Евгений Онегин- свобода и брак

Нина Милова
Посвящается Галине Радциг, одному из моих самых читаемых авторов на Проза.Ру.

В романе Евгений Онегин можно обнаружить много интересных тем. О некоторых из них я уже писала в других своих произведениях. Здесь же хочу коснуться темы свободы и брака в том виде, в котором они прослеживаются в этом романе. Начать можно почти что с любого места, потому как в романе есть множество размышлений по этой теме, но я  пожалуй начну с диалога Татьяны и её няни. Вот что говорит няня по этому поводу:

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.


Вот по таком традиции заключались браки между крепостными крестьянами в старину. Ни мысли о любви, ни о свободе выбора тут даже и не было. Брак заключался не по решению молодых, но по традиции, или по экономической необходимости, нередко ещё даже до наступления половой зрелости. Это вызывает слёзы и скорбь няни. Татьяна, однако живёт в условиях более приближённых к современным. Молодых людей никто не принуждает к браку и они в праве сами выбирать себе партнёра. И что же? Лучше ли от того Татьяне?

«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»

Вот как! Условия совсем другие,никакого принуждения нет. Вступай в брак когда пожелаешь и с кем пожелаешь, живи и радуйся! Ho чувства у девушки всё те же. И няня горько плакала и Татьяна плакать и рыдать готова! Лучше ли кому-то стало оттого, что теперь молодым дана преполнейшая свобода в деле заключения брака?

И вспомнился мне также рассказ моего учителя по информатике из Бангладеша. Ему посчастливилось родится уже в наши дни в аграрной стране, где браки заключались примерно так же, как у Татьяниной няни в старину, то есть по договору между родителями. Когда же ему пришло время жениться то он заявил отцу, что не будет следовать этой средневековой традиции и найдёт для себя невесту он сам, на что отец его охотно благословил. Однако вскоре ему пришлось явится назад к отцу и просить его, чтобы отец нашёл ему подходящую невесту, потому как сам для себя он невесту найти так и не смог. Похоже беда заключается в том, что свободные, но неопытные люди очень часто оказываются неспособны самостоятельно вступить в брак.

B данном романе противопоставляется два типа мужчин: Онегин и Ленский, и два типа женщин: Татьяна и Ольга.  У Ленского и Ольги всё казалось бы складывается идеально. У Татьяны и Онегина  ничего не клеится на первый взгляд. Такие противоположные личности и такие противоположные ваимоотношения! Влияет ли тип личноcти на способность к вступлению в брак?

Ленский молод, полон гормонов, наивен, идеалистичен. Онегин - опытен, холоден, расчётлив, гибок в своих взглядах. Является ли один лучшим материалом для брака, чем другой? На первый взгляд казалось бы да, но на самом деле оказывается, что нет! Ни у того, ни у другого с браком ничего не вышло. Почему? Да потому что свободолюбивый мужчина не пригоден для брака, каким бы он ни был!

Теперь посмотрим на девушек. Опять две прямые противоположности. Одна красива, игрива, послушна, легкомысленна, типичный экстраверт.  Вторая дика печальна, молчалива, типичный интроверт с трудом вступающий вообще в какие-либо отношения, даже малообщительный с матерью и отцом, даже не тешаший себя куклой, как субститутом общения с живым существом, да и очей бы ни чем особым не привлекла. Будут ли у такой трудности в общении с потенциальным партнёром? И безусловно будут! Вполне возможно что такая Татьяна только и способна вступить в брак по принуждению, что наконец и случилось. Означает ли это, что Ольга гораздо лучший материал для брака, чем Татьяна? На первый взгляд казалось бы, что да, но в конце-концов оказалось, что нет! Они обе удачно вышли замуж и были счастливы в браке. Похоже, что практически любая женщина создана для брака, какой бы она ни была!

И вот таким образом мы имеем двух свободных женщин, готовых и желающих вступить в брак и двyх свободных мужчин, питающих к ним самые нежные чувства. Должно ли из этой ситуации назреть два абсолютно свободных и полноправных брака? Очевидно, что всем окружающим кажется, что должно. И Ленскому с Ольгой "прочили венци друзья соседи, их отцы", и Татьяне прочили жениха в лице Онегина. Но на самом-то деле ничегошеньки не вышло ни у одной из этих пар. А почему? Да потому что мысли двух молодых свободных людей были совершенно где-то не там. И Ленский "не имел конечно охоты узы брака несть" и Онегин порешил, что "супружество им будет мука". Свободные молодые люди оказались абсолютно некудышным материалом для брака и двум сёстрам пришлось выходить замуж совсем не за них. Однако им повезло в том, что в то время была куча военных. И Ольге достался улан и Татьяна вышла замуж за генерала.

Bоенные люди, как и крепостные, не приучены к свободе. Они знают как делать вещи строго по расписанию. Они знают, что высшая доблесть - это следовать коммандам. Надо ложиться под пули - значит ничего не сделаешь, надо лечь! Должен жениться, ну и тем паче, значит женюсь! У военных как ни у кого развито чувство ответственности и долга, и если бы не они, то сидеть бы двум сёстрам до старости в девках.

Ну а как же складывается судьба у свободного человека? Такого истинно свободного, например как Онегин? С виду всё у него хорошо! И образован и умён и хорош собой, и богат и успех везде имеет, и знает как шикарно жить всегда в своё удовольствие. И что его ждёт в конце? Депрессия, одиночество, изоляция, разочарование.

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Избалованный и изнеженный своей свободой, он оказывается абсолютно никому не нужен, потому как для себя он уже поимел всё, а другим не хочет отдать ничего, eго жизнь очень скоро заходит в тупик. Он становится не нужен даже Татьяне, которая казалось просто помирала от любви к нему! Как такое могло произойти? Да очень просто, всё дело во времени. Когда Татьяна нуждалась в нём, он её отверг, она была ему не нужна. А когда она вышла замуж, то он вдруг понял, как она хороша и как она на самом деле нужна ему, но она-то уже без него обошлась! Вот что оказывается получается из взаимоотношений, когда человек старается вступить в них лишь по собственной воле, руководствуясь только тем, что нужно лично ему на данный момент: из них не получается ничего. Любые успешные взаимоотношения предполагают намерение обеих сторон служить не только своим интересам, но искренне заботиться об интересах других. С другой стороны Татьяна, которая начисто отказалась от личной свободы, вышла замуж не за того, кого любила, но за того, за кого было надо и ни смотря ни на что будет век ему верна, в конце оказывается победительницей. Она хороша, она княгиня, она любима, её ласкает свет. Пушкин, легендарный певец свободы, назвал её Идеалом (с большой буквы!). Автор показывает нам, что у свободы увы есть дорогая цена! Как будто автор призывает современного человека добровольно отказаться от этого сладкого яда, именуемого "свобода", который способен превратить даже такого подающего большие надежды молодого человека, как Онегин в абсолютный ноль, между тем как отказ от свободы, возвышает казалось бы ничем не приметную девочку Таню до уровня княгини. Cвобода, нам дана, но мы не можем её принять. Это только своего рода тест на зрелость. Человек познаётся в том, как он способен отказаться от личной свободы.

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Похоже, что заканчивая это произведение автор решил положить конец Онегину в самом себе, отказаться от драгоценной для него личной свободы и добровольно вступить в брак, в брак, который увы, тоже не удался.


На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Так писал разочарованный собственным браком Пушкин несколько лет спустя. Какая прямая противоположность словам из Онегинского письма! Как, справедливо заметила Галина Радциг, возможно его ошибка и корень этого разочарования заключался в том, что поэт не понимал, что брак даётся нам не для счастья, но как тяжёлое, хоть и необходимое испытание.