Ярмарочный мальчик Юрия Нечипоренко

Андрей Пустогаров
 

Советую вам , если не купить эту книжку, то хотя бы подержать в руках. Вам будет приятно.  Эту книгу автор написал довольно давно и спустя много лет она словно бы случайно встретилась с издательством и художником.  «Картинки Евгения Подколзина» - сообщает нам титульный лист. Книга как бы детская. На мой взгляд, это неспроста.  Попробуем сразу взять быка за рога:
любой, пишущий биографию Гоголя не сможет пройти мимо некоторых «странностей» его жизни.
Вот и Нечипоренко  сообщает о гимназических годах: « Порой Гоголь даже кричал козлом у себя в комнате, или хрюкал свиньей, забравшись куда-то в темный угол». Или : «В ночь  накануне наказания он заболел – и утром по всей гимназии разнеслась весть: Гоголь взбесился! … лицо Гоголя страшно исказилось, глаза засверкали диким блеском, волосы встали дыбом; он заскрипел зубами, изо рта показалась пена…» (Для описания этой сцены Нечипоренко словно  позаимствовал стиль самого Гоголя).
Еще несколько цитат из книги: « к женщинам относился с опаской»,  «был знаменит своей скрытностью и хитростью», «любил надевать странные облачения …. на голове – малиновый кокошник, шитый золотом».  Мы еще вернемся к объяснению автором книги этого кокошника.
А пока остановимся на суждении, с которым не можем не согласиться: «В душе человека хранится огромная энергия. Так же точно, как может случиться пожар на нефтяном месторождении и сила пламени станет неуправляемой, может сгореть в творческом порыве художник или писатель». Заметим только, что как раз творческий порыв может быть одним из  проявлений подземного пожара, а не им самим.  Автор пишет очень осторожно, без подробностей: «Гоголь умер, не дожив до старости».  Но мы можем самостоятельно заглянуть к  Вересаеву в  его «Гоголь в жизни» и прочесть про «усиленное стремление умерщвлять тело совершенным воздержанием от пищи» (Тарасенков) и про «явные признаки жестокой нервической горячки» (Погодин).
Возникает вопрос: если Гоголь согласно русской традиции, как всякий великий писатель, это почти «наше все», а именно – образец  для поклонения и подражания, то как же сочетать это с явной трагедией его жизни, с его внутренними конфликтами, не оставившими ему другого выхода, кроме самоубийства?
Вспомним   немотивированную по существу жестокость  к беззащитным людям  у главного героя в «Тарасе Бульбе». Вспомним и чрезвычайно натуралистическое описание человека с содранной заживо кожей в «Пленнике». Что и говорить об обступившей героя нечисти в «Вие», о «мертвых душах» и «каких-то свиных рылах  вместо лиц"?  Не прорывался ли это тот подземный пожар, о котором так образно написал Юрий Нечипоренко?
Вот на этот главный вопрос – как же примирить личную духовную катастрофу Гоголя с тем «разумным, добрым, вечным», которое должна нести классика, и отвечает  в своей книге Юрий Нечипоренко.  Для этого  и нужен автору «детский взгляд» - ведь детство любопытно и интересуется всеми энергиями без исключения, ничего не зная заранее, каждый раз начиная все заново на свой страх и риск.  Этот  взгляд  многое позволяет рассмотреть в самом Гоголе – ведь в Гоголе столько детского!  Это  детство  смеется над взрослыми и  нарушает запреты;  это детство заворачивает жука в бумагу и поджигает его, чтобы посмотреть, что с ним будет.  Посмотрите, как ребячлив фольклор.    А еще для объяснения нужна Нечипоренко  Ярмарка, с разговора о которой  начинается его  книга.  Ярмарка у Нечипоренко – это  ключевая точка мироздания. Это место, где обмениваются  энергиями – всякими, ведь товары – лишь один из элементов этого обмена.  Творческими, жизненными, светлыми и  темными, агрессивными. Сам процесс обмена опасен, опасно и место, где он происходит. От Гоголя мы знаем   – именно на ярмарке проще всего повстречаться с чертом. Особая осторожность нужна каждому участнику этой Ярмарки, особая манера поведения, позволяющая избежать беду.   Поэтому  «купленный товар не принесет счастья, если его не «обмыть». А там, где веселье и хмель – там место людям праздничным – певцам, танцорам и музыкантам». Вот Гоголь и есть ярмарочный мальчик, заклинающий, отводящий беду,  взявший на себя  общение с опасными стихиями, попытавшийся рассказать о них – вывести их на свет божий.  А для этого надо иметь внутри себя хоть частицу этих опасных стихий.
Вернемся к эпизоду с кокошником: « в Гоголе было что-то от шамана», - пишет Нечипоренко, объясняя этот кокошник схожестью с шаманским головным убором,  - « Каждый шаман переносит «шаманскую болезнь» - состояние в котором он находится на границе между жизнью и смертью».
Вот на этой грани и находится Гоголь -     в просветлении темных сил, в борьбе с ними внутри себя и есть подвиг Гоголя – и человеческий, и писательский.  Борьба эта  именно у Гоголя оказалась, пожалуй, наиболее драматичной – и с невеселым концом, а вместе с тем – вовсе не унылая, яркая, звучная,  ярмарочная. Это и есть его «разумное, доброе, вечное».
Почувствует ли все это читатель книги Нечипоренко, в том числе и читатель юный? Может, отчетливо и не осознает, а почувствовать – почувствует. А чувство – вещь глубокая, глядишь, в нужный момент и  не улетучится, выручит.

http://www.epampa.narod.ru/nech/gogol.html
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4415709/