Жук. Истории Детского Лагеря

Александр Колдашов
НАТ. ЛУЖАЙКА - ДЕНЬ

Илья и Степан сидят на лужайке и смотрят на яркое солнце. После продолжительного молчания Степан начинает разговор.

СТЕПАН
Сколько весит Солнце?

ИЛЬЯ
Не знаю. А зачем тебе?

СТЕПАН
Да, так. К слову пришлось.

По руке Ильи ползёт жук. Илья аккуратно берёт пальцами жука и рассматривает его.

СТЕПАН
Дай посмотреть.

Илья передаёт жука Степану. Степан начинает разглядывать жука.

СТЕПАН
Можно я его себе оставлю?

ИЛЬЯ
Забирай.

Степан приподнимается и начинает внимательно разглядывать траву.

СТЕПАН
Я видел, здесь должны быть ещё такие жуки, и даже лучше.

Илья ложится на траву и загорает.

ИЛЬЯ
А зачем тебе жуки?

СТЕПАН
Не знаю, просто хочу много жуков. Три или пять.

Степан достаёт из кармана платок, расстилает его и кладёт на него жука. Порывшись в траве, находит ещё одного, и кладёт его рядом на платок.

СТЕПАН
Я их соберу в банку. А банку поставлю на окно. Я думаю, воспитатели мне разрешат.

ИЛЬЯ
Лучше не показывать. Могут не разрешить. Или отберут...

СТЕПАН
Жуков?

ИЛЬЯ
Жуков и банку.

СТЕПАН
Думаешь?

ИЛЬЯ
Думаю, да.

СТЕПАН
Тогда я только вечером буду ставить банку на окно, а днём прятать.

Степан собирает ещё несколько крупных жуков.

ИЛЬЯ
А зачем тебе всё-таки жуки?

СТЕПАН
Ну, как... Я же сказал, поставлю банку на окно и буду смотреть. Ощущать как-бы близость к природе. Да, и надо ещё травы для них нарвать. Чтобы было совсем красиво.

Степан срывает несколько листьев и цветков, кладёт их на платок к жукам, а затем аккуратно сворачивает платок в кулёчек и берёт его так, чтобы не подавить жуков.

ИЛЬЯ
Аккуратно, не раздави.

СТЕПАН
Да, знаю я.

Ребята поднимаются и уходят.

НАТ. ЛАГЕРЬ ДОРОЖКА - ВЕЧЕР

Ребята идут по дорожке лагеря. Степан аккуратно несёт жуков и оглядывается на ходу. Степан останавливается и отбегает за угол дома. Тут же возвращается уже с маленькой прозрачной банкой в руке.

СТЕПАН
(на ходу)
Вот и банка.

Илья молча кивает головой. Ребята проходят ещё немного и присаживаются на скамейку. Степан деловито ссыпает жуков и траву в банку, и разглядывает её в свете заходящего солнца. Жуки ползают внутри неё.

ИЛЬЯ
Пошли ужинать.

Ребята поднимаются и идут дальше.

ИНТ. СТОЛОВАЯ - ВЕЧЕР

Ребята ужинают в столовой.

ИЛЬЯ
А что жуки будут есть?

СТЕПАН
Траву.

ИЛЬЯ
А если им не понравится? Может ты их отпустишь? Они сами найдут себе еду.

СТЕПАН
Неа. Не отпущу.

ИНТ. СПАЛЬНЯ - ВЕЧЕР

Койки Ильи и Степана стоят рядом у окна. Илья лежит на койке и читает книгу. Степан ставит банку с жуками на окно, сам садится рядом и внимательно смотрит на жуков. Степан сидит так довольно долго, задумчивый и пристально глядящий на банку.

СТЕПАН
Классно.

Степан отворачивается от банки и начинает укладываться на постели.

СТЕПАН
А что ты читаешь?

ИЛЬЯ
Да так, ерунда.

Илья откладывает книгу и заворачивается в одеяло.

ИЛЬЯ
А вот мой папа читал книгу, так там один бухгалтер превратился в жука.

Степан лежит в постели завернувшись в одеяло.

СТЕПАН
Бухгалтер?

ИЛЬЯ
Вроде, да. Это такой человек, который бумаги подшивает.

СТЕПАН
А как он превратился?

ИЛЬЯ
Ну, просто. Спал-спал ночью, утром проснулся - глядит, а он уже жук. Типа майского, только большой. Он не знал, как родителям об этом сказать... Начальству, на работе. Очень переживал.

СТЕПАН
И что с ним стало?

ИЛЬЯ
Папа не дочитал. Вязко написано.

Ребята закрывают глаза и лежат тихо.

СТЕПАН
Ты это серьёзно, про жука?

ИЛЬЯ
Ну, там так было написано.

Илья переворачивается на другой бок и ребята некоторое время лежат молча.

СТЕПАН
А почему он превратился в жука?

ИЛЬЯ
А там не сказано. Может быть он перед этим тоже наловил жуков? Кто знает...

Ребята лежат тихо.

ИНТ. СПАЛЬНЯ - УТРО

На подоконнике всё ещё стоит банка с жуками. Илья просыпается, садится на койке и протирает глаза. На постели Степана никого нет.

Илья внимательно осматривает постель, поднимает одеяло и обнаруживает под ним большого жука.

Илья аккуратно берёт жука двумя пальчиками и кладёт в банку на подоконнике, к другим жукам. Илья садится напротив банки и продолжительно, внимательно смотрит на возню жуков в банке. Слышно утреннее щебетанье птиц и треск сверчков.

ИЛЬЯ
Классно.

ИНТ. СПАЛЬНЯ - НОЧЬ

Степан встревоженно, шумно просыпается в своей кровати.

ИЛЬЯ
Ты чего?

СТЕПАН
Чего-то мне нехорошие сны снятся. Что я жуком стал и в банке сижу.

ИЛЬЯ
Жуком? Как в книге?

СТЕПАН
Ну, да.

Илья ворочается, а Степан лежит неподвижно, очень взволнованный.

СТЕПАН
А если в той книге правда? И я тоже превращусь в жука?

ИЛЬЯ
Там художественная книга была. Выдумки.

СТЕПАН
Чего-то мне спать совсем не хочется...

ИЛЬЯ
А мне хочется.

СТЕПАН
А если ты проснёшься утром, а я буду уже жуком?

ИЛЬЯ
Скорее всего не будешь.

СТЕПАН
Ага, проверить предлагаешь? Превращусь или нет?! Здорово! Хочешь, потом с жуком дружить? Интересный заварится компот.

ИЛЬЯ
(сонно)
Я засыпаю... Я сплю... Я ничего не слышу.

СТЕПАН
Какие-то у меня тяжкие предчувствия.

ИНТ. СПАЛЬНЯ - НОЧЬ

Слышно громкое карканье вороны. Илья просыпается и оглядывается. На койке Степана никого нет.

Илья садится и смотрит на койку непонимающим взглядом. Илья встаёт, начинает осматривать постель. Поднимает одеяло, подушку и ничего под ними не находит.

Илья в недоумении спускается на пол и заглядывает под кровать. Заметив там что-то, Илья залезает под кровать, но очень скоро возвращается оттуда со сжатым кулаком.

Илья усаживает на пол и разжимает кулак. На ладони лежит крупный жук.

ИЛЬЯ
(обалдевши)
Не может быть. Всё по-настоящему.

Илья смотрит во все глаза на жука и у него начинается тихая истерика.

ИЛЬЯ
(жуку)
Это же просто сказка была. А ты взаправду в жука превратился? Ааа... Зачем ты превратился в жука?! Зачем?! Кто тебе разрешил?! Зачем ты вообще собирал этих жуков?! Как я теперь буду тут?! До конца смены с жуком дружить?!

Илья переводит дух.

ИЛЬЯ
(жуку)
А как я скажу родителям? А как я скажу воспитателям, что ты в жука превратился? Они ведь мне не поверят! Выкинут тебя в траву и никто не найдёт... Ааа...

НАТ. ЛУЖАЙКА - НОЧЬ

По лужайке идёт Степан с банкой в руке. Степан присаживается на лужайке, открывает банку и аккуратно вынимает оттуда жука. Кладёт его на траву. Потом вынимает других жуков и раскладывает их в траве.

СТЕПАН
Идите гулять. Идите...

ИНТ. СПАЛЬНЯ - НОЧЬ

Илья сидит заплаканный на полу с жуком в руках.

Открывается окно и в него пролазит Степан. Илья поворачивает голову и удивлённо смотрит на него.

СТЕПАН
Ты чего тут сидишь на полу?

Илья смотрит на жука потом на Степана.

ИЛЬЯ
(удивлённо)
А ты не жук?

СТЕПАН
Нет, я не жук.

ИЛЬЯ
(указывая на жука)
А это кто тогда?

СТЕПАН
Жук. Где ты его взял?

ИЛЬЯ
Под кроватью.

Илья показывает пальцем далеко под кровать.

ИЛЬЯ
Вон там.

Илья кладёт жука под кровать.

ИЛЬЯ
А я думал, ты уже жуком стал. По-настоящему. А ты где был?

СТЕПАН
Жуков по домам разводил.

Илья и Степан ложатся на постели.

СТЕПАН
Теперь хоть посплю спокойно.

Илья отворачивается.

ИЛЬЯ
(недовольно)
Я тоже.

КОНЕЦ