Безобидные птички

Анна Боднарук
               
     Если мысленно представить себе существо, которое способно причинить вред хозяйству человека, то невольно на ум приходит нечто большое, неуклюжее. Но в жизни как раз наоборот. Взять хотя бы маленькую мышку или крохотный червячок, который желает полакомиться ягодкой малины. Честно сказать: не каждый способен любоваться этой тварью. Обычно любуются птицами, когда они летают, когда едят. Слушают птичьи трели. Любуются опереньем, походкой. Счастливая улыбка озаряет любого из нас при виде плавающей птицы. Даже на ворону можно спокойно смотреть, но только до той минуты, пока она не начнёт каркать. И я сотни раз за свою жизнь слушала, любовалась, удивлялась. Но, то что случилось третьего дня, перевернуло все мои представления о птицах, так сказать: с ног на голову. А дело вот как было.
     И в прошлые годы, моя соседка по саду, Раиса Семёновна, с большой заботой относилась к летающим нашим друзьям. Мочёным хлебом угощала, семечками, а то и крупу, что с прошлого года в тумбочке завалялась, на широкой дощечке рассыплет. Пируют птицы, а Семёновна издали поглядывает, да похваливает. Бывает рассердится. Это, когда воробушки между собой раздерутся. Я, нет-нет, да и попеняю ей. Дескать, не дело летом птиц подкармливать. Зимой – другое дело. А летом и без того им корму, хоть отбавляй. Пускай на деревьях и кустах вредителей всяких клюют. Раиса и слушать не желала. Я вздыхала и про себя думала: «Зря птиц балует. В дикой природе каждой пичужке своя роль уготована. Так сказать – своя ниша. А нарочитое добро, как бы бедой не обернулось…»
     Подумала так и забыла. Мало ли какие думки в голове зарождаются и бесследно исчезают. Если б кому вздумалось каждую мысль записывать, вряд бы ему это удалось. Пока слово запишешь, ещё три мысли промелькнут и каждая из нескольких слов состоит. Даже если улавливающий мысли прибор изобретут и тот перегорит при первом же испытании. Мысли ведь наши слоистые. Много всего недосказанного, недодуманного мы на «потом» оставляем. Всё торопимся куда-то. Хуже того – охладеваем на пол дороги. Вот и сейчас пишу, а мысль уже подначивает: не в ту сторону свернула. Выходи на главную линию, о птицах же хотела рассказать.
     Нынешним летом многие садоводы стали примечать увеличение воробьиного потомства. С некоторых пор не стали поля химией опрыскивать. Воробьям приволье. Мало этого, до того они обнаглели, что даже скворцов из скворечен выжили. На столбе, между моим и Раиным огородом, в скворечнике воробьиная пара за лето по два выводка успевает вырастить.
     А Раиса Семёновна не на шутку расстаралась. По целому килограмму пшённой крупы покупает. И всё для того, чтоб в выходные дни птиц побаловать. Столько птиц слеталось, что я диву давалась. Заборы, ветки яблонь, всё, на чём можно было сидеть, занято птицами. На мои увещевания соседка просто отмахивалась.
     Время не стоит на месте. Подошла ягодная пора. Зарумянилась клубничка, склонила головки зардевшаяся земляничка. Покраснели от ягод кусты войлочной вишни. Суббота с воскресеньем промелькнули в обычных садовых хлопотах. Собрала ведро клубники, а с вишней решила подождать денька два. Пускай на солнышке ягодки погреются, слаще будут. Но, уже в понедельник, началось что-то невероятное. Хотя, если вдуматься, то ответ прост, как сама жизнь. В рабочие дни Раиса Семёновна в сад не ходит. По возрасту – пенсионерка, но продолжает работать маляром. Устаёт за день. Да и время не позволяет ехать. Только птицам это не объяснишь. Прикормленные птахи слетелись на пир, а еды-то нет. Посидели кто где, подождали. А голод торопит. Вот и принялись, вчера ещё желанные гости, «громить» сад. Склевали Раину клубнику, обклевали кусты вишни, а за одно и малину. «Чисто вымели» соседкин сад. Да и моему саду досталось. Так осмелели птицы, что ходят по грядкам подобно домашним курочкам. Стрижи, сойки, воробьи – прямо таки птичье нашествие. Я голос сорвала шикая на них. А толку чуть да маленько. Всю запланированную работу пришлось отложить на неопределённый срок. Принялась на свои вишнёвые кусты газетные шуршалки привязывать. Какую-то часть урожая всё же спасла.
     Под вечер села на скамейку на крыльце и призадумалась: что есть в нашем понимании добро? Применимо ли это слово в этой, в общем-то грустной истории?.. Какое ж тут добро, коли разграблен птицами огород! А леточко один раз в году родит… Вот и думай теперь, как втолковать, уже немолодой женщине, сердобольной любительнице птиц, умерить свой порыв?.. Ответ один: во всём должна быть мера. Каждой работе своё время. Ещё старики говаривали: передашь кутье мёду – есть не станешь. А без ума работа – круглая сирота…

                21 июня 2008 года.