Он не выдумывал страданий,...

Эрнст Саприцкий
   Милый мой Вяземский…Письмо это тебе вручит очень милая и добрая девушка, которую один из твоих друзей неосторожно обрюхатил. Полагаюсь на твое человеколюбие и дружбу. Приюти ее в Москве и дай ей денег, сколько ей понадобится, а потом отправь в Болдино (в мою вотчину, где водятся курицы, петухи и медведи)….
     При сем с отеческой нежностью прошу тебя позаботиться о будущем малютке, если то будет мальчик (курсив мой – Э.С.). Отсылать его в Воспитательный дом мне не хочется, а нельзя ли его покамест отдать в какую-нибудь деревеньку – хоть в Остафьево. Милый мой, мне совестно ей-богу…но тут уж не до совести…
Пушкин – П.А. Вяземскому. Конец апреля – начало мая 1826 г. Из Михайловского в Москву.

Он, к сожаленью, тоже барин,
Шестисотлетний дворянин…
Лишь только если будет сын,
А если девочка? Бог с ней?
Увы, он тоже лицедей…

О, как же трудно Богом быть
И нас по совести судить,
Когда национальный гений,
И тот достоин осуждений!...

Милый мой, мне совестно ей-богу…(там же)
---
Ах! Чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто…едина разве совесть…
«Борис Годунов»
---
….Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть…
«Скупой рыцарь»
 
Он не выдумывал страданий,
Немало сам их пережил…
Частицы выстраданных знаний
До срока в памяти хранил,
Чтоб после переплавить их
В пронзительный и жгучий стих…
18.08.06