Цветы - дети жизни

Александр Пекельный
Татьяна Волкова работает в разных жанрах, однако трудно не согласиться с тем, что именно цветы - благоухающая душа её живописи. Её цветочные акварели не просто живописны. Они удивительно точны, осязаемы, словно сама природа подражает искусству, как удачно пошутил Оскар Уайльд. И вместе с тем это, конечно, не фотография! Цветы Татьяны Волковой живут своей жизнью на холсте и дарят нам иллюзию их реального присутствия где-то рядом с нами.

Цветов у Татьяны Волковой целые россыпи - "всамделишных", настоящих. Неистощимый калейдоскоп астр, хризантем, сирени, ромашек, орхидей… Практически все цветы удаются художнице одинаково хорошо. Складывается впечатление, что "оживление" цветов на холсте - некий мистический акт для Татьяны, как будто она сама перевоплощается во время сеанса живописи в предмет изображения. И потому её "питомцы" так одухотворены. Собрание цветочной живописи Татьяны Волковой - настоящая энциклопедия флористики!

Иногда, глядя на работы Татьяны, невольно ощущаешь, что её цветы - как люди в пору душевного и духовного расцвета. Они олицетворяют собой немеркнущую радость жизни в её кульминационные моменты. Они как будто отдают миру всю свою красоту в это мгновение, остановленное художницей! Они наслаждаются собственным великолепием, купаются в неге продолговатых лепестков, похожих на маленькие лодочки. Как величественны и эротичны ирисы Волковой! Они следят за своей красотой, они, может быть, немножко женщины...

Казалось бы, зачем изображать цветы, да ещё в таких количествах, если можно просто сходить в цветочный магазин и купить их? Но одно другому не мешает. Конечно же, Татьяна Волкова любит и цветы из магазина, и полевые цветы, сорванные на полянке в лесу. Иначе она бы не рисовала их с такой любовью! С другой стороны, цветы для художника подобны живой натуре: работа над ними помогает художнику сохранить верность глаза и чёткость руки. Поэтому многие пишут цветы просто так, для тренировки техники рисования. Это как этюды для пианиста. И, вместе с тем, в работе над цветами меньше напряжения, больше радости, лёгкости, непринуждённости: что может быть естественнее? Цветы и на бумаге, и на холсте не пропадут, они всегда востребованы. Подобно живым цветам, их можно подарить людям как непреходящую радость.

Цветок, сорванный дерзкой рукой человека и поставленный в вазу, живёт максимум две-три недели. На грядке от проживёт чуть подольше, а затем всё равно увянет, правда, корни останутся нетронутыми. Перенесение цветов на холст - попытка их бессмертия. Особые чувства вызывает у меня лепесток, или даже целый цветок, которые ваза нечаянно уронила на стол. Выпавший из "гнезда" вазы цветок навевает грустные, но светлые мысли о разной судьбе всего живого. Есть что-то высокопоэтичное в этой героической попытке эскапизма, в этом полёте лепестка или веточки цветка из тесного букета на "свободу"! У Татьяны Волковой всё это здорово обыграно "случайностью" только что прошедшего дождя. Это он, случайный ливень, выбил веточку сирени из вазы, где ей было невыносимо тесно среди себе подобных! Ливень выступил для неё "господом богом", исполнив её сокровенное желание побыть в одиночестве. Может быть, впоследствии она будет тосковать по дням, проведённым в коллективе, среди своих собратьев. Ведь осознавать себя частью целого и быть в одном строю с другими - тоже весьма ответственная задача, которая по плечу немногим.