Возвращая себя к жизни

Михаил Лайтман
Беседа восходящей звезды российского кино, известного израильского актера А.Демидова, сыгравшего главную роль в многосерийном фильме "Иван Грозный" с профессором онтологии и теории познания, каббалистом М. Лайтманом.

А. Демидов: Дорогие друзья, мы сейчас начинаем такую историю в Израиле, перед которой я просто робею. Мы начинаем читать для большого количества людей Книгу Зоар.У нас в гостях доктор, профессор Михаэль Лайтман. Он поможет нам пробраться в эту книгу и понять, что это за книга такая.

М. Лайтман: Ну, насчет "пробраться" в нее - я не думаю, что это так уж легко. Книга эта - действительно тайная, скрытая. Открыть ее - значит, ввести себя в повествование этой книги, внутрь нее.

Скажем, в детстве ты читаешь какую-то захватывающую книжку, приключения какие-нибудь, например, "Дети капитана Гранта". Ты входишь в нее, вместе с героями плывешь на корабле, путешествуешь по земле, - ты с ними вместе. Но закрываешь книжку… и ты уже снова у себя дома. Ты уже оторвался от этого сказочного, придуманного кем-то мира.

Правда, очень часто мы как бы продолжаем потом с этими героями жить. Как бы немножко играем в жизни эти роли. Но, в конце концов, это проходит. Жизнь берет свое. Развиваются более серьезные желания, более серьезные отношения. С жизнью мы больше связаны, чем с книгами. То есть, проходит этот период, когда мы живем в этих книгах, и мы выходим из них.

А с Книгой Зоар - как раз наоборот. Здесь получается так, что ты входишь в книгу, и потом живешь одновременно и в ней, и в нашем "нормальном" мире. "Нормальном" - потому что так мы привыкли к нему относиться и потому что так живут все остальные люди. И вместе с этим, ты существуешь в еще одном измерении, куда тебя постепенно вводит эта книга. И вводит она тебя не в мир, который существует в твоей фантазии.

Этот  мир существует, он даже еще более яркий, более сочный, более сильный, чем тот, в котором ты живешь. Даже более того, ты начинаешь понимать, осознавать, ощущать, видеть, что тот мир, который тебе сейчас раскрывается, на самом деле управляет тем твоим маленьким мирком, которым ты был ограничен раньше.

И этот мир, в который ты входишь, не исчезает, когда ты закрываешь книжку. Более того, каждый раз, когда ты вновь ее открываешь, ты познаешь его все глубже, все глубже раскрываешь этот мир в себе.

Ты даже не входишь в него, а как бы начинаешь раскрывать, что ты в нем уже существуешь. То есть, этот мир, который тебе раскрывается с помощью Книги Зоар, существует тут же, вместе с этим миром. Я его чувствую, я его вижу, я с ним взаимодействую, и каждый раз он все более явный, более богатый. Я просто живу в нем. И в то же время - в моем прежнем мире!

И существование в этих двух мирах - это не разделенная как-то двойная жизнь, а оба мира взаимно дополняют друг друга. Но тот мир, который сейчас мне раскрывается,- более величественный и сильный. Это мир высший, определяющий, из него приходят все силы, которые управляют моей маленькой прошлой жизнью. Ты видишь, что все решается на этом высшем уровне, в этом Высшем мире. А наш мир находится внутри.

То есть, ты уже видишь, как всевозможные события и движения людей определяются из этого Высшего мира.

А. Демидов: О чем говорится в Книге Зоар?

М. Лайтман: Это надо пережить. То, о чем здесь говорится, надо просто ощущать внутри себя.

Иносказательный язык Книги Зоар - такой мифологический, условный, но при этом очень точный! Если я знаю, что такое крокодил, то я через земного крокодила, - через его земной образ, - вижу те силы, которые стоят за ним, определяют его общий фон, свойства, вид, характер - абсолютно все! Я вижу в этом земном изображении все духовные свойства, и с ними я имею дело. То  есть, мне рассказывается, в принципе, о моих внутренних свойствах.

Все это мы раскрываем в себе! Райский сад, четыре реки, крокодил - все это во мне. Большое море - это малхут, в котором существуют души. С этими душами я должен слиться. То есть, вся эта картина - вся абсолютно - во мне. Все это существует в самом человеке. Тот мир, который мы видим сегодня вокруг нас, снаружи, на самом деле ощущается внутри нас. Мы же должны раскрыть мир сил, свойств и их взаимосвязи между собой.

А. Демидов: И книга эта дает нам такую возможность?

М. Лайтман: Когда мы начинаем ощущать через Книгу Зоар Высший мир, она нам показывает именно вот эти силы, которые стоят до этого нашего земного изображения и еще выше. Это и называется "Высший мир", "Высшая ступень".

А. Демидов: Но что нам это дает?

М. Лайтман: Нам это дает возможность подняться над этой иллюзией нашего мира, над иллюзией существования наших тел, над всей картиной, которая рисуется просто на экране в нашем мозгу. Как в кино: кинолента крутится, на экране появляется изображение, а на самом деле ничего этого нет.

То  есть, необходимо отказаться от этого фантастического видения, от переживаний, когда смотришь на то, что происходит на экране, и плачешь, как ребенок. Нам прокручивают какую-то картинку, а мы верим, что она настоящая. Так мы ощущаем нашу жизнь. Мы видим друг друга и взаимодействуем с этой картинкой и между собой, воспринимая все это как реально существующее.

А. Демидов: Да-да, да.

М. Лайтман: И вдруг ты начинаешь через Книгу Зоар видеть, что все это - такая голографическая картина. Это не существует. Просто ты, будто бы, и сидел, и говорил, и существовал, но на самом деле ничего этого не было.

И ты восходишь к корню этих сил, начинаешь понимать, для чего это  все было, зачем, почему. И как  бы от этой вот внешней картины начинаешь подниматься, подниматься к ее истокам - откуда она, для чего. Ты поднимаешься в высшие сферы.

При этом ты ничего не теряешь. Нам кажется, что, если я от картины отказываюсь и поднимаюсь к каким-то векторам и еще к чему-то, я что-то теряю. Нет. Наоборот, я начинаю ощущать все происходящее намного более ярко.

С. Демидов: Очень красиво написано. Понять бы…

"А все трaвы растут возле этой бесшумной реки, и растут они на каждой стороне". [мк: (Зоар, глава Бо, п.68)].

М. Лайтман: Травы - это потребность вырасти. Вода (свойство милосердия) подспудно, неявным образом развивает в нас ростки наших будущих духовных желаний. И вот они растут вокруг нее, поднимаются вверх.

А. Демидов: Еще чуть-чуть.

"Тогда поднимается это чудовище к травам, вырастая среди них. А затем возвращается ко всем этим рекам." [мк: (Зоар, глава Бо, п.68)].

М. Лайтман: И дальше существует в них как свойство мудрости в свойстве милосердия. Таким образом в нас постепенно развиваются все эти свойства.

Вода - это, в принципе, неживая субстанция. Но она дает жизнь. Благодаря ей из земли развивается растение. Потому что свойство милосердия, когда оно соединяется со свойством земли - эгоизмом, - как раз и дает ту живительную силу земле - эгоистическому свойству, - благодаря которой из него начинают произрастать новые свойства в человеке. То есть, нашего эгоизма недостаточно. Нам необходимо получить свойство  Высшего мира.

Вот Книга Зоар, в основном, этим и занимается, - когда мы начинаем ее изучать, мы притягиваем к себе свойство милосердия.

Это - тайное воздействие Книги Зоар. То есть, она рассказывает о том, что находится глубоко-глубоко внутри тебя, и возбуждает в тебе эти внутренние свойства. И ты вдруг начинаешь ощущать: "Ой, что-то во мне происходит, что-то во мне эта книжка делает". Что именно она делает во мне, я не понимаю, но становлюсь каким-то подвижным изнутри, - что-то во мне меняется.

А. Демидов: Но это к лучшему. Здесь нет никакой опасности каких-то ощущений?

М. Лайтман: Нет. Абсолютно!

Мы находимся сейчас в таком состоянии, когда весь мир обязан измениться. И эта книга - наш путеводитель в реальный мир, в настоящую жизнь.


источник – интернет-газета Единый мир
                http://www.kabmir.com/