыть частные больницы, где они соразмерно толщине кошелька могут выбрать любое обследование или лечение. И, наконец, открыть лечебные учреждения, работающие по договорам со страховыми компаниями.
          И пусть все работают. Время покажет жизнеспособность каждого направления

1994 г.