Креативная триада оргситуация, униморф, унимодус

Анатолий Секретарев
  Эти три категории, подобно трем эпохам логоэволюции, также связаны с тремя пространствами человеческого существования  - семантическим, символическим и ситуационным

  Организующей ситуацией (сокращенно  - оргситуацией) мы назовем любую достаточно часто наблюдаемую человеком ситуацию, жизненно важную для него и максимально, в соответсвии с уровнем развития сознания, осознанную им. Организующими такие ситуации я называю потому, что они играли важную роль в организации разумной деятельности человека, поскольку в конетексте таких ситуаций формировались и системы символов (в том числе и язык) и системы понятий. Заметим, что оргситуация выступает в роли условной базовой еденицы ситуационного пространства.

  Подобной базовой еденицей пространства символического естественно считать некоторый идеальный символ. Идеальный символ  - это такой результат человеческой деятельности, который легко (т.е. с минимальными энергетическими затратами и практически в любых условиях) создается, легко  распознается и легко тиражируется. Можно сказать, что речь идет о легко создаваемом носителе яркой выразительной формы  - то ли движения или совкупности движений (жест, танец и т.п.), то ли материального объекта (знак, предмет и т.п.), то ли звукового сигнала или последовательности таких сигналов (созданных органами речи или с помощью сторонних предметов).
  То, что идеальный символ должен легко создаваться, придает ему такое свойство как универсальность. Поэтому мы назовем идеальный графический символ униграфом, а идеальный речевой символ, т.е. устойчивое, удобное для произношения и распознавания сочетание фонем,  - униморфом.
 
  Огромную роль в изучении процесса логоэволюции играет исследование такой системы символов как язык, и в первую очередь - устная речь. Именно поэтому в базовой креативной триаде элементом символического пространства мы полагаем униморф, иначе говоря  - праслово.

  А вот в роли прапонятия, т.е. первичного отражения объективных законов Бытия в сознании человека, у нас будет выступать унимодус (универсальный модус т.е. общий образ, характер сущности  - ситуации, объекта). Говоря точнее, унимодусом мы назовем некоторую обобщенную структуру, присущую в той или иной степени всем явлениям материального мира.
   
  Очень важно то, что среди унимодусов существует два основных, в равной степени значимых и наиболее универсальных, т.е. достаточно выразительно выявляемых во всех явлениях и объектах материального мира.Это унимодусы "линейный гетероген" и "циркумполяр".  Коротко определим их.

  Унимодус "линейный гетероген" являет собой совокупность двух взаимодействующих альтернатив и контактной зоны, где сосредоточено их взаимодействие. Унимодус "циркумполяр" представляет собой совокупность эпицентра, источника влияния и его диоцезы, зоны его влияния.

  То, что базовых унимодусов два, можно считать выявлением бинарности начала всего сущего или принципа, который я называю "принцип всеобшей гетерогенности". Он формулируется так: каждая целостность выявляет свою сущность только в противостоянии с иной целостностью. 

  Свидетельств фундаментальности пары "циркумполярность - линейная гетерогенность" более, чем достаточно. Приведу несколько примеров соответствующих пар фундаментальных категорий логоэволюции, причем во всех приводимых парах категорий на первом месте будет называться та, которая имеет циркумполярную доминанту.

  В эволюции языка этот дуализм выявляется в наличии двух главных типов посессии (т.е. отношения подчиненности), называемых esse- и  habeo-посессией. В эволюции наших представлений о материальном мире этот дуализм выражается в появлении таких пар фундаментальных категорий как магнитное и электрическое поле, открытое и замкнутое множество, круговое, циклическое и линейное, поступательное движение. В эволюции социального устройства выявлением этого дуализма являются принципы несмежной и смежной заселенности (речь идет о превалирующем в социуме стремлении к раздельному или сопредельному проживанию). В эволюции наших представлений о развитии живых организмов этот дуализм выражается в фиксации наличия протокариотов и эукариотов (живых клеток с поверхностным и центральным расположением генного материала) и, естественно, в наличии женского и мужского начала у наиболее высокоорганизованных двуполых организмов.

 В завершение этого общего знакомства с унимодусами замечу, что в процессе онтологических исследований унимодусы "циркумполяр" и "линейный гетероген" возникают чрезвычайно часто и в очень существенных ситуациях.

  Но сейчас мы вернемся к изначальной креативной триаде, а точнее  -  к тому, каким образом три ее составляющие связаны между собой в некотором обобщенном элементарном креативном акте логоэволюции, в котором происходит осознанное носителем разума взаимодействие трех пространств его существования - семантического, символического и ситуационного. Замечу, что без существенного нарушения общности наших рассуждений можно считать, что этот креативный акт является актом языкотворчества, где под языком понимается язык надситуационный.
 
  Этот креативный акт я моделирую следующим образом: он состоит в изначальном стремлении субъекта логоэволюции установить связь между некоторым унимодусом и некоторой оргситуацией и в последующей генерации субъектом униморфа как символа того, что такая связь установлена. Иными словами, униморф или, говоря проще, праслово, и возникает, и генерируется не как образ-символ некоторого объекта или даже взаимодействия объектов, т.е. оргситуации, а как образ-символ установленного соответствия между структурой некоторой оргситуации и определенным прапонятием  - унимодусом.

  К такой довольно непростой модели генезиса надситуационного языка я пришел, в частности, потому, что исследуя семантику слов евразийских языков, имеющих общую морфооснову, я заметил, что общей  доминантой спектров значений таких (скажем так - однокоренных) слов являются именно унимодусы, и чаще всего  - циркумполяр и линейный гетероген.

  В последующих текстах я приведу разнообразные и объемные иллюстрации, свидетельствующие о правдоподобии изложенной модели генезиса надситуационного языка. А сейчас ограничусь одной морфемосемемой (так я называю совокупности лексем, объединенные общей морфоосновой и общей основой семантической): mrpphmsmm{d*_ae_r_ae_b*_ae = унимодус "циркумполяр" с его составляющими и производные понятия}.

 Поскольку указанную морфооснову имеет славянское слово "дерево", начнем с того, что носитель или создатель формируемого надситуационного языка наблюдает дерево, окруженное россыпью упавших с него плодов или хвороста. Эта оргситуация структурно близка к унимодусу "циркумполяр"  - дерево выступает в роли его эпицентра, а опавшие плоды или хворост - диоцезы. Фиксация осознания этого соответствия между оргситуацией (дерево, окруженное опавшими плодами или хворостом) и унимодусом (циркумполяр) будет отражена в некотором униморфе. Предположим, что его морфоосновой будет морф d*_ae_r_ae_b*_ae . Тогда, исходя из вышесказанного, этот униморф должен быть не символом дерева с его окружением, а совместным символом и унимодуса "циркумполяр", и того, что структурно схоже с последним, в том числе и дерева с его окружением.

 Сейчас мы увидим, что даже ограничиваясь славянской лексикой, мы сможем зафиксировать в семантике слов с этой морфоосновой ряд понятий, с одной стороны, -  весьма различных, причем имеющих отношение не только к деревьям и иной растительности, а с другой стороны,  - объединенных тем, что все они четко увязываются с циркумполярной структурой.
 
  Вот некоторые эти, в основном славянские, "циркумполярные" лексемы с морфоосновой d*_ae_r_ae_b*_ae, сгрупированные по значениям.

(Внимание! Нижеследующий текст будет дополняться и уточняться)

-  Дерево, которое само по себе является ярким выявлением циркумполярной структуры (ствол - как эпицентр, ветки, лист - как его диоцеза): d_(e)_r_e_v_o = дерево (общеслав.)

- Ствол древесный, туловище, остов - как эпицентр циркумполяра: t_r_u_p = ствол дерева (древнерусск., болг.); туловище (болг., сербохорв.) - Фасмер, ІV, 109.

-  Дрова, ветки, хворост, которые можно трактовать как элементы диоцезы: d_r_o_v_a = дрова, хворост (общеслав.)

- Лестница.  Неожиданным "уловом", полученным при рассмотрении этой  циркумполярной морфемосемемы является семантическая генеза лексем с основой d*_ae_r_ae_b*_ae и значением "лестница". Это романо-германские лексемы с основой t_r_ae_p_(ae) , украинская d_r_a_b_y`_-_n_a . Эта генеза лексем базируется на генезе самого устройства лестницы, которая вначале являла собой ствол дерева с чередой специально оставленных по бокам сучьев. Натолкнули на эту мысль лексемы:  o_s_t_r_e_v__(чешск.) - ствол дерева с сучьями, служащий для  просушки фуража или в качестве лестницы  - *Пр91, 52.*;  o_s_t_r_e_v , o_s_t_r_v_a__(старопольск.) - ствол дерева с сучьями (встречается в описаниях гербов) - *Пр91, 52.*
 Бесспорно, эта "пралестница", впрочем, как и само дерево, "скелетом" которого она и является, представляет собою выразительное воплощение унимодуса "циркумполяр" - ствол выступает как эпицентр, сучья  - как его диоцеза. Кстати, геральдический смысл этого объекта в том, что он выразительно представляет идею генеалогического древа: основной род здесь представлен стволом-єпицентром, тогда как сучья, составляющие диоцезу,  выступают как символы родов-ответвлений, боковых родственных связей. 

-  Трава, которую можно трактовать как растительное окружение, т.е. как окрестность-диоцезу: t_r_a_v_a  = трава (общеслав.)

- Труба, цилиндрическое тело, которое можно считать выразительным выявлением циркумполярной структуры: t_r_*_b_a  - общеславянская основа лексемы со значением "труба".

- Тропа, петляющая, извилистая дорожка, след, т.е. то, что в отличие от прямого пути имеет доминантой номинации понятия "поворот, изгиб", которые являются производными от основного понятия "окружность, окружение", явно циркумполярного:  t_r_o_p_a = тропа (русск., древнерусск.);

- Внутренности, потроха как то, что соотносится с внутренностью, т.е. эпицентром циркумполяра:
d_r_o_b_y = потроха (чешск.); d_r_o_b  - внутренности, утроба (болг., сербохорв., словенськ.) -  Фасмер, І, 539.

- Дробь, нечто мелкое, встречающееся как правило, в россыпи, а значит, такое, что может трактоваться как частицы, составляющие окружение-диоцезу, например, субъекта речи (кстати, следует заметить, что одной из главных характеристик элмента диоцезы является его множественность, так как элементы диоцезы всегда пребывают в совокупности с себе подобными, ведь их число в окружении эпицентра должно быть не менее двух): d_r_o_b , t_e_r_e_b - корень славянских лексем со значением "измельчать, дробить". Отсюда вытекают этимологии более поздних образований  - "истребить" < ae_s* - t_ae_r_ae_b*_ae = из-мельчить, из-дробить (сравн. с "обратить в прах", "стереть в порошок"); "потрава" - вытаптывание посевов  - по смыслу то же, что и "из-мельчение, по-дробление, ис-требление". 

- Расчищенная сравнительно небольшая делянка земли: t_e_r_e_b__(сев.-русск.) = делянка земли, которую расчистили от зарослей - Фасмер, IV, 45. Заметим, что на таких делянках, как правило, нет постоянного жилья, и они существуют, как правило, во множестве, составляя диоцезу некоторого эпицентра  - поселения, места постоянного проживания тех, кто создает эти угодья-уходы, пребывая там только в течение аграрного или промыслового сезона. Итак, циркумполярность здесь выявляется не в самой делянке, а в характере структуры, в состав которой эта делянка входит.
   Заметим, что в общеславянском  ostr*v = остров присутствуют три консонанты исследуемой морфемосемемы - t < d*, r , v < b*.  Добавим и то, что на многих славянских языках, в том числе и на различных русских наречиях, островами назывались не только окруженные водой участки суши, а и отдельные делянки-угодья. Это дает основания предположить, что слово "остров" является развитием первичной трехконсонантной лексемы, принадлежащей нашей морфемосемеме.

   Займемся анализом лексемы "остров" поподробнее, поскольку существует достаточно емкое исследование этимологии этого слова (см. *Пр91.*), выполненное, естественно, без применения излагаемой в данном тексте методики, весьма авторитетным филологом В.Л. Цымбурским. Таким образом, мы получим возможность сравнить два различных этимологических подхода и оценить относительную результативность обоих.

   Согласно общепринятой этимология слова "остров" членение лексемы имеет вид o - str*v , а приписываемым значением является "о-струенное, т.е. обтекаемое водой".

  В.Л. Цымбурский, считая сомнительной этимологию слова "остров", выводящую его от понятия "то, что между струй", приходит к выводу, что основой лексемы явлется индоевропейское *Hek'-r / *Hok'-r  - "острый". Из текста *Пр91* следует, что доминантой номинации острова автор считает понятие "острый" потому, что остров торчит (как острие), возвышается над плоским окружением  - то ли водным, то ли равнинным, -  последнее в том случае, когда островом именуется отдельное, часто возвышенное место. Как важный аргумент в пользу своей версии этимологии, В.Л. Цымбурский приводит ряд славянских лексем с основой *Ostr-v , имеющих значения "кол с сучьями для развешивания сбруи, травы для просушки". Вот одна их этих лексем, кстати, очень характерная:
o`_s_t_r_o_v , o_s_t_r_o`_v,__(русск. диал.) - вбитый в землю кол, вокруг которого наметывают стог - *Пр91, 52.*
  Именно, при рассмотрении этих лексем, В.Л. Цымбурский не заметил очевидной циркумполярности структур, в состав которых в качестве эпицентра входил кол (диоцезой эпицентра-кола тут являлись либо сучья с развешанными на них объектами, либо окружающие кол охапки сена в стоге). В итоге кол был рассмотрен не как часть именуемой словом "остров" структуры, а как самостоятельный объект номинации. Доминантой номинации кола была выбрана его острота, это и трактовалось как дополнительный аргумент в пользу этимологии лексемы "остров", выводящую ее от понятия "острый".

  Я же, исходя из циркумполярной генезы этой лексемы, полагаю, что членение имеет вид  os-tr*v, и основой является  не str , а tr*v, а os-  является префиксальной добавкой, скорее всего, с усилительным смыслом. Аргументом в пользу моего членения является существование иной формы названия делянки угодий: p_r_i_t_e_r_e_b__(cев.-русск.) - делянка земли;  "…надъ нюрдолою (название реки - А.С.) поженка уре/ичище ре/ипе/ищо и с притеребомъ …" Купчая игумена Василия на двор и дворище с угодьями, которын продал Матвей-Урван Левонтьев. Из двинских грамот XV ст. - *Дж24.XIII.2, строки 13-17.*
 Как видим, в трех формах названиях делянки - tereb, ostrov, pritereb - сохраняется морф d*_ae_r_ae_b*_(ae), что свидетельствует в пользу того, что именно он является корневым и что мое членение лексемы os-tr*v правдоподобно.

 Продолжение будет выставлено в ближайшее время (27.03.2010).

Пр91. Цымбурский В.Л. Праславянское *ostrovъ: к пересмотру этимологии. // Славяноведение. №4. М., 1999. С. 50-57.
Дж24. Хрестоматия по истории русского языка. - М., 1990.(Нумерация отдельных документов такая, как в источнике.)