Выперли!

Анатолий Клепов
               
 В  1995 г. в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде на территории крупнейшей военной Академии Ближнего Востока, Академии Безопасности имени принца Наифа, проходила выставка оружия. В ней принимали участие компании многих стран мира, в том числе и России, которую представляла государственная компания по экспорту и импорту военной техники «Росвооружение». Моя компания тоже принимала участие в выставке и демонстрировала шифровальную технику, которую она производила.

За день до вылета в Эр-Рияд мне позвонили из «Росвооружения» и попросили помочь в сопровождении до  выставки Михаила Калашникова.  Он представлял завод, производивший знаменитые автоматы АК.

Конечно, я согласился помочь такому уважаемому человеку. Я познакомился с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым в аэропорту Шереметьево. Михаил Калашников оказался очень скромным человеком. Я бы никогда бы не подумал, что это знаменитый конструктор, о котором знает весь мир.

Мы должны были лететь самолетом «Аэрофлота» до Каира и сделать пересадку на самолет авиакомпании Саудовской Аравии, чтобы долететь до Эр-Рияда. При регистрации билетов оказалось, что  М. Калашникову «Росвооружение» купило билет эконом класса.  У меня был билет бизнес класса. Мне было неудобно, что такой заслуженный пожилой человек – ему было тогда семьдесят четыре года   -  вынужден был лететь эконом классом. Кстати, выглядел он гораздо моложе своих лет, был очень бодрым и подтянутым. Я предложил ему поменяться местами. 

У стойки регистрации билетов я объяснил, почему хочу поменяться местами с М. Калашниковым. Тогда  служащая «Аэрофлота» по регистрации билетов  вызвала администратора и объяснила ему ситуацию. Администратор куда-то позвонил, и в результате М. Калашникову предоставили место в салоне бизнес класса без всякой доплаты.  И это неудивительно. Всем известно, каким большим  почетом и уважением пользуется в нашей стране знаменитый изобретатель самого массового  стрелкового оружия  в мире.
 
Задержка рейса в Шереметьево была значительной. Самолеты зарубежных компаний вылетали вовремя, а самолеты «Аэрофлота» задерживали. Как нам объяснили, вовремя не подвезли горючее. Если задержать самолет западной авиакомпании, ей пришлось бы платить большие неустойки, а самолеты «Аэрофлота» могли и подождать. Свои же, должны понимать российские проблемы. А опоздают ли пассажиры или нет на другой рейс, их мало волновало. «Аэрофлот» же в то время при полетах за рубеж не имел разветвленной сети  авиамаршрутов, а за опоздание пассажиров  на транзитные рейсы материальную ответственность не нёс.

Наш самолет вылетел в Каир с задержкой на пять часов! Мы могли опоздать на рейс самолета Саудовской авиакомпании, а это привело бы к тому, что мы не успели бы к открытию выставки, на которое были приглашены крупные государственные деятели страны. Конечно, это было нежелательно, особенно для М. Калашникова, авторитет которого всегда способствовал заключению выгодных для России контрактов по продаже военной техники.

Я обратился к командиру экипажа самолета  и попросил его содействие, чтобы наш багаж как можно быстрее перегрузили, когда мы приземлимся.  Он связался с Каиром и сообщил нам, что в аэропорт Каира подъедет секретарь российского посольства товарищ В. и поможет организовать быструю пересадку, чтобы мы не опоздали на самолет в Эр-Рияд.

Когда мы приземлились в Каире, нас встретил третий секретарь посольства товарищ В. Оказалось, что он недавно работает в Египте и ничем помочь не сможет. До вылета самолета в Эр-Рияд оставалось совсем мало времени. Хорошо, что среди администраторов аэропорта я встретил своего старинного знакомого Саида М. Он посадил нас с М. Калашниковым  в служебный джип аэропорта и повез в ангар, где лежал выгруженный из самолета «Аэрофлота» багаж пассажиров.

Такого я еще никогда не видел: огромная куча чемоданов, сумок и пакетов, причем некоторые чемоданы были почему-то раскрыты и из них вывались вещи. Вероятно, кто-то из обслуживающего персонала решил в них порыться.

С большим трудом мы все же нашли наши чемоданы и направились на регистрацию для вылета в Саудовскую Аравию. Мы с М. Калашниковым подошли к стойке Саудовской авиакомпании, но регистрация на самолет уже закончилась. Нам сказали, что мы опоздали на рейс. Самолет Саудовской авиакомпании уже начал выруливать на взлет. Создалась критическая обстановка: следующий рейс в Эр-Рияд был только на следующий день, и мы явно опаздывали на открытие выставки. Надо было срочно что-то решать.

Тогда я попросил у М. Калашникова его генеральское удостоверение, показал его администратору Саудовской авиакомпании и объяснил, что на выставку в Эр-Риад летит русский генерал Михаил Калашников, изобретатель знаменитого автомата, и что завтра у него встреча с Королем Саудовской Аравии!

Я несколько преувеличил, что именно на следующий день должна была состояться эта встреча, но нам было очень важно попасть на открытие выставки.

Вы не представляете, как удивился администратор Саудовской авиакомпании, узнав, что летит сам знаменитый М. Калашников. Он прочитал в авиабилете его фамилию, увидел фотографию М. Калашникова в генеральском мундире в его удостоверении и поверил мне. Я могу точно сказать, что престиж М. Калашникова в арабских странах просто фантастический и ни с кем не сравним. Ни с одним из самых известнейших артистов и политических деятелей! Я потом в этом несколько раз убеждался. Автомат Калашникова -  самое известное и ценимое оружие в арабских странах, и наверно каждый мальчишка знает о нем.

Дальше была  почти фантастическая история. Администратор Саудовской авиалинии куда-то  позвонил и сообщил, что самолет ожидает нас! Как потом оказалось, Боинг 747 остановили почти около взлетной полосы. Мой друг Саид  быстро подогнал трап к самолету и доставил нас к самолету.

У нас с М. Калашниковым были билеты эконом класса.  При покупке билетов в Москве сказали, что билетов другого класса на авиалинии Саудовской компании не было в наличии. Раньше было очень трудно заказать из Москвы авиабилеты на рейсы самолетов арабских авиакомпаний, совершавших рейсы между арабскими странами.   

Лететь из Каира до Эр-Рияда недолго, всего около двух часов. Мы с М. Калашниковым удивились, когда в самолете нас провели в салон первого класса. Как нам сказал командир авиалайнера, который специально вышел к М. Калашникову, чтобы засвидетельствовать ему своё почтение,  это был подарок Саудовской авиакомпании уважаемому гостю их страны. Меня они, видимо,  приняли за адъютанта  генерала. 

Вот такое небольшое приключение произошло по пути в Эр-Риад, но туда мы долетели  вовремя.

Выставка вооружений открылась на следующий день в 12 часов дня. На торжественное открытие выставки прибыли важные государственные чиновники из Саудовской Аравии и многих других арабских стран, например, гости из  Пакистана и других мусульманских государств.

Конечно, многие хотели лично познакомиться с М. Калашниковым и узнать его мнение о российском и иностранном оружии. Его авторитет в этом вопросе для них был огромным.

Хочу сказать несколько слов об Академии Безопасности, на территории которой проходила выставка. Это крупнейшее военное учебное заведение на Ближнем Востоке, которое готовит офицеров безопасности для Саудовской Аравии и многих арабских стран. Техническое оснащение для обучения слушателей в Академии великолепное и соответствует высшим мировым стандартам.

Очень интересно было побывать в музее наркотиков   Академии. Вероятно, его использовали в учебных целях. Там собраны разнообразные упаковки и изделия, в которых наркоторговцы пытались провести  наркотики. К моему большому изумлению, на одном из стендов я увидел упаковку «Нафтезина», который обычно используется для лечения насморка.

Оказывается в Саудовской Аравии «Нафтезин» считается наркотиком! А у меня в аптечке, которую я всегда на всякий случай вожу в командировки, лежала точно такая упаковка.

Я поинтересовался у экскурсовода, который показывал нам эту уникальную экспозицию, что грозит тем, кто использует, например, лекарство «Нафтезин». Он ответил, что могут приговорить к трем месяцам тюрьмы, если не обнаружат других отягчающих обстоятельств.

В Саудовской Аравии законы очень своеобразные, особенно по борьбе с наркотиками.  Наркоторговцев строжайшим образом наказывают вплоть до смертной казни. Как говорится, от греха подальше: я вернулся в свой номер и спустил в унитаз всю свою аптечку! Кто знает, какие еще лекарства в Саудовской Аравии могут принять за наркотики?

Нас с М. Калашниковым поселили в соседних номерах, так что мы много времени проводили вместе: вместе ходили на завтрак, обед и ужин в ресторан Академии. Сотрудники российского посольства советовали одним в  город не выезжать. 

Местные обычаи порой неизвестны европейцам. Например, нельзя фотографировать в жилом квартале. За это могут хорошенько побить, подумав, что человек хочет сфотографировать замужних женщин, а это категорически запрещено. А как понять, замужние они или нет? Все женщины в Саудовской Аравии, включая иностранок, ходят в чадрах, которые плотно прикрывает все тело. Некоторые даже одевают на лицо металлические маски. Как мне объяснили,  они предохраняют лицо женщины от повреждения  песком пустыни.

Общаясь с М. Калашниковым, я узнал, какой он удивительный человек. Всем интересуется. Например, мы шли мимо зеленой лужайки, на которой были установлены распылители воды. М. Калашников остановился и заметил, что угол конуса насадки на этих распылителях сделан неправильно, поэтому и вода распыляется неэффективно. Как он это мог сразу определить, для меня до сих пор остается загадкой.  Видимо в этом и заключается талант гениального изобретателя: он видит то, что другие не замечают.

Выставка была закрытая, поэтому в основном её посещали представители различных государственных организаций. Но были, конечно, и представители крупнейших зарубежных компаний, которые производили и покупали оружие. М. Калашников удивился, почему компания «Росвооружение» привезла для демонстрации в Саудовскую Аравию оружие для войны под водой, хотя территория Саудовской Аравии - это в основном пустыня.  А последние разработки очень эффективного стрелкового оружия не привезли. Однако это уже относится к таинствам маркетинга «Росвооружения».

На третий день выставки ко мне подошел Начальник Академии господин Н. и передал М. Калашникову и мне официальное приглашение на торжественный обед. Он сказал, что на нем будет присутствовать все руководство Саудовской Аравии. Это приглашение я передал М. Калашникову.

За эти дни, проведенные на выставке, мы  немного подружились. Дело в том, что М. Калашников совсем не знал английский язык, и ему было сложно разобраться с различными бытовыми вопросами, например, уточнить меню в ресторане Академии Безопасности, где мы питались. Он любил все подробно расспросить, как и из чего готовили то или иное блюдо.

Я, в силу своих возможностей, с удовольствием ему помогал. После того, как вечером выставка закрывалась, сотрудников «Росвооружения» и российского посольства М. Калашников мало волновал. По-моему, они были рады, что я сопровождал М. Калашникова. Им меньше хлопот. А мне было очень интересно слушать рассказы М. Калашникова о том, как он создавал своё оружие. Много интереснейших деталей, о которых никогда и не узнаешь.

Когда я передал приглашение М. Калашникову, он сказал, что это будет обычное мероприятие, какие часто устраивают организаторы выставок. Но оказалось, что это был особый прием. Когда мы пришли на прием с М. Калашниковым, мы узнали, что на нем будут присутствовать Король Саудовской Аравии и все Принцы Королевства, а также руководители многих  министерств и другие важные государственные деятели страны!

Все хотели познакомиться со знаменитым оружейником, но ни одного представителя «Росвооружения» и российского посольства на прием не пригласили. Такого мы с М. Калашниковым  не ожидали. Мы прилетели позже представителей «Росвооружения», и нас поселили в другом корпусе. Как потом оказалось, он был специально предназначен для самых высоких гостей Академии. Я сразу обратил внимание, что в военной Академии номера были отделаны так, как в лучшей пятизвездочной гостинице Лондона.

Я, конечно, немало бывал на дипломатических приемах и этикет знаю. 
Но это была особая встреча. Выступало много высших руководителей Саудовской Аравии. Все благодарили М. Калашникова за то, что он посетил их страну, и желали ему благополучия и здоровья. По окончании этого торжественного обеда я от имени М. Калашникова  поблагодарил организаторов выставки за гостеприимство.

Многие подходили к М. Калашникову и приглашали к себе домой в гости. Все хотели с ним познакомиться. На этом приеме М. Калашникову предложили закупить 1000  его автоматов по пять тысяч долларов каждый с выгравированным на них его  автографом, чтобы вручить их элите армии Саудовской Аравии.  Но М. Калашников сказал, что решить этот вопрос он не мог, так как вопросами продажи оружия занималось только «Росвооружение». Его завод, на котором производятся автоматы, работал только с этой организацией. (В те годы существовали такие правила продажи оружия. Потом они несколько изменились, и некоторые заводы получили право напрямую торговать произведенным оружием.)

Впоследствии я узнал, что эта выгоднейшая сделка так и не состоялась из-за различных бюрократических проволочек в «Росвооружении». Ох уж эти государственные бюрократы! Сколько потеряла Россия от их  нерасторопности,  некомпетентности и бюрократизма! Они все хотели контролировать, а в результате государство теряло столько денег, что можно было оплатить любую техническую модернизацию страны, о которой так любят рассуждать с высоких трибун.

Я вспоминаю, на сколько сотен миллионов долларов были сорваны контракты на поставку шифровальной техники из-за бюрократических проволочек. Страна, которая держала паритет в криптографии наравне с США и была  крупнейшей в мире в этой области, имела  мизерную прибыль от экспорта шифровальной техники за рубеж.

За годы «демократического» развития  упущенная прибыль России составляла десятки миллиардов долларов из-за  того, что государственные бюрократические согласования на  продажу  криптографического оборудования были настолько сложны и затянуты, что часто зарубежные заказчики предпочитали покупать  аналогичную технику у более расторопных и сговорчивых западных компаний. Вот Вам и цена правления некоторых бюрократов!

Это маленькое отступление я сделал потому, что знаю много талантливейших российских изобретателей. Их творческий потенциал, к сожалению, не нашел применения в России, хотя  их научные разработки были лучшими в мире. Порой бывает обидно за Державу. 

Видя такое отношение к М. Калашникову со стороны высшего руководства крупнейшей арабской страны, я испытывал чувство огромной гордости, что именно наш соотечественник своим талантом и изобретениями добился таких выдающихся результатов в мире. Российские СМИ в основном восхищаются достижениями различных русских финансистов и менеджеров. Я много лет работал в арабских странах, но не слышал, чтобы кто-либо о них там лестно отзывался.

Когда выставка закончилась, М. Калашникова и меня провожали в аэропорт почти все российское посольство и даже российский посол К. Нас провели в зал аэропорта для приема особо важных гостей Саудовской Аравии. До сих пор вспоминаю, с какой арабской роскошью был оформлено это помещение. Вот в чем не откажешь арабам, так это в их умении создавать сказочные интерьеры.

Судя по всему, нашего посла К. очень сильно задело, что его не пригласили на такой важный прием. Он почему-то решил, что в этом виноват я. Удивительно, посол, а не мог сдержаться. Такой устроил скандал, что, мол, я специально «приклеился» к М. Калашникову, чтобы купаться в лучах его славы,  и сорвал важнейшее государственное мероприятие, так как меня, а не его,  пригласили на правительственный ужин. Он грозил, что сообщит лично министру иностранных дел России о моем недостойном поведении. 

Удивительно, что  компания «Росвооружение» не выделила специального сопровождающего такому уважаемому человеку, которому действительно нужна была повседневная помощь в чужой стране. Претензии посла ко мне были совершенно не обоснованы.

Я не стал с ним спорить и что-либо доказывать. Моя компания самостоятельно оплатила участие в выставке. Ничего предосудительного я, по-моему, не сделал.

Молчал и М. Калашников. Видимо,  российский посол хотел показать свою важность и значимость в стране, поэтому на трап самолета нас пригласили, когда самолет был уже полностью заполнен пассажирами. В арабских странах принято, что самые важные пассажиры заходят в самолет последними перед самым вылетом.

Когда мы с М. Калашниковым зашли в самолет, оказалось, что наши места находятся в самом хвосте. Конечно, в эконом классе. Никто билеты нам не поменял. Когда мы  заняли свои места, Михаил Тимофеевич с горечью произнес фразу, которую я запомнил навсегда: «Выперли!»

Многим государственным бюрократам нет никакого  дела до престижа своей страны и до выдающегося ученого. Главное - это «выпереть» порученное дело!

На обратном пути мы летели через Дубаи. В аэропорте я обратился к представителю Аэрофлота, чтобы поучить билеты в бизнес классе. Я удивился, какой прекрасный прием устроили там М. Калашникову! В Москву мы летели бизнес классом.

Я рад, что мне посчастливилось познакомиться с этим замечательным человеком, Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Держава, которая не может достойно охранять интеллектуальные права своих талантливых изобретателей, в конце концов, будет покупать заграничную технику, созданную на основе российских изобретений, не востребованных в России. Какие огромные убытки понесла Россия из-за того, что многие страны фактически украли технологию производства знаменитых автоматов Калашникова. Но бюрократов это не волнует. Практически ни с кого спросить невозможно. Каждый научился «выпирать» порученное ему дело.

Эта встреча  с выдающимся изобретателем помогла мне в дальнейшем понять, как нужно разрабатывать военную технику. Главное - это её надежность и безотказность. А в криптографии к этому добавляется еще важнейший параметр – невозможность дешифровать сообщения, которые были зашифрованы такой аппаратурой.
Что можно сказать об итогах этой выставки для моей компании? Спустя  некоторое время  Академия Безопасности Саудовской Аравии стала предлагать  многим арабским странам шифраторы, выпущенные моей компанией.