Образование на уровне безграмотности

Александр Анайкин
Сейчас много пишут и говорят о низком уровне образования в России. С этим нельзя не согласиться. Последние пятнадцать лет до пенсии я работал на стройке. Не смотря на то, что стройка сегодняшнего дня весьма существенно отличается от уровня пика, вершины социализма, всё же в ней много от того СССР. Например, осталась великая текучка кадров. Молодёжь приходит на стройку в надежде на быстрые и большие заработки. Но скоро понимает всю абсурдность своих взглядов. Чтобы хорошо зарабатывать, надо хоть что-то уметь делать. Ребята же, прибывающие в основном из села, в глаза не видели простейшие инструменты: не знают, что такое шпатель, тёрка и так далее. Я это не в укор молодёжи. Парням такие знания были не нужны у себя в селе. Всё так. Но вот что меня весьма поражало, так это катастрофически низкий уровень школьных знаний. Пацаны, как можно было понять даже из обыденных разговоров, понятия не имели об элементарных школьных предметах. Именно предметах, настолько зияющие провалы были в знаниях. Сначала я думал, что такое удручающее положение характерно лишь для села, но потом убедился, что и городские парни не далеко ушли в своей грамотности. Например, молодой человек, окончивший у нас в Самаре школу, мог никогда не слышать об Уинстоне Черчилле. Но ведь парень имеет «аттестат зрелости». Это частный пример из реальной жизни.
Многие сейчас, уверен, сразу же воскликнут, что правильно, такого раньше не было. Но я, вспомнив былые годы, вполне опровергну столь опрометчивое утверждение. В свое время, а точнее, во время службы в армии, я занимал должность инструктора «передовых методов труда». Если перевести столь замысловатое словосочетание на нормальный язык, то это будет означать работу обычным преподавателем по штукатурному делу. И теперь, заговорив о современной школе, я волей неволей вспомнил и эти мои годы на поприще преподавателя. Честно скажу, тогда меня тоже поражало незнание, махровая безграмотность молодёжи. Многие выходцы из Средней Азии очень плохо владели русским языком. Встречались и такие, кто вообще не знал русского языка. А вот теперь подумаем, каким образом те парни получали «аттестат зрелости», когда все предметы преподавались на русском языке. Выходит, что эти парни вообще ничего не знали. В самом деле, ведь весьма сомнительно, что человек, не знающий языка, поймёт какой-либо другой предмет, если ему его будут преподавать на русском. Возникает тогда вопрос, а как же они тогда получали документ об окончании средней школы? А ведь это всё были люди со средним образованием. Мне могут возразить, что это, мол, туркмены, что с них возьмёшь. Но ведь эти таджики, киргизы, узбеки учились всё же в советской школе. Что, не так? Так. И потом, не надо думать, что азиаты очень уж сильно в своём невежестве отличались от наших русских парней. Да, наш российский паренёк легко находил на карте Москву, чего зачастую не могли сделать азиаты, но в остальном он так же плохо знал географию. А другие предметы русский паренёк знал лучше географии? Я лично сильно в этом сомневаюсь. Да что там простые парни с обычным школьным образованием. Я и сейчас, общаясь в интернете с людьми, имеющими высшее образование и солидный жизненный опыт, наблюдаю колоссальный уровень безграмотности. Например, обычный советский человек до сих пор, по крайней мере очень многие, даже понятия не имеют, что немцы в начале войны брали в плен не то что полками, не то что дивизиями, но армиями. Мало кто и сегодня знает, что в немецкие котлы попадали по три, четыре советские армии, как, скажем, было под Киевом или Харьковом. Да что там армии, у нас фронты громились и переставали существовать в течение недели. Разве не так было с нашим Западным фронтом, который перестал фактически существовать буквально через неделю после вторжения немцев в СССР. Конечно, о таких неудобных вещах преподаватели старались попросту замалчивать. Да учителя и сами чаще всего не были информированы должным образом. Все знали про окружённую группировку армии Паулюса, но про наши окружённые миллионные группировки никто не знал из простого народа. То есть у нас изначально образование было поставлено таким образом, чтобы обходить острые углы. И обходили по всем предметам, не только по истории. Система образования у нас уже многие годы выпускает некачественный материал. Да, вот ещё один простой пример – изучение иностранных языков в школе. Изучая иностранный язык пять, шесть лет, школьник его, по сути, не знал. Да что школьник! Положа руку на сердце, много людей, имеющих высшее образование, знают у нас в стране языки? Да единицы.
Сейчас много говорят о якобы непомерных нагрузках на школьника. Бедненькие школяры, как бы им помочь. Надо и предметы сократить, и ввести перерывы на гимнастику, удлинить перемены. Спорят даже о том, стоит ли обучать мальчиков и девочек совместно.
Всё это несущественная болтология, которая велась всегда. Эта болтология существует потому, что люди боятся сказать сами себе правду, нелицеприятную правду. Всё это не главное. А главным является то, что у нас нет заинтересованных общественных институтов, которые бы хотели видеть у себя грамотных молодых людей. Как, например, делается в Соединённых Штатах. Там фирмы уже на школьной скамье ищут себе таланты, продолжают перспективную молодёжь пестовать и в вузах. Заключают с юными талантами контракты на последующее трудоустройство в своей фирме. У нас этого ничего нет. У нас вообще как такового нет предпринимательства. Есть видимость, фикция. Именно поэтому мы и остаёмся до сих пор лишь поставщиком сырья и оружия по демпинговым ценам, сами закупая на «загнивающем западе» даже мелочёвку. Наша система как была не конкурентоспособной, так и остаётся такой по сей день. Говорить об успехах в образовании всё равно, что болтать о спортивных успехах. Нельзя выигрывать медали, когда наши люди не могут приобрести себе элементарных кроссовок или другой спортивный инвентарь. Мы можем снимать чиновников, тасовать их как хотим, но результата не достигнем, потому что у нас нет массового спорта. Наши люди не могут позволить себе купить лыжи, не то, что поехать на горную спортивную базу, где один день обходиться нашему человеку в десятки тысяч рублей. Тоже самое происходит и с образованием. Наше паршивое образование является всего лишь следствием нашей гнилой системы. Мы погрязли в экономическом коллапсе, просто находимся в многолетнем экономическом штопоре.
Но всё же как то улучшить ситуацию можно и сейчас. Как это сделать? Думаю, что нам необходимо заинтересовать каждого школьника материально. Как? Да поощрять победителей всевозможных олимпиад не просто грамотами, а реальными ценностями. Крупные денежные призы, причём не только победителям ученикам, но и учителям, подготовивших их. И не суть важно, преподаёт это педагог в этой же школе, где обучается школьник или нет. Школьникам можно даже делать заявки на своих наставников. Я победил благодаря такому то педагогу, который мне помог. Олимпиады проводить по всем предметам, включая и физическую культуру.
Ещё немаловажная деталь. Необходимо дифференцированно подходить к обучению. Зачем всех, например, обучать иностранным языкам. Тем более, что государство боится даже иностранные газеты в киосках продавать. Люди разные. Ребёнок из малообеспеченной и неблагополучной семьи всё равно не будет знать иностранный язык. Это мы уже видим в течение многих лет в реалии. Так зачем выбрасывать деньги на ветер? Надо сделать школы по специальностям. Кто-то будет инженером, пусть. Тогда им нужна серьёзная подготовка по математике. Кто-то будет гуманитарием. Пусть. Им нужна серьёзная подготовка по соответствующим дисциплинам.
У нас зачастую бытует глупое мнение, что вот педагог преподаёт столь хорошо, что и дома предмет учить не надо. Скажем историю. Это мнение дураков. Настоящий педагог преподаёт так, чтобы у ученика возникло желание углублять свои знания. Есть ведь предметы, которые необходимо изучать, скажем, путешествуя по свету. Допустим архитектура. Нельзя изучать предмет лишь по картинкам. Для столь углублённого изучения предмета, нужны средства. Вот и пусть предметы, которые требуют больших финансовых затрат изучают дети обеспеченных родителей. Пусть родители взваливают на себя бремя обучения. Вы скажете, что такие проекты оскорбительны для талантливой, но бедной молодёжи. А вот когда наши фирмачи будут действительно заинтересованы в том, чтобы брать к себе таланты, а не просто мажоров, вот тогда они и будут выявлять вундеркиндов. А пока пусть уникумы выбиваются через олимпиады. Кстати, обида и ущемлённость будет подталкивать бедняков к старанию в учёбе, как это было, скажем, в царской России. Надо сделать школы с самыми разнообразными программами. Пусть где то обучают больше рабочим профессия, где то академическим. Надо смотреть правде в лицо. В обществе как не было равенства, так никогда и не будет. Поэтому с этих позиций надо подходить и к обучению.
Учителей тоже надо максимально дифференцировать. Те, чьи ученики выигрывают на олимпиадах или в других конкурсах, поощрять материально. Если педагог преподаёт математику в школе для избранных, то он и получать должен значительно больше того, кто преподаёт этот же предмет в школе, где это предмет не профилирующий. У педагога тоже должен быть стимул к росту. В заработке педагога должно учитываться и дальнейшее продвижение его учеников. Если молодой человек поступил, скажем, на математический факультет престижного вуза, то и ранг педагога, который его обучал, должен повыситься.
Люди не стадо, они все разные. Вот с этих позиций и надо подходить и в обучении.