Бобовая неделя

Анна Боднарук
     Больше недели лили дожди. Люди устали от ненастной погоды, даже не смотря на то, что у них есть возможность раскрыть над головой зонтик или укрыться в домах. Каково же растениям? Вся картошка в моём огороде полегла. Только бобы, подобно бравым солдатам, стойко держали тугие стручки.
     - Мать моя – женщина! Сколько ж у тебя бобов насажено! – Заглядывая через забор, воскликнула соседка, Раиса Семёновна.
     - Мне сказали, что бобы проволочник отпугивают, - оправдывалась я. – Когда садила картошку, в каждую лунку кидала по бобовому зёрнышку. Потом эти бобы раньше картошки взошли. Дальше-больше. Не по одной бодылке выросли, а сразу по три, а то и по пять. Бобовые кусты. Земля удобренная. Вот какой урожай зреет…
     - Ага. На бобы будет урожай, а картошка будет мелкая. Бобы всю силу из неё высосут. Спасай картошечку, а то, как зиму будешь зимовать? Без картошки, какая ж еда?
     - Твоя, правда, Семёновна. Сейчас переоденусь и возьмусь за них.
     Сказать легко, а как до дела дошло – ох и намаялась я с этими бобами. Корневая часть растения не менее богатая, чем наземная. Выдёргивая бобовину, тревожу картошку. А ей ещё расти и расти надо. Тогда я решила просто ломать бобовые стебли. Носить их охапками оказалось ещё труднее. Так много этих бобов оказалось, что пришлось огород разделить на участки. Даже сын мой, Гриша, помогал обрывать стручки. Больше половины мешка домой мне привёз. А ещё самый сезон огурцов. И их нужно «до ума» доводить. Вечером посолила я огурцы, включила радио и принялась чистить бобы. О-о, эта работа только для самых терпеливых людей. Гороховый стручок сожмёшь пальцами – он щёлкнет и половинки раскроются. Бобы так просто отдавать зёрна не хотят. Зрелые просто вышелушить. Сладкие зелёные приходилось каждое зёрнышко из мягкой спаленки выковыривать. А мусору столько – мама дорогая! Замучилась носить к мусоропроводу. Привезённые почистила и решила: оставшиеся бобы прямо в саду чистить. Так и сделала. Обидно даже: работы невпроворот, а я сижу. Хоть разорвись: урожая жалко и потерянного времени тоже жалко.
     Мало-помалу, а работа всё же продвигалась. Себе начистила семилитровое ведро зёрен. Помыла, перебрала, кружкой в целлофановые пакетики расфасовала. Сложила в морозильную камеру. Восемнадцать пакетиков! Это если распределить на двенадцать месяцев, то по одному, по два супа в месяц. Не так уж и много.
     По пятилитровому ведёрку начистила обоим сынам, да ещё знакомых одарила. Признаюсь: до того устала, что на эти бобы уже и смотреть не могу. А ещё горох меня дожидается. Две небольшие грядки гороха выдергала, села на крыльце, на низенькую скамеечку, перед ворохом гороховых стеблей, тяжеленько вздохнула и принялась стручки обрывать.
     Мой садовый домик на пригорке. К крыльцу девять ступенек поднимаются. Перед порогом цементом залитая площадка. Вот на ней я и разместилась. Сижу, руки своё дело делают, а мыслям удержу нет. Вдруг, прямо таки почувствовала, что на меня кто-то смотрит. Глянула на лестницу, и всё во мне похолодело. Здоровенный, абсолютно чёрный котище крадётся вверх по ступенькам. Немигающие глазища на меня вперил и, приседая на мягких лапках, шаг за шагом приближается к площадке.
     «Что делать?! Что делать?!» - забилась тревожная мысль в голове.
     - Пошёл прочь, чёрная бестия! – замахала на него рукой с зажатым в кулаке гороховым стручком. А кот как прыгнет, да прямо к моим ногам. Второй прыжок в сторону и скрылся за углом дома. А я ещё несколько минут не могла в себя прийти.
     Маленько успокоившись, поняла: ничего не подозревая, я разместилась со своим гороховым хозяйством как раз на кошачьей тропе. Бродячее зверьё лучше меня, все ходы и выходы знают. Они же местные. Я хоть и хозяйка, по человеческим меркам, а по природным – они тут хозяева. И не они мне мешают спокойно жить, а я у них стала препоной на привычном пути.
     Ладно. Пересыпала из ведра гороховые стручки в сумку и, нагибаясь под тяжестью, пошла к калитке. Дома, как обычно, домашних дел – гора неизбывная. За суетой не заметила, как сумерки опустились. По-доброму, надо бы ко сну готовиться. Но, разве ж могу я себе позволить такую роскошь? Села прямо в комнате, перед журнальным столиком горох шелушить. Телевизор включила, а там с экрана людское горе рекой полилось: Грузия на Осетию напала.
     «Какая дикость! Какое варварство! Когда же люди воевать перестанут и научатся мирно решать назревшие проблемы?» - думала я. А сама до часу ночи «воевала» с горохом. Оценивающе посмотрела: добрую половину почистила. Сил больше нет. Устала. Надо бы и отдохнуть, на это Богом ночь дана. Вздохнула и пошла закрывать окна на балконе. Раньше не закрывала, а сегодня слышала от людей, что летучие мыши зачастили «в гости» в Красноярске, да и в нашем городе были случаи. «Мне только этой напасти не хватало…» - корила я себя за забывчивость, ведь окна нужно было ещё с вечера закрыть.
     Легла на диван, выключила ночник. Засыпать стала. И где-то в полусне слышу: з-з-зинь! Сон, как рукой сняло.
     - Комар залетел! Ну, этот мерзавец не даст уснуть…
     Включила свет. А толку? Комара как и не бывало. Всё осмотрела. Нет его! Делать нечего, легла. Свет выключила. Минуты не прошло – опять зудит над головой… Мучилась-мучилась – ни сна, ни отдыха. Плюнула в сердцах и опять села горох чистить. От усталости глаза слипаются. Вымыла руки, сама подумала: «Будь, что будет! Сил уже нет. Три часа ночи! Спать хочу…»
     Легла. Не помню, как и сон сморил. И всё же проснулась, от боли конечно. Инстинктивно хлопнула себя ладонью по лбу и даже мокрое под пальцами ощутила. Дело ясное: насосавшегося комара прихлопнула. Включила свет, посмотрела на искусанные руки и ужаснулась: какой же ты прожорливый! И тут же вспомнила слова из народной песни: а комарик мушка махонькая… Дьявольское ты отродье! – в сердцах, почёсывая укусы, ругала ночного вампира. Пришлось настойкой из Золотого уса протереть укусы, чтоб унять зуд.
     Зазвонил сотовый телефон.
     - Что у тебя случилось? Почему не спишь? – из трубки послышался обеспокоенный голос старшего сына. – Я сегодня в ночную смену работаю. После ликвидации аварии мимо твоего дома проезжали…
     - Всего один комар залетел, а беспокойства на пол ночи хватило.
     - Понятно, Спокойной ночи, - пожелал мне сын и телефон умолк. На экране прочитала: «Пятница. 15 августа.» - Да-а, уже пятница. Целую неделю длилась бобовая эпопея!.. На что мы только жизнь свою тратим?..

                16 августа 2008 года.